Боголюбов, Алексей Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексей Стефанович Емельянов (псевдоним Архип Петрович Боголюбов) , 2 [14] марта 1854 , станица Семикаракорская , Область войска Донского — после 1887 , хутор Крымский станицы Кочетовской , Область войска Донского ) — русский революционер, народник , член организации « Земля и воля ».
Родился в семье православного священника. Окончил духовную семинарию в Новочеркасске , учился в Харьковском ветеринарном институте .
С 1874 года вёл «революционную пропаганду» на Дону, в 1876 году переехал в Петербург , вступил в общество « Земля и воля ». Участник « хождения в народ ».
6 декабря 1876 года арестован за участие в политической демонстрации молодёжи на Казанской площади в Петербурге. Судом Особого присутствия Правительствующего сената , проходившим с 18 по 25 января 1877 года , на процессе участников «казанской демонстрации» приговорён к 15 годам каторжных работ .
Летом 1877 года содержался в Доме предварительного заключения . Во время прогулки на дворе не снял шапки перед петербургским градоначальником Фёдором Треповым и за это 25 июля был высечен розгами . Это вызвало беспорядки в тюрьме («боголюбовская история») и послужило поводом к покушению Веры Засулич на жизнь Трепова 5 февраля 1878 года .
Во время каторжных работ в харьковской тюрьме заболел психическим заболеванием и был переведён в Казанскую психиатрическую больницу . 14 января 1887 года отдан на попечение отца, умер на хуторе Крымском станицы Кочетовской на Дону.
Анатолий Кони «достоверно» утверждает, что «через два года [после порки розгами Боголюбов] умер в госпитале центральной тюрьмы в Ново-Белгороде , в состоянии мрачного помешательства» .
Анатолий Кони , работавший в то время вице-директором департамента министерства юстиции , вспоминал:
[Товарищ прокурора Платонов, заведовавший арестантскими помещениями] рассказал и все подробности. Оказалось, что Трепов, приехав часов в десять утра по какому-то поводу в дом предварительного заключения, встретил на дворе гуляющими Боголюбова и арестанта Кадьяна. Они поклонились градоначальнику; Боголюбов объяснялся с ним; но когда, обходя двор вторично, они снова поравнялись с ним, Боголюбов не снял шапки. Чем-то взбешённый ещё до этого, Трепов подскочил к нему и с криком: «Шапку долой!» — сбил её у него с головы. Боголюбов оторопел, но арестанты, почти все политические, смотревшие на Трепова из окон, влезая для этого на клозеты , подняли крик, стали протестовать. Тогда рассвирепевший Трепов приказал высечь Боголюбова и уехал из дома предварительного заключения. Сечение было произведено не тотчас, а по прошествии трёх часов, причём о приготовлениях к нему было оглашено по всему дому. Когда оно свершилось под руководством полицмейстера [Андриана] Дворжицкого , то нервное возбуждение арестантов, и преимущественно женщин, дошло до крайнего предела. Они впадали в истерику, в столбняк, бросались в бессознательном состоянии на окна и т. д. Внутреннее состояние дома предварительного заключения представляло, по словам Платонова, ужасающую картину. Требовалась помощь врача, можно было ожидать покушений на самоубийства и вместе с тем каких-либо коллективных беспорядков со стороны арестантов. Боголюбов, вынесший наказание безмолвно, был немедленно переведён в Литовский замок