Interested Article - Фучик, Юлиус (композитор)
- 2020-07-29
- 1
Юлиус Арношт Вилем Фучик, Юлиус Эрнст Вильгельм Фучик ( чеш. Julius Arnošt Vilém Fučík , нем. Julius Ernst Wilhelm Fucik ; 18 июля 1872 , Прага ― 25 сентября 1916 , Берлин ) ― австро-венгерский композитор , дирижёр и музыкант чешского происхождения. Автор знаменитого марша « Выход гладиаторов ».
Биография
Молодые годы
Юлиус Фучик родился в 1872 году в семье мелкого ремесленника. С 1885 года , с возраста 13 лет, по совету своего дяди-музыканта и при финансовой помощи со стороны бабушки учится в Пражской консерватории по классу фагота у , скрипки у Бенневица и композиции . В последние полгода его обучения композицию в консерватории стал преподавать Дворжак , к которому у Фучика сохранилось уважительное отношение на всю жизнь, несмотря на строгость и резкость преподавания последнего.
После окончания консерватории в 1891 году Фучику предстояла военная служба. По совету одного из своих учителей, военного капельмейстера Благи, он поступает на неё досрочно и добровольно, чтобы иметь возможность выбора места службы. Блага порекомендовал ему , стоявший в Вене , капельмейстером в котором был уроженец Северной Чехии Людвиг Шлёгель. Однако фокус не удался. Едва Фучик прибыл в полк, как тот был передислоцирован в Кремс , а Шлёгель отправился на флот , в Пулу . Вместо него капельмейстером в полку стал Франц Йозеф Вагнер, имевший склонность к композиции — его марш Unter dem Doppeladler ( рус. «Под двуглавым орлом» ), известный у нас как «Орёл», исполняется и поныне по всему миру. Помимо этого, Вагнер обладал задатками продюсера и дипломата, умел легко заводить нужные связи, что помогало ему в проведении концертов и аналогичных мероприятий с участием полкового оркестра. Вполне вероятно, что пример этого старшего товарища и общение с ним (скорее всего, не только формально-служебное) и повлияло на дальнейшее решение Фучика связать свою жизнь с военной музыкой.
После увольнения с военной службы в 1894 году Фучик возвращается в Прагу и сталкивается с проблемой трудоустройства по специальности. Его бывший преподаватель профессор Мильде предлагает ему вакансию во Львове , но Фучик не хочет покидать Прагу и вместе со своим товарищами по учёбе и службе пытается организовать духовой , но из-за недостатка желающих и нотного материала всё это выливается в Чешское камерное духовое трио . Первый концерт новообразованного коллектива закончился провалом, но следующие выступления были успешными, тем более, что в программе его выступлений стали появляться неизвестные ранее произведения молодого композитора. Помимо трио Фучик некоторое время играет в пражском Немецком театре в качестве второго фаготиста. В 1895 году Фучика и нескольких его однокашников приглашают для музыкального сопровождения Этнографической выставки.
Попытка превратить выставочный оркестр (Пражский городской оркестр) в нормальный симфонический коллектив провалилась, и в следующем году Фучик уезжает в Загреб , где недолго работает музыкантом в местном оперном театре. Следующим географическим пунктом на его жизненном пути становится хорватский Сисак , где Фучику предложена должность заведующего музыкальной частью магистрата (Musikdirektor’а) и регента хора Danica.
Зрелые годы
В 1897 году , в возрасте 25 лет, Фучик решает покончить с вольной, но полной случайностей и неустроенности жизнью артиста, и стать военным капельмейстером. Это поприще он считал более подходящим для воплощения мечты своей жизни — стать известным композитором. Он направляется в , стоящий в Сараево . Теперь, когда не надо думать о завтрашнем дне и поисках хлеба насущного, у него появляются и время и желание выступать и творить, тем более, что вверенный ему полковой оркестр является единственным музыкальным коллективом в городе. Очень скоро энергичный и способный капельмейстер становится душой общества как офицеров, так и местого бомонда, изнывающих от гарнизонно-провинциальной скуки.
В 1900 году , после проведения положенного срока в провинциальной глуши, полк переводится в Будапешт и положение Фучика меняется. Теперь он не является монополистом в музыке, в городе есть несколько театров и ещё пять полков, каждый со своим оркестром. Постепенно Фучик со своим оркестром выходит на первое место среди военных оркестров, ему поручают участие и сопровождение самых ответственных мероприятий. С творчеством тоже всё в порядке, именно пребывание в Будапеште становится звёздным часом и самым продуктивным периодом Фучика-композитора. Устраивается и личная жизнь. Встреча в 1907 году и случайная связь с Кристиной Хардегг, незаконнорождённой дочерью некоего графа, преподающей немецкий язык венгерской знати, постепенно перерастает в серьёзное чувство и также вдохновляет композитора.
Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и в 1909 году полк отправляют месить провинциальную грязь в Marie Theresiopel (совр. Суботица в Воеводине , Сербия ). Фучик едет туда один, им постепенно овладевает депрессия. Как луч надежды он воспринимает в следующем, 1910 году известие о появившейся вакансии в , стоявшем в крепости Терезинштадт ( нем. Theresienstadt , совр. Терезин в Чехии) и переводится туда. Наконец-то, он в Чехии, хотя и в 70-ти километрах к северу от родной Праги. Полковой оркестр, и так неплохой, быстро доводится до совершенства, и Фучик делает с ним пробный концерт в Праге. Но, увы, здесь ему оказались не рады. Его коллеги, как военные, так и гражданские, почувствовали в нём весьма опасного конкурента, к тому же их очень сильно раздражают его растущая известность успешного композитора и гражданская жена-немка. Через некоторое время Прага становится закрытой для Фучика, ему приходится выступать с оркестром на северочешских курортах , это прибыльно, но не приносит так желанной известности.
В феврале 1912 года в Берлине проводится Австрийский бал, и туда приглашается оркестр 92-го полка во главе с Фучиком. Берлинская публика приходит в восторг от выступлений оркестра, на некоторых концертах на открытом воздухе собиралось до 10 000 человек. Проживающий в Берлине брат Фучика Рудольф, советует ему перебраться в Берлин. После долгих раздумий 31 июля 1913 года Фучик подаёт в отставку, оформляет свои отношения с Кристиной и переезжает с ней в Берлин. Здесь он основывает музыкальный издательский дом «Tempo» и оркестр из чешских музыкантов. Поначалу дела идут неважно, но постепенно положение начинает выправляться, и тут начинается Первая мировая война . Как патриот, Фучик откликнулся на неё несколькими маршами, продолжает писать и произведения камерного характера, но в феврале 1915 года начинают проявляться признаки неизлечимой болезни , которая в следующем году сводит его в могилу, находящуюся на Кладбище Винограды в Праге.
Творчество
Список произведений Фучика насчитывает 323 опуса и 17 непронумерованных творений. Произведения военной тематики, а именно марши , составляют всего четвёртую часть, всё остальное — симфонические, камерные, концертные и танцевальные произведения, что позволяет говорить о Фучике, как о композиторе общего направления. В дневниковых записях Фучика упоминается даже проект оперы «La Rosa di Toscana», которую ему возможно и удалось бы написать, если бы не помешала Первая мировая война. Фрагментом этой неосуществлённой оперы является «Флорентийский марш» ( нем. Florentiner Marsch , op. 214, 1907), ставший вторым по популярности его произведением (после «Выхода гладиаторов»).
Одной из особенностей творчества Фучика является умение удивительно точно передать в музыке национальное своеобразие того или иного народа. Написанные им марши по национальным мотивам: венгерский «Аттила» (Attila, op. 211, 1907), словенский «Триглав» (Triglav, op. 72, 1900), судетско-немецкий «Марш Лайтмерицких стрелков» ( нем. Leitmeritzer Schützenmarsch , op. 261, 1913), боснийско-герцеговинские «Сараево» (Sarajewo — Bosniaken, op. 66, 1899) и «Герцеговина» (Herzegowina или Hercegovac, op. 235, 1908) — яркое свидетельство этому. При этом следует учитывать, что сделать это в небольшой и строгой форме марша было весьма непросто.
«Выход гладиаторов»
Самое известное произведение Фучика было закончено 17 октября 1899 года в Сараево. Сначала оно называлось «Grande Marche Chromatique» ( рус. «Большой хроматический марш» ), но затем Фучик сменил название на ставшее известным всему миру: «Выход гладиаторов» ( нем. Einzug der Gladiatoren , чеш. Vjezd gladiátorů , англ. Entrance of the Gladiators ). Поводом послужил прочитанный им роман Генрика Сенкевича « Камо грядеши » ( лат. «Quo vadis?» ), особенно описание гладиаторов на арене римского амфитеатра . В соответствии с новым названием первая часть марша описывала выход гладиаторов на арену, вторая — их схватку, а третья — шествие и уход победителей.
В 1910 году канадский композитор Луи-Филлип Лорандо ( фр. Louis-Phillipe Laurendeau ) сделал аранжировку этого марша для небольшого духового оркестра, назвав её «Гром и молния» ( англ. Thunder and Blazes ). Она быстро получила распространение в цирковых оркестрах (особенно первая, самая громкая и яркая часть, которой предваряли выход клоунов, борцов и прочих артистов, составлявших гвоздь программы), а также в различных городских, школьных и прочих корпоративных оркестрах, участвовавших в уличных шествиях.
Фучик и Россия
Произведения Фучика стали известны в России ещё до смерти композитора. Помимо «Выхода гладиаторов», прописавшегося почти в каждом цирке, были известны его марши, вальсы и прочие произведения. Например, известна грампластинка с записью марша «Лихо вперёд!» ( нем. Schneidig vor, op. 79, 1906) в исполнении оркестра лейб-гвардии Волынского полка под управлением В. Павелко.
Родственные связи
Чехословацкий журналист Юлиус Фучик ― племянник композитора. Дядя оказал влияние на увлечение племянника музыкой, что нашло отражение в « Репортаже с петлёй на шее ». Фучик вспоминает дядю в последних письмах из Берлина с грустной иронией говоря о том, что Фучикам видимо судьбой предназначено умирать в немецкой столице.
Примечания
- Скорее всего, решил он это раньше, просто вакансия открылась в этом году
- Полковые командиры не препятствовали выступлению своих оркестров «на стороне», так как часть доходов от выступлений шла в полковую казну
Ссылки
- (нем.)
- 2020-07-29
- 1