Interested Article - Психея
- 2020-02-20
- 2
Психе́я , или Психе́ ( др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Эрот (Амур): то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь . Миф был впервые изложен Апулеем в романе « Метаморфозы ».
Миф об Амуре и Психее (по Апулею)
У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту . Последняя оскорбилась и решила погубить девушку. Позвав своего сына Эрота , она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею как бездушной красотой и никто не искал её руки.
В горе обратился её отец к милетскому оракулу , и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой незримого существа, навещавшего её лишь ночью. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав о её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не узнавать кто он. Сёстры нашептали, что её супруг — чудовище, и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Дождавшись ночи, Психея зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством супруги, он улетел, а Психея, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед матерью Эрота — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса . В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.
Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зёрнам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сёстры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесёт их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия — богиня, олицетворяющая наслаждение.
Интерпретации
В. Я. Пропп отмечал, что историю об Амуре и Психее можно отнести к традиционно сказочным мотивам о временных браках с братьями и предполагает, что в сюжете контаминировано несколько сказочных сюжетов и подчеркивает, что «сказка об исчезнувшем супруге, собственно — другая сказка» . Представители мифологической школы трактовали данный сюжет как отражение явлений природы . Распространена также точка зрения, которая предполагает в основе сказки мистерию , возможно, исидического культа, в которой сравнивают Психею с Исидой страдающей, а Венеру с Исидой царствующей. Р. Меркельбах (R. Merkelbach) в своей книге «Роман и мистерия в античное время» (1962), предположил, что греко-римские романы («Амур и Психея», «Эфесий» и « Эфиопика ») являются текстами мистерий и фактически нарративными переложениями инициации .
Психея в литературе и искусстве
Психея в литературе
Миф об Амуре (Эроте, Купидоне) и Психее послужил сюжетом для многих литературных произведений.
- Жан де Лафонтен , повесть в стихах и прозе «Любовь Психеи и Купидона»
- « Психея » — трагедия-балет в пяти действиях, совместная работа композитора Ж. Б. Люлли , балетмейстера П. Бошана , декоратора К. Вигарани и поэтов-драматургов Мольера , Ф. Кино и П. Корнеля . На её основе Люлли создал в 1678 году оперу.
- М. А. Дмитриев-Мамонов , «Любовь Псиши и Купидона» (перевод из Лафонтена) и поэма «Любовь» (1771)
- Ипполит Фёдорович Богданович , поэма «Душенька»
- Джон Китс , «Ода Психее»
- Ежи Жулавский , пьеса «Эрот и Психея» (1904)
- Клайв Стейплз Льюис , «Пока мы лиц не обрели»
- Валерий Брюсов , «Психея»
- Александр Куприн , «Психея»
- Цветаева, Марина Ивановна , «Психея»
- , «Мифология от Психеи»
- Патрик Зюскинд , « Парфюмер » (так назывались духи, с которых началось основное развитие сюжета романа)
- Рик Риордан «Дом Аида» (упоминаются)
- Эдгар Аллан По « Улялюм » (упоминается)
- Николай Гоголь « Портрет »
Амур и Психея в изобразительном искусстве
- Эдвард Бёрн-Джонс , « Пан и Психея»
- Адольф Вильям Бугро , « Похищение Психеи »
- Антонис Ван Дейк , « Амур и Психея »
- Пьер-Луи Делаваль , «Психея, покинутая Амуром»
- Морис Дени , «История Психеи»
- Фрасуа Жерар , «Амур и Психея, или Психея, получающая первый поцелуй любви»
-
«
Амур и Психея
» — скульптурное изображение Амура и Психеи, древнеримская копия I—II ст. н. э. из несохранённого древнегреческого оригинала.
- Антонио Канова , « Амур и Психея »
- Уильям Кендалл , «Психея» (изображена старшая дочь Кендалла — Элизабет)
- Фредерик Лейтон , «Купание Психеи» (в образе Психеи запечатлена возлюбленная художника, натурщица и драматическая актриса Дороти Дин ), до 1890
- Огюст Роден , «Амур и Психея»
- Рейнгольд Бегас , «Меркурий и Психея»
- Джон Уильям Уотерхаус , «Психея, открывающая ларец»
Психея в музыке
- Жан-Батист Люлли , опера (лирическая трагедия) «Психея» на либретто Тома Корнеля и Бернара де Фонтенеля (1678).
- Сезар Франк , оратория «Психея» для хора и симфонического оркестра (1888)
- Мануэль де Фалья , пьеса «Психея» для камерного оркестра и голоса (1924)
- Психея — российская рок-группа
Психея в астрономии
- (16) Психея — астероид , открытый в 1852 году
См. также
Литература
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Апулей . Апология. Метаморфозы. Флориды / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. — М. : АН СССР, 1960.
- Лафонтен Ж. Любовь Психеи и Купидона. М.-Л., 1964. 138 с.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л. : Изд-во ЛГУ , 1986. — 364 с.
- Войтехович Р. С. . — Тарту, 2005.
- Осокин М. Ю. Сюжет о Психее и Купидоне в западноевропейской и русской литературе XVII—XVIII веков. — М., 2005.
Примечания
- Мифы народов мира . М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 344—345; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 170.
- См. Фульгенций . Мифологии III 6; Первый Ватиканский мифограф III 29.
- В. Я. Пропп. . — Рипол Классик, 2013. — 335 с. — ISBN 9785458035170 .
- Н. А. Гуляев. . — Высшая школа, 1977. — 288 с.
- Мирча Элиаде. . rumagic.com. Дата обращения: 21 апреля 2018. 21 апреля 2018 года.
Ссылки
- (Роман Войтехович)
- 2020-02-20
- 2