Interested Article - Матуридизм

Матуриди́зм ( араб. الماتريدية ‎ — аль-матуридийа ) — догматико-философское течение в исламе , одна из суннитских школ калама , появившаяся в начале X века. Эпонимом течения является Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 944 ), который использовал «доводы разума» и каламические доказательства в спорах с мутазилитами и джахмитами .

Учение и идеи аль-Матуриди во многом схожи (с некоторыми оговорками) с воззрениями его современника — Абу-ль-Хасана аль-Ашари , но достоверных сведений об их личном знакомстве нет.

Матуридизм окончательно сформировался в XIII веке, а наибольшее распространение и влияние получил во времена Османского господства в мусульманском мире . Матуридизм принят большинством ханафитов в качестве доктринальной основы веры .

История

Основатель

Основателем матуридизма является Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 944). Он родился в самаркандской махалле Матурид. Точная дата рождения аль-Матуриди неизвестна, также нет сообщений о его учителях и наставниках, лишь некоторые упоминают несколько его шейхов , вроде Насира или Насра ибн Яхъи аль-Балхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Матуридиты называют аль-Матуриди «Имамом мутакаллимов» (имам аль-мутакллимин) .

Аль-Матуриди был современником другого известного богослова-мутакаллима — Абу-ль-Хасана аль-Ашари (873—936). Его идеи во многом соприкасались с идеями аль-Ашари, однако достоверных сообщений об их встречах или переписке нет .

Период раннего формирования (994—1100 годы)

После смерти аль-Матуриди развитием его идей и доктрин стали заниматься непосредственно его ученики и последователи в Самарканде . Ими были написаны основные трактаты матуридитов, а также труды по основам фикха ханафитского мазхаба (большинство матуридитов являются ханафитами ). Именно здесь, в Средней Азии , матуридизм получил наиболее серьёзное распространение и стал официальной философской школой местных религиозных деятелей и богословов .

Самые известные матуридиты этого периода: Абу́-ль-Ка́сим Исха́к ибн Муха́ммад ибн Исмаи́л аль-Хаки́м ас-Самарканди́, известный как Абу-ль-Касим аль-Хаким (умер в 342 г.х./953 году), и Абу́ Муха́ммад Абд аль-Карим ибн Му́са ибн И́са аль-Баздави́ (умер в 390 г. х./999 году) .

Также стоит упомянуть (Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн Абд аль-Карим; 1039—1099), известного как аль-Кади ас-Садр , который был шейхом ханафитов после своего старшего брата (ум. 1089). Он обучался у своего отца, который учился у его деда Абд аль-Карима аль-Баздави, который был учеником Абу Мансура аль-Матуриди. Его учениками были: его сын Абу аль-Маани Ахмад, Наджм ад-Дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (автор трактата «аль-Акаид ан-Насафия» , 1068—1142) и другие .

Период окончательного становления (1100—1300 годы)

Этот период ознаменовался тем, что полностью оформились матуридитские убеждения, последователями аль-Матуриди были написаны большое количество богословских трудов, подробно рассматривающих убеждения этой философской школы .

Самые яркие представители той поры:

  • (1046—1115), полное имя: Майму́н ибн Муха́ммад ибн Мута́мид ан-Насафи аль-Макхули́ . Нисба «ан-Насафи» из-за того, что он родился в городе Насаф , который расположен между Амударьей и Самаркандом. Абу-ль-Муин считается величайшим матуридитским богословом, однако отсутствуют сведения о его наставниках и шейхах. Как говорит доктор Фатхуллах Халиф, Абу-ль-Муин ан-Насафи занимает среди матуридитов такое же положение, какое занимают аль-Газали и аль-Бакиллани среди ашаритов. Его перу принадлежат книги «Табсират аль-адилля» , которая считается лучшей книгой о матуридитском мазхабе после «Книги единобожия» самого аль-Матуриди, и «Бахр аль-калам» , в котором он рассматривает различные философские вопросы. Он умер 22 мая 1115 года (25 зуль-хиджа 508 г. х.) в возрасте 70 лет .
  • Наджмудди́н Умар ан-Насафи (1069—1142), полное имя: Абу Хафс Надж ад-Дин Ума́р ибн Мухаммад ибн А́хмад Исмаи́л ан-Насафи аль-Ханафи ас-Самарканди . Обучался у более чем пятисот шейхов; был учеником Абу-ль-Юсра аль-Баздави и Абдуллаха ибн Али ибн Исы ан-Насафи. Наджм ад-Дин ан-Насафи является автором около сотни различных трудов, среди них книга «Маджма аль-улум» , «ат-Тайсир фи тафсир аль-Куран» , «ан-Наджах фи шарх китаб Ахбар ас-Сихах» (пояснения к «Сахиху» аль-Бухари ), «аль-Акаид ан-Насафия» (один из самых важных матуридитских трактатов, является сокращенным вариантом книги Абу-ль-Муина ан-Насафи «Табсират аль-адилля» ). Наджм ад-Дин ан-Насафи умер в Самарканде в четверг, 2 декабря 1142 года (12 джумада аль-уля 537 г. х.) .

Период распространения (1300—1900 годы)

Наибольшее влияние матуридиты получили во времена Османской империи.

Благодаря тому, что Османские султаны были приверженцами матуридитского вероубеждения, матуридизм получил широкое распространение среди мусульман всей Османской империи . Из известных представителей матуридизма в эту эпоху можно отметить , автора книги «аль-Мусаяра фи-ль-акаид аль-манджия фи-ль-ахира» ( араб. المسايرة في العقائد المنجية في الآخرة ‎), которая по сей день преподается в некоторых исламских университетах .

В этот период на Индийском субконтиненте появилось несколько матуридитских течений:

Основные догматы и принципы

Философия аль-Матуриди и его взгляды в целом близки к убеждениям Абу-ль-Хасана аль-Ашари (эпоним ашаритов ), который был его современником. Оба философа разработали свои доктрины в ответ на взгляды мутазилитов . Различия между этими школами заключается в вопросах о «бытие Божьем», в котором аль-Матуриди разрешал, помимо откровения, опираться на разум, однако в то же время он признавал, что Божьих повелений разумом постичь невозможно .

Доводы разума

В плане придания авторитетности «доводам разума» матуридиты были схожи с мутазилитами, но в отличие от них не впадали в крайности. В вопросе о « Божественном промысле » матуридиты занимают среднюю позицию между ашаритами, которые запрещают обсуждать это, и мутазилитами, по мнению которых Бог творит по определённому замыслу и творит только хорошее. Они считали, что Бог творит по своему замыслу, но не отчитывается никому и совершает то, что захочет .

Свобода воли

В вопросе о свободе воли человека и ашариты, и матуридиты приблизились к отрицателям свободной воли — джабритам . Ашариты считали что все дела людские сотворены Богом и воплощаются если деяние и желания человека соединяются с Божьей волей (касб) . Матуридиты признавали ашаритский касб , однако говорили, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы .

Божественные атрибуты

В плане Божественных атрибутов матуридиты, как и ашариты, признают их существование, но не относят их к личности Бога. То есть понятия личность (зат) и атрибут (сифат) нетождественны. Но при этом аль-Матуриди утверждал, что атрибуты неотделимы от личности Бога. Это похоже на взгляды мутазилитов, которые отрицали все атрибуты Аллаха описанные в Коране и признавали существование только личности Бога, а перечисленные в священных текстах качества называли « именами » .

Все атрибуты Аллаха у матуридитов делятся на два типа: личностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия) .

Личностные качества, которыми не обладает никто, кроме Аллаха:

  1. Вуджуд — необходимость существования Аллаха ( аль-Хадид )
  2. Кыдам — предвечность ( аль-Хадид )
  3. Бакаа — вечное существование ( ар-Рахман )
  4. Вахдания — единственность ( аль-Ихляс , аль-Бакара , аль-Исра , Фатир )
  5. Мухалифат аль-хавадис — неподражаемость ( ан-Нур )
  6. Киямун би-нафсихи — постоянство и независимость ( Фатир , аль-Ихляс )

Доказательных атрибутов у матуридитов 8 (в отличие от 7 атрибутов у ашаритов):

  1. Хаят — жизнь ( аль-Фуркан , Гафир , аль-Бакара )
  2. Ильм — знание ( ат-Тахрим , Та Ха , аль-Мульк , аль-Анфаль , аль-Муминун , аль-Бакара )
  3. Сам’ — слух ( аль-Исра , ан-Нур , аль-Муджадиля , Гафир )
  4. Басар — зрение ( аль-Исра , ан-Нур , аль-Муджадиля , Гафир )
  5. Ирада — воля ( Аль ‘Имран , аль-Бакара , Аль ‘Имран , аль-Маида )
  6. Кудра — мощь ( аль-Ахкаф , ан-Нахль , ан-Нур , Фатир )
  7. Калам — слово ( ан-Ниса )
  8. Таквин — способность создавать ( аль-Хашр ), которое содержит ещё 4 положения:
    • Ихъя — способность оживлять
    • Имата — способность умерщвлять
    • Тахлик — способность создавать
    • Тарзик — способность наделять различными благами

Лицезрение Бога

Матуридиты, в отличие от мутазилитов, признают, что праведники получат возможность увидеть Аллаха в раю , но не описывают как это будет происходить. В этом они опираются на аят :

Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие.

Коран

Матуридиты считают Коран несотворенным Божьим словом, однако чернила, которыми он написан, и бумага, на которую он записан, являются сотворёнными. Источник Корана — сам Бог, он может разговаривать, а Коран является его словом .

О мусульманах-грешниках

Матуридиты убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно. То есть, наказание должно быть адекватным греху, и поэтому Бог не должен наказывать верующего и неверующего грешника одинаковым образом — вечными муками в аду. В этом аль-Матуриди опирался на аят:

Кто придет с добрым делом, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздается только подобным ему, и не будут они обижены!

См. также

Примечания

  1. .
  2. (ар.) = الماتريدية // Всемирный конгресс исламской молодежи . — Saaid.net. 1 сентября 2017 года.
  3. . Дата обращения: 12 мая 2013. Архивировано из 19 мая 2013 года.

Литература


Источник —

Same as Матуридизм