Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Дом в тысячу этажей » ( чеш. Dům o tisíci patrech ) — фантастический роман - антиутопия с элементами абсурда чешского писателя Яна Вайсса , впервые изданный в 1929 году . В СССР роман издавался как минимум трижды — в 1966 году издательством « Мир », в 1986 году издательством « » и в 1988 году издательством « Правда ».
Главный герой, Пётр Брок, просыпается на лестничной площадке в подъезде бесконечно высокого дома. В кармане он находит записную книжку частного следователя, нанятого объединённым правительством мира и направленным на остров Гордыни в построенный там Муллер-дом , и начинает ассоциировать себя с ним. Цитадель , небоскрёб размером в тысячу этажей, построенный из фантастического материала солиума , в который переселилось большинство живущих в мире людей, дом представлен в виде отдельного государства, управляемого таинственным и загадочным Огисфером Муллером. Главная задача, поставленная перед Броком — разыскать и спасти принцессу Тамару, похищенную среди прочих молодых и красивых женщин зловещим диктатором, а также, если подтвердятся худшие предположения, убить Муллера. Против сыщика выступает банда отъявленных головорезов, убийц и отравителей. Однако, Пётр Брок имеет перед ними явное преимущество: он невидим для окружающих. Параллельно развивается сюжет пролетарской революции, против которой приспешники Муллера пытаются применить самые необычные средства, в том числе газ СИО, от которого люди стареют в течение нескольких часов. Но Пётр Брок обращает этот газ против самих наёмников Муллера и выполняет поставленные задачи, но, как кажется, ценой жизни... и в последней главе романа становится ясно, что все описываемые события — не более, чем лихорадочный сон тифозного военнопленного времён Первой мировой войны .
Чешский критик Иржи Хаек отмечает, что для творчества Вайсса характерно присутствие абсурдистских мотивов и частое обращение ко сну ; "одержимость" Вайсса проблемой сна имела жизненный, автобиографический источник . Во время Первой мировой войны Вайсс был мобилизован, на русском фронте был взят в плен и несколько месяцев, пребывая в горячечном бреду, провёл в тифозном "бараке смерти". В биографической заметке он часто вспоминал живые "стеклянные сны", врезавшиеся в память. Сам Вайсс писал: "...без сна с жёлтой лампочкой в бараке лагеря для военнопленных, куда герой вновь и вновь возвращается, не было бы и дома в тысячу этажей, который должен был наконец обрушиться, чтобы пленный мог пробудиться для реальной жизни" .