Interested Article - Марсельеза (фильм, 1938)

«Марсельеза» ( фр. La Marseillaise ) — французский чёрно-белый фильм 1937 года , поставленный в жанре исторической драмы кинорежиссёром Жаном Ренуаром . Эпический рассказ Ренуара о Французской революции сопоставляет роскошную жизнь короля Людовика XVI с бедностью простых людей, которые восстали, чтобы свергнуть монархию в 1789 году . Название фильма происходит от сплачивающей песни, которая выросла из похода крестьян на Бастилию , песни, которая в конечном счете стала французским национальным гимном. В фильме, показывающем тысячи людей, основное внимание уделяется двум членам большого добровольческого батальона, которые помогают революционной армии захватить Тюильри , что привело к публикации Брауншвейгского манифеста и в конечном итоге к падению короля Людовика.

Сюжет

14 июля 1789 года герцог де Ларошфуко-Лианкур сообщает Людовику XVI , отдыхающему после охоты, о взятии Бастилии . В 1790 году в провансальской деревне местный помещик (у которого есть право вершить суд в мелких делах) судит разорившегося крестьянина за кражу голубя. Крестьянин бежит и встречается в горах с двумя друзьями из Марселя Арно и Бомье, которым предстоит принять участие в штурме марсельского форта Святого Николая. Затем они вместе вступят в батальон из пятисот марсельцев, который дойдет до столицы и принесет парижанам «Боевую песнь Рейнской армии», будущую « Марсельезу » — гимн, которому удастся сплотить вокруг себя всех французов.

В Париже собираются федераты со всех уголков страны; драки и поединки вспыхивают на Елисейских Полях и останавливаются только на время дождя. Король недоволен условиями Брауншвейгского манифеста ( 25 июля 1792 ), который должен быть зачитан перед Ассамблеей, но он уступает под давлением королевы и ее советников. Бомье учится есть картошку и со своей невестой Луизон посещает на ярмарке спектакль театра теней. Королева готовится к обороне Тюильри вместе со швейцарцами и верными сторонниками, а король в это время дегустирует помидоры — новое кушанье, привезенное марсельцами и пришедшееся ему по вкусу.

Рёдерер , представитель Парижской коммуны , объясняет королю, что есть лишь один способ спасти его и семью: король должен уйти вместе с ним в Ассамблею, «единственное, что народ уважает». Король соглашается. После нескольких попыток братания разражаются жестокие бои в Тюильри. Бомье смертельно ранен. Его невеста Луизон прибегает к нему перед смертью. В Тюильри казнят аристократов. Рёдерер сообщает об отречении короля. Арно и другие бойцы Марсельского батальона готовятся выступить против пруссаков у Вальми.

В ролях

Премьеры

О фильме

Фильм, задумывался как амбициозная историческая фреска, первоначально планировалось, что он будет продолжительностью 12 часов. Сначала фильм финансировался путем всенародного подписки, запущенной активистами левых партий и Всеобщей конфедерацией труда, для чего планировалось выпустить и распространить миллион облигаций (билетов) по 2 франка. Предполагалось, что каждый держатель облигации с началом демонстрации фильма в кинотеатрах мог бы предъявить их в кассу для получения билета . После краха этой системы финансирования фильм подхватила производственная кинокомпания традиционного типа .

Съёмки фильма проходили летом и осенью 1937 года в студиях Бийанкур, неподалёку от Фонтенбло , а также в Эльзасе , в Антибе , в верхнем Провансе , в Париже (на площади Пантеон).

Критика

Историк искусства Стивен Бенн отмечая, что Ренуар в этом фильме стремился затронуть вопросы проблемы «массового сознания в истории, каким образом оно детерминировало массовые выступления населения» писал, что при этом режиссёр реконструировал «каждый этап процесса, в ходе которого конструируются исторические факты и образы для того, чтобы репрезентировать конкретные ценности и идеологии». По наблюдению Бенна, поиски Ренуара в области восстановления исторических событий были усвоены представителями итальянского неореализма , в частности, Роберто Росселлини .

Примечания

  1. Ренуар, Жан . Моя жизнь и мои фильмы. — М.: Искусство, 1981. — С. 120. — 236 с.
  2. на сайте IMDb (англ.)
  3. Un certain regard sur «La Marseillaise» , к/м фильм, представленный в качестве бонуса к французскому DVD-изданию (Studio Canal) (фр.)
  4. от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
  5. от 26 октября 2019 на Wayback Machine в газете «Известия» от 10 октября 1937 года
  6. Жак Лурсель . «Авторская энциклопедия фильмов» (Перевод с франц. Сергея Козина). — С.П.—М.: Rosebud Publishing, 2009. — Т. 2. — С. 54.
  7. , с. 287—288.

Ссылки

Литература

  • Жан Ренуар: Статьи, интервью, воспоминания, сценарии / Составитель И. И. Лищинский. — М. : Искусство, 1972. — 256 с.
  • Авенариус, Георгий. От «Авангарда» к народному фронту. Творчество Жана Ренуара // Искусство кино. — 1938. — № 7 . — С. 59—61 .
  • Авенариус, Георгий. От «Авангарда» к народному фронту. Творчество Жана Ренуара // Искусство кино. — 1938. — № 8 . — С. 60—63 .
  • Ренуар, Жан. Моя жизнь и мои фильмы. — М. : Искусство, 1981. — 236 с.
  • Базен, Андре. Жан Ренуар / Предисл. Жана Ренуара. Введ. Франсуа Трюффо. — М. : Музей кино, 1995. — 191 с. — ISBN 5-88395-012-4 .
  • Бенн, Стивен. Одежды Клио: научная монография = The Clothing of Clio. — М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-88373-064-0 .
  • Лепроон, Пьер. Жан Ренуар // Современные французские кинорежиссёры = Présences contemporaines : cinéma. — М. : Издательство иностранной литературы, 1960. — С. 160—220. — 698 с.
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. — СПб. : Rosebud Publishing, 2009. — Т. 2. — С. 53—55. — 1032 с. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
  • Мерижо, Паскаль. Жан Ренуар / Пер. с фр. С. Козина и И. Мироненко-Маренковой. — М. : Rosebud Interactive, 2021. — 816 с. — ISBN 978-5-905712-49-4 .
Источник —

Same as Марсельеза (фильм, 1938)