Па́вел Витальевич
Пепперште́йн
(фамилия при рождении
Пивова́ров
; род.
29 мая
1966
,
Москва
) —
русский
писатель
,
художник
, теоретик современного искусства, один из основателей арт-группы «
Инспекция „Медицинская герменевтика“
».
Биография
Родился в семье художника, одного из основоположников
московского концептуализма
Виктора Дмитриевича Пивоварова
и поэтессы, детской писательницы и книжного иллюстратора
Ирины Михайловны Пивоваровой
.
В 1985—1987 годах учился в
Пражской академии изобразительных искусств
.
Павел Пепперштейн в 1990 году
В 1987 году совместно с
Юрием Лейдерманом
и
Сергеем Ануфриевым
основал художественную группу «
Инспекция „Медицинская герменевтика“
», возникновение которой стало новой фазой развития традиции
московского концептуализма
. Группа официально просуществовала до 2001 года.
В 1990-е годы развивал принципы придуманного им направления «психоделический реализм», в котором традиционные (классические) формы реалистического искусства (без каких-либо заметных сюрреалистических или иных смещений) используются для наполнения их
галлюцинаторным
содержанием (практически невидимым для непосвященного зрителя)
. Пепперштейн диалектически соединяет аналитическую, визуальную и литературную практики, где психоделика становится способом интерпретации современной культуры, а приоритет отдан её бессознательным, «изнаночным» процессам
[
источник не указан 1511 дней
]
.
Происхождение псевдонима
Псевдоним «Пепперштейн» придумал себе в отроческом возрасте, когда прочитал «
Волшебную гору
»
Томаса Манна
. В этом одновременно реалистическом и неомифологическом романе фигурирует некий персонаж Питер Пеперкорн, произносящий пространные речи под грохот водопада. Скорее всего, в этом персонаже Павел опознал концептуалиста, появившегося задолго до рождения самого
концептуализма
. А абсурдистское действо Пеперкорна, похожее на
перформанс
, вероятно, позднее привело Павла к изобретению термина «пустотный канон». Изменив «корн» на «штейн» (по-немецки «зерно» и «камень»), а в «пепер» удвоив «п» (получился «пеппер» — «перец»), юноша вывел Пепперштейна. Он объясняет это тем, что посредством такого двусмысленного самоназвания хотел противостоять бытовавшему тогда
антисемитизму
(так же, как в свое время писатель-диссидент
Андрей Синявский
взял себе псевдоним Абрам Терц)
[
источник не указан 429 дней
]
.
Библиография
Романы
Повести
Сборники рассказов
Сборники стихотворений
Пепперштейн П. В.
«Великое поражение» и «Великий отдых». — Москва: Obscuri viri, 1993. — 175 с.
Сборники эссе
Выставки
Персональные
1995 — «Проект N3 и сны Фрейда» (совместно с
Андреем Монастырским
). Галерея Pastzi-Bott. Кёльн, Германия.
1995 — «Игра в теннис» (совместно с
Ильей Кабаковым
). Art Gallery of Ontario. Торонто, Канада.
1996 — «Игра в теннис» (совместно с
Ильей Кабаковым
). Pori Art Museum. Пори, Финляндия.
1997 — «Портрет пожилого мужчины».
Государственный Русский музей
. Санкт-Петербург, Россия.
1998 — «Бинокли и Монокли. Жизнь и творчество».
Kunsthaus
. Цуг, Швейцария.
1998 — «Сладкая тьма». Галерея Obscuri Viri. Москва, Россия.
1999 — «Отец и сын» (совместно с
Виктором Пивоваровым
).
Kunsthaus
. Цуг, Швейцария.
2000 — «Вон из лабиринта» (совместно с Гринманом). Музей Израиля. Иерусалим, Израиль.
2000 — «Русский роман 2000». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2000 — «Моисей» (совместно с группой «Россия»).
Kunsthaus
. Цуг, Швейцария.
2000 — «Вещи в ландшафте» (совместно с
Виктором Пивоваровым
).Obscuri Viri. Москва, Россия.
2000 — «Как встретить ангела?» (совместно с
Ильёй Кабаковым
). Галерея Sprovieri. Лондон, Великобритания.
2000 — «Два Ангела» (совместно с
Виктором Пивоваровым
). Karmelienkloster. Грац, Австрия.
2000 — «Два агента» (совместно с
Виктором Пивоваровым
). Kulturzentrum bei den Minoriten. Грац, Австрия.
2001 — «Девушка и туннель». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
2001 — «Выставка одной беседы» (совместно с
Ильёй Кабаковым
и
Борисом Гройсом
). Kunsthaus Zug. Цуг, Швейцария.
2002 — «Боги и Монстры». Neuer Aachener Kunstverein. Аахен, Германия.
2002 — «Америка». Галерея Ursula Walbrol. Дюссельдорф, Германия.
2002 — «Рисунки». Larivier. Париж, Франция.
2002 — «Мечты и музей».
Kunsthaus Zug
. Цуг, Швейцария.
2003 — «Битвы». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2003 — «Политические галлюцинации». Галерея Kamm. Берлин, Германия.
2004 — «Гипноз». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2004 — «Флаги и Цветы». Sutton Lane. Лондон, Великобритания.
2004 — «Гипноз». Галерея Spovieri. Лондон, Великобритания.
2004 — «Гипноз». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
2004 — «Глаза». Галерея Kamm. Берлин, Германия.
2005 — «Европа». Галерея Ursula Walbrol. Дюссельдорф, Германия.
2005 — «Ездоки». Министерство Культуры. Дюссельдорф, Германия.
2005 — «Ездоки». Sutton Lane. Лондон, Англия.
2006 — «Пейзажи будущего». Галерея Кamm. Берлин, Германия.
2006 — «Рисунки». Музей изобразительных искусств. Базель, Швейцария.
2006 — «Пентагон». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2006 — «Рисунки». Галерея Artplay. Москва, Россия.
2007 — «Город Россия». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2007 — «Альбомы». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2007 — «Рембрандт».
Галерея Дмитрия Семёнова
. Санкт-Петербург, Россия.
2007 — «Пейзажи будущего». The Contempoary Art Gallery. Ванкувер, Канада.
2007 — «Говорящие животные». Галерея Kaufmann. Цюрих, Швейцария.
2008 — «ИЛИ-ИЛИ. Нацсупрематизм — проект нового репрезентативного стиля России». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2009 — «EITHER — OR. National Suprematism as the Project of a New Representative Style for Russia». Галерея Kewenig. Кёльн, Германия.
2010 — «From Mordor With Love». Галерея
Риджина
. Лондон, Великобритания.
2010 — «Весна». Artberloga Gallery. Москва, Россия.
2011 — «Landscapes of the Future». Kewenig Galerie. Кёльн, Германия.
2012 — «Павел Пепперштейн», Monica De Cardenas, Милан.
2012 — «Text — Bild — Konzepte» (совместно с
Виктором Пивоваровым
), Kunstverein Rosenheim, Розенхайм.
2012 — «Офелия» (совместно с
Виктором Пивоваровым
). Галерея
Риджина
. Лондон, Великобритания.
2013 — «Studies of American Suprematism», Galerie Kamm, Берлин.
2014 — «Святая политика», Галерея
Риджина
, Москва.
2015 — «The cold center of the sun», Musée d’art moderne et contemporain de
Saint-Étienne
, Франция.
2015 — «Будущее, влюбленное в прошлое». Мультимедиа Арт Музей. Москва, Россия.
2016 — «Охотники за мраморными головами. Археология будущего». Музей Академии художеств, Отдел слепков. Санкт-Петербург, Россия.
2016 — «Охотники за мраморными головами. Археология будущего». VLADEY Space. Москва, Россия.
2016 — «Чудеса в болоте». Галерея
Риджина
. Москва, Россия.
2017 — «Воскрешение Пабло Пикассо в 3111 году». VLADEY Space. Москва, Россия.
2017 — «29th The Art Show. The Art Dealers Association of America. The secret drawings of Jacqueline Kennedy». Julie Saul Gallery. Нью-Йорк, США.
Групповые
1991 — «MANI-Museum: 40 Moskauer Künstler im Frankfu».
1993 — «Adresse Provisoire Pour l’Art Contemporain Russe». Musée de La Poste. Париж, Франция.
1994 — 2-я Биеннале современного искусства в Цетине. Художник и власть. Цетине, Черногория.
1995 — «Aus Moskau…, Aus Moskau». Badischer Kunstverein. Карлсруэ, Германия.
2001 — «Projekt Sammlung (4). Die Ausstellung eines Gesprächs» (совместно с
Ильёй Кабаковым
и
Борисом Гройсом
). Kunsthaus Zug. Цуг, Швейцария.
2003 — «Berlin-Moskau/Moskau-Berlin.1950-2000». Martin-Gropius-Bau. Берлин, Германия.
2004 — 26-я
Биеннале в Сан-Пауло
. Приглашенный художник. Павильон Ciccillio Matarazzo. Сан-Пауло, Бразилия.
2005-2006 — «RUSSIA! Solomon R.» Guggenheim Museum. Нью Йорк, США.
2006 — «Смысл жизни — смысл искусства».
Государственный Русский музей
. Мраморный дворец. Санкт-Петербург, Россия.
2007 — 2-я
Московская биеннале современного искусства
. Специальный проект. Мыслящий реализм.
Государственная Третьяковская Галерея
. Москва, Россия.
2009 — 53-я
Венецианская биеннале
. Русский павильон. Victory over the Future. Giardini. Венеция, Италия.
2010 — «Counterpoint, Contemporary Russian Art — From the Icon to the Avant-Garde by way of the Museum».
Лувр
. Париж, Франция.
2011 — 54-я
Венецианская биеннале
. Параллельная программа. Modernikon: Contemporary Art from Russia. Casa dei Tre Oci. Венеция, Италия.
2013 — 7-я Гётеборгская биеннале современного искусства. Play! Recapturing the Radical Imagination. Röda Sten Konsthall. Гётеборг, Швеция.
2014 —
Европейская биеннале современного искусства Manifesta
10.
Государственный Эрмитаж
. Санкт-Петербург, Россия.
2015 — «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910—1980».
Еврейский музей и центр толерантности
. Москва, Россия.
2015 — «Pessimism of the Intellect and the Optimism of the Will». State Museum of Contemporary Art. Салоники, Греция.
2016 — «Museum (Science) Fictions». Centre Pompidou. Париж, Франция.
2016 — «Kollektsia! Art contemporain en URSS et en Russie. 1950—2000». Centre Pompidou. Париж, Франция.
2017 — Триеннале российского современного искусства.
Музей современного искусства «Гараж»
. Москва, Россия.
2017 — «LOVE». VLADEY Space. Москва, Россия
.
Признание
Примечания
Pavel Pepperstein // Архив изобразительного искусства
— 2003.
Так в паспорте. Встречается ошибочный вариант «Викторович», так как его отец художник Виталий Пивоваров в качестве артистического псевдонима использует имя «Виктор». См. например также: Дмитрий Пригов — «Кто юноша сей, по имени Павел Витальевич, а по фамилии Пепперштейн?» (
от 12 июля 2022 на
Wayback Machine
).
(неопр.)
. Дата обращения: 27 января 2017. Архивировано из
2 февраля 2017 года.
(неопр.)
.
VLADEY
. Дата обращения: 20 февраля 2018.
21 февраля 2018 года.
Ссылки
Поэзия
Проза
Гуманитарные
исследования
За заслуги перед
литературой
Литературные проекты
и критика
Перевод
*
отказались от премии
Проект года
Молодой художник года
Медиа-проект года
Приз зрителей за лучшее художественное произведение
Научная работа. История и теория современного искусства
Ссылки на внешние ресурсы
Тематические сайты
В библиографических каталогах