Список глав Армении
- 1 year ago
- 0
- 0
Культу́ра Арме́нии — совокупность материально-технических и духовных достижений армянского народа , созданного как на нынешней территории Армении , так и на всей исторической Армении .
История культуры сформированного армянского народа берёт начало с VI—V веков до н. э. и является продолжением ещё более древней культуры Урарту . Как отмечает авторитетная энциклопедия « Британника » Армения один из древнейших центров мировой цивилизации . Важнейшее значение для дальнейшего развития истории и культуры армянского народа имело принятие в первые годы IV столетия христианства в качестве государственной и единственной религии Армении. Именно с IV века начинается новая фаза в истории армянской культуры — начало средневекового армянского искусства. Общий подъём армянской культуры охватывает период до VII века включительно , до окончательного утверждения в Армении арабского ига. Последующее значительное развитие начинается с концa IX века, и связано оно с восстановлением в 885 году независимого Армянского царства , что стало началом нового золотого века в армянской истории . Период культурного подъёма продолжился до XIII века включительно и характеризуется некоторыми авторами как Армянское Возрождение . После около двухвекового кризиса в XV—XVI столетиях, культурная жизнь вновь оживляется с XVII века. Для сохранения и развития многовековой армянской цивилизации важное значение сыграло присоединение в начале XIX века Восточной Армении к христианской Российской Империи. В 1918 году в Восточной Армении было восстановлено армянское государство. В 1920 году она была присоединена к советскому государству, а после его распада вновь обрела суверенитет, создав новые перспективы для развития 2500-летних культурных традиций армян.
Также в статье отдельно
рассматривается культура других народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Армении.
1.
Ереруйкская базилика
, V век
2. Мавзолей
Армянских Аршакидов
, IV век
|
С VI века до н. э. в древней Армении развивалась языческая архитектура. Ксенофонт сообщает, что жилища армян имели башни . Наиболее значимый памятник армянской античной архитектуры — храм Гарни , построенный царем Великой Армении Трдатом I в 70-е годы н. э. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов Арташат и Тигранакерт — древних столиц Великой Армении. Плутарх называет Арташат «армянским Карфагеном » . Древнеармянским городам характерна регулярная планировка городских кварталов .
В III—IV веках в связи с формированием в Армении феодальных отношений, а также принятия в 301 году христианства в качестве государственной религии, начинается новый этап в истории армянской архитектуры. Среди наиболее ранних образцов армянской церковной архитектуры известны как однонефные зальные (Ширванджух, V в.), так и трёхнефные базиликальные (Касах, IV в.; Ереруйк , V в.) церкви . В V—VII веках армянскими архитекторами были разработаны многообразные типы центрических купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, V в.); четырёхапсидные (в Црвизе, Арзни, V—VI вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван, 591—602; Рипсиме ); восьмиапсидные (Зоравар, VII в.) и другие . Сочетание центрической и базиликальной композиций в V—VI столетиях привело к созданию таких купольных базилик, как Текор (конец V в.) и Одзун (середина VI в.) . В V веке в армянской столице Двин был построен палата главы армянского католикоса, являвщимся одним из самых ранних дворцовых зданий средневековой Армении . Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц , возведенный между 641 — 661 годами .
С конца IX века, после восстановления суверенитета армянского государства монументальное строительство переживает новый подъём . Армянское зодчество этого времени теснейшим образом продолжает архитектурные традиции предыдущих столетий . Характерным явлением данного этапа развития архитектуры становится обогащение декор. Развивается как гражданское, так и культовое строительство. В частности, в столице Ани были сооружены обширные оборонительные стены, дворцы, в течение 989—1001 годов царями Гагиком I и Смбатом II здесь был построен Кафедральный собор , архитектором которого выступил знаменитый Трдат . Кроме центральной Армении, строительство развивалась во всех частях страны. Так, в 915—921 годах Гагик Арцруни в Васпуракане возвел Церковь Святого Креста (зодчий Мануэл), отличающуюся богатейшими рельефами. В Сюнике были возведены Татев (895—905 гг.), Ваганаванк (911 г.), Гндеванк (930 г.) и другие церкви. Крупные монастырские комплексы были построены на северо-востоке Армении — Санаин (957—962 гг.), Ахпат (976—991 гг.) и т. д. В это же время стратегические пути были прикрыты крепостями, среди которых наиболее мощными являлись Амберд , Тигнис и некоторые другие.
Новый подъём гражданской архитектуры отмечается в XII—XIII столетиях — строятся гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи . Особо примечательное явление армянской архитектуры времени — гавиты -притворы. Подъём армянской архитектуры конца XII—XIII веков связан с освобождением Армении Закарянами . Были созданы ряд новых каменных конструкций, в том числе перекрытие на перекрещивающихся арках . Наиболее известные памятники времени: Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213—1232), Дадиванк , (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215—1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216—1238), Агарцин (1281) и некоторые др.
Образцы древнего и средневекового фольклора сохранились письменно, в основном на древнеармянском и среднеармянском языке. Древние эпические сказания, мифы, образцы эпической поэзии, романы, сохранились в сочинениях Мовсеса Хоренаци , Павстоса Бузнада , Агатангелоса , Себеоса , Иоанна Мамиконяна ; литературные обработки загадок обнаруживаются у Анании Ширакаци , Нерсеса Шнорали и некоторых анонимов, басни у Вардана Айгекци , айрены любви и пиров в основном в тагаранах XV—XVII веков, и т. д. Кроме того данные об античной мифологии армян сообщают греко-римские авторы, например Страбон .
Страбон
, «
География
» (XI, XIV, 16), I век н. э.:
«В особом почете культ Анаитиды у армян , которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь» |
До формирования армянской письменности развивался богатый литературный фольклор. Древнейшие армянские мифы об Айкe , Араме, Ара Прекрасном , Торк Ангехе , Артавазде , Ваагне , Тигране и Аждааке, Ерванде и Ервазе , о вишапах . Большую художественную и историко-познавательную ценность представляют созданные в разные эпохи легенды, эпические песни и предания о царях древней Армении Трдате III и Аршаке II (IV век), полководцах Мушеге и Вардане Мамиконян (IV и V века).
На основе эпической песни о Хайке лежит идея борьбы против тиранства, образ которого формирует ассиро-вавилонский бог Бэл . Сохранились эпические отрывки об Арташесе и Сатеник.
По сообщению Агатангелоса , главным божеством древнеармянского пантеона был Арамазд . Его статуя, как повествует Хоренаци , находилась в храме на берегу Ефрата у крепости Ани. Древние армяне поклонялись также божеству солнца. Его храм был расположен в столице Армавире. Важное место в армянском пантеоне занимала Анаит , о чём пишут Страбон , Агатангелос и Ширакаци . У армян ещё в дохристианское время существовало божество письменности и науки — Тир . В армянских источниках сохранились отрывки из эпических циклов «Персидская война» и «Таронская война».
В VII—X веках сложился армянский эпос Давид Сасунский , повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении) против арабских захватчиков. В 2012 году включен в Список нематериального культурного наследия человечества .
В XIV веке возник эпическое сказание Герои Кашта повествующее о национальной борьбе против войск Тамерлана.
Существует мнение, согласно которому ещё в III—I вв. до н. э. у армян существовали особые «жреческие письмена», которым создавались храмовые книги и летописи . В I в. до н. э. на греческом языке писал драмы царь Великой Армении Артавазд II . Из авторов дохристианской Армении известен также Олюмп , живший в I—II вв. н. э., «Храмовые истории» которого не сохранились. В начале IV века, после принятия христианства в качестве государственной религии, прежняя литература была признана языческой и уничтожена .
Армянский язык является одним из древнеписьменных среди индоевропейских языков . Армянская оригинальная литература начала развитие с 405 года, когда учёный и священник Месроп Маштоц создал армянский алфавит . Тогда же формируется древнеармянский литературный язык — грабар . V век принято называть «Золотым веком» в истории армянской литературы. Первый оригинальный памятник армянской литературы — «Житие Маштоца», написан в 440 годах. В литературе V века своим значением доминирует армянская историография или жанр исторической прозы. В этом столетии жили историки Агатангелос , Егише , Фавстос Бузанд , Мовсес Хоренаци , Лазарь Парпеци и др. В области богословии известны Езник Кохбаци , Иоанн Мандакуни и др. Процветает также гимнография и агиография. В развитии гимнографии немаловажный вклад внёс поэт V столетия Степанос Сюнеци (первый).
В VI веке новых вершин достигает армянская философская мысль благодаря творчеству неоплатоника Давида Анахта . Уже с конца VII века сохранились образцы светской поэзии . В VII—VIII веках процветает схоластико-догматическая литература, писали богословы Иоанн Майраванеци , Вртанес Кертог , Ованес Одзнеци и др. В этот же период свои труды создали известные историки Себеос , Гевонд , Мовсес Каганкатваци , Иоанн Мамиконян , поэты Саакдухт , Хосровидухт , Комитас Ахцеци и многие другие.
С начала V века начинается история древнеармянской переводной литературы . В течение V—VIII веков армяне перевели Аристотеля, Платона, Филона Александрийского, Галена, Эзопа и десятки других авторов античной литературы. Многие армянские переводы уникальны так как оригиналы этих сочинений утрачены а тексты частично либо полностью сохранились только благодаря армянскому переводу. Переводная литература развивалась и позже.
Окончательное освобождение от арабского ига и восстановление Армянского царства в 885 году создает предпосылки для армянского Возрождения . Армянские цари покровительствовали также развитию письменной культуры . В X—XI веках в области художественной литературы в первую очередь известен поэт Григора Нарекаци , в области историографии — Товма Арцруни , Ованеса Драсханакертци , Степаноса Таронеци , и др. В этот период жили и творили поэт и философ Григор Магистрос , богословы Хосров Андзеваци , Самуэл Камрджадзореци и др.
В XI веке вторжение в страну византийцев а после и сельджуков не создавали благоприятные условия для развития литературы. В этот период были созданы исторические труды таких авторов как Аристакес Ластивертци и Акоп Санахнеци . В XI веке древнеармянский язык начинает постепенно развится в среднеармянский . Ключевое значение для дальнейшего развития богатых традиции армянской литературы сыграло создание в 1080 году Киликийского армянского государства . Позднее значительный импульс развитию всех отраслей культуры дало освобождение Восточной Армении Закарянами в конце XII—начале XIII веков. В историческую арену пришли крупные поэты Ованес Имастасер , Григор Тга , Нерсес Ламбронаци , Нерсес Шнорали . Последний стал крупнейшим поэтом своего времени, автор лироэпической поэмы «Элегия на взятие Эдессы» и других произведений. Художественная проза развивалось в творчестве баснописцев Мхитара Гоша и Вардана Айгекци . В XIII веке на среднеармянском литературном языке писали Фрик — основоположник поэзии социального протеста, и Костандин Ерзнкаци — зачинатель любовной лирики в армянской литературе. Вершины историографии эпохи — Маттеос Урхаеци , Киракос Гандзакеци , Вардан Аревелци . В поэтическом творчестве авторов XIII—XVI веков Ованеса Ерзнкаци , Ованеса Тулкуранци , Мкртича Нагаша , Григора Ахтамарци , Нерсеса Мокаци , Наапета Кучака развиваются жизнеутверждающие настроения армянской литературы эпохи, любовная и социальная лирика. В тот же самый период достигает высокого развития жанр поэмы, крупнейшими представителями которого были Григор Церенц , Хачатур Кечареци , Аракел Сюнеци , Аракел Багишеци , Симеон Апаранци и другие.
В XVII—XVIII столетиях поэзия развивалась в творчестве таких авторов как Багдасар Дпир , Петрос Капанци , Нагаш Овнатан и поэт-ашуг Саят-Нова . Снова возродилась историография. Писали историки Аракел Даврижеци , Закария Канакерци , Григор Даранагеци и др.
Классицизм становится основным направлением армянской литературы второй половины XVIII—начала XIX веков. Его представители писали об историческом прошлом Армении, а идея восстановления армянской государственности было их главным политическим идеалом . С 1820 годов в армянской литературе начинается борьба между сторонниками использования древнеармянского и новоармянского языка в качестве языка литературы — так называемый грапайкар . А. Аламдарян и , писатели т. н. «переходного периода», писали о насущных вопросах своего времени. Их языком был ещё классический древнеармянский . В своем творчестве поэт Г. Алишан продолжает пропагандировать идеи национального пробуждения .
Начало новой армянской литературы и победа новоармянского литературного языка ознаменовал исторический роман «Раны Армении» Х. Абовяна написанный в 1841—1843 годах. Роман описывает борьбу армянского народа против иранского ига в эпоху освобождения Восточной Армении с помощью России. Абовян утверждает прогрессивный романтизм и реализм в армянской литературе. В середине столетия писал поэт С. Шахазиз. В тот же период в развитии армянской общественной мысли и литературы большую роль сыграл революционный демократ М. Налбандян . В Западной Армении развернули свою деятельность целая плеяда известных публицистов . С произведением М. Пешикташляна и П. Дуряна связано начало романтизма в западноармянской литературе. С 1860-х годов создают свои произведения основоположник армянской реалистической драматургии Г. Сундукян и зачинатель реалистической драматургии в литературе западных армян писатель-сатирик А. Паронян . В 1870—1880 годах творил Р. Патканян , выразитель стремления освобождения армянского народа от турецкого ига. Тогда же писал свои социально-бытовые романы П. Прошян, в которых отражено социальное расслоение армянской деревни. Развивается творчество романиста и педагога Г. Агаяна . Главными выразителями идей национально-освободительной борьбы 1870—1880 годов стали романисты Раффи , Церенц , публицист Г. Арцруни . Значительную роль в развитии армянской прозы сыграл Раффи, автор многочисленных романов, среди которых «Хент», «Дневник крестокрада» , «Давид-бек», «Самвел» и др.
К концу XIX века ведущим направлением армянской литературы становится критический реализм . Достигает значительного развития жанр романа. Крупнейшие прозаики времени — Нар-Дос , Мурацан , А. Арпиарнян , В. Папазян , Г. Зохраб , А. Ширванзаде , и др. Ширванзаде в своем творчестве отражал процесс утверждения буржуазных отношений в Закавказье. Нар-Дос являлся мастером психологического романа . Продолжателем традиции исторического романа был Мурацан. К концу XIX—началу XX века относится многогранное творчество О. Туманяна , автора многочисленных четверостиший, поэм, легенд, басен, сказок и рассказов. Одним из крупнейших поэтов конца XIX—первой половины XX веков стал А. Исаакян . В начале века благодаря творчеству В. Терьяна армянская поэзия вступила в новую ступень развития. Тогда же появляется новое поколение поэтов, среди которых наиболее известны Сиаманто , Д. Варужан , М. Мецаренц и Р. Севак . Находясь под влиянием западноевропейского символизма , все они остались верны традициям армянской классической литературы. Жанр сатиры развивали Е. Отян и Арандзар.
Новые перемены в истории литературы были связаны с присоединением независимой Армении к советской России в 1920 году. С середины 1910-х годов начал свою литературную деятельность выдающийся поэт Егише Чаренц . Его творчество, продлившийся ещё два десятилетия, оказало огромное влияние на следующие поколения армянских поэтов. Начинали свою литературную деятельность Г. Маари и Н. Зарьян . Крупнейшие представители многообразной армянской прозы эпохи 1920—1930-х годов были А. Бакунц , С. Зорьян и В. Тотовенц , в новую фазу творческой деятельности вступал Д. Демирчян . К этому периоду относится творчество детского писателя А. Хнкояна .
В период Великой Отечественной войны армянская литература делала акцент на тему патриотизма, создавалась военная литература. Демирчян и Зорьян писали исторические романы. Ещё больше развивалась публицистика.
В послевоенные годы в жанре романа творили Р. Кочар , Г. Севунц , Х. Даштенц , в жанре повести В. Ананян . Главным жанром послевоенной армянской литературы становится поэзия. Получили известность такие авторы как Г. Эмин , С. Капутикян , О. Шираз , В. Давтян , П. Севак , С. Ханзадян , А. Сагиян , Г. Ованисян, А. Сагинян и др., которые продолжили свою плодотворную творческую деятельность ещё несколько десятилетий. С 1950—1960 годов на литературную арену пришло новое поколение писателей — Г. Матевосян , В. Петросян , Р. Давоян , А. Айвазян и др.
Заглавная буква
Ք
(k῾). Рукопись XIII века. Фрагмент манускрипта XIII века
|
Армянский как самостоятельный язык существует с VI века до н. э. , относится к индоевропейской языковой семье , среди которых выделяется в отдельную группу и является одним из древнеписьменных . Наибольшую родственность проявляет с греческим языком, вместе с рядом вымерших ныне языков — фригийским, фракийскими, дакийским и пеонийским объединяется в палеобалканскую языковую семью. Ещё до начала нашей эры , как известно из сообщения автора I века Страбона , все население Армении говорило на одном языке — армянском .
С 406 года используется оригинальный армянский алфавит , на протяжении более тысячи шестисот лет существующий почти без изменений . Древнеармянский литературный язык получил свою обработку главным образом благодаря армянскому духовенству, среди них, например, Езник Кохбаци (374/380—450), считающийся одним из основоположников древнеармянского литературного языка. Ещё в средние века национальный язык являлся важным и осознанным элементом армянской идентичности . Имеются сообщения VII века о роли языка в сохранении армянской идентичности даже за пределами исторической родины . В Высоком средневековье среднеармянский язык был государственным языком Киликийского армянского царства . На сегодняшний день существует два основных литературных варианта плюрицентрического армянского языка: западный (в основном используется в диаспоре) и восточный. Армянский язык является официальным языком Армении а также непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.
Письменный период истории армянского языка разделяется на три основных этапа :
С конца V века берёт начало научное изучение армянского языка , когда появляются первые самостоятельные лингвистические труды у армян . В V—IX веках грамматические труды создавали Мамбре Верцанох , Езник Кохбаци , Давид Грамматик , Степанос Сюнеци , Григор-Амам и др. Если с конца VII века появляются первые словари с алфавитным расположением слов , то уже с конца X века армянская лексикография переживает бурный расцвет . Началу XI века относится грамматический труд Григора Магистроса , включающий компиляцию идей всех предшествующих армянских грамматиков. Важным событием становится первая орфографическая реформа. Во второй половине XII века Аристакес Грич пишет орфографический словарь армянского языка . Среди крупнейших исследователей армянского языка эпохи XIII—XIV веков — Геворг Скевраци , автор нескольких трудов , рекомендации которого, с небольшими изменениями, используются до сих пор . В этот же период жили выдающиеся армянские грамматики Ованес Ерзнкаци , Есаи Нчеци и Ованес Крнеци . В XVII веке армянскому языку посвящали свои грамматические труды и словари Франческо Ривола, Клемент Галанус, Симеон Джугаеци , Ованес Олов , Воскан Ереванци , Еремия Мегреци и др. Уже на рубеже XVII—XVIII веков армянские мыслители работают на подступах к сравнительно-историческому языкознанию . К XVIII столетию относятся исследования Багдасара Дпира , Иогана Шредера , Мхитара Себастаци и др.
Древнейший образец армянского лапидарного письма надпись, высеченная на храме в Текоре — самое позднее в 490 году. Наиболее ранние фрагментарные манускрипты на пергаменте относятся к V—VI векам. Самая ранняя сохранившаяся чётко датированная рукопись на армянском — « Евангелие царицы Млке », создана в 862 году. Ранее его относится « Евангелие Вехамор », обычно датируемый VII—VIII веками (точная дата написания неизвестна) и предположительно являющаяся древнейшей сохранившейся полноценной армянской рукописью. Древнейшая армянская рукопись на бумаге относится к 981 году.
Сохранились свыше 30 000 средневековых армянских рукописей, составляющих чрезвычайно значительное культурное наследие в мировом сравнении . Книгопечатание на армянском языке возникло в 1512 году
.
Музыкант из Средневековой рукописи.
Армянские невмы
, рукопись около XI века. Группа музыкантов, рукопись XVI—XVII веков
|
В III в. до н. э. уже было формировано качественное своеобразие армянской музыки . В трудах древнеармянских авторов сохранились отдельные образцы ещё дохристианского армянского музыкального творчества . Оно впервую очередь связано с гусанами , которые в эпоху эллинизма первоначально служили в храме древнеармянского бога Гисанэ . Армянская христианская музыка наряду с арамейской, еврейской, каппадокийской, лежит в основе общехристианской музыкальной культуры , представляя большое значения для изучения, как музыкальная культура страны первым принявший христианство в качестве государственной религии .
С начала IV века берёт начало история христианской музыки Армении. С конца того же столетия в высших школах страны было введено обучение музыки. В V веке формировалась армянская гимнография — творчество шараканов . В том же столетии были систематизированы гласы . После появления оригинальной письменности, уже с V века известны также сведения об армянской музыкальной инструментарий . В VII веке Барсег Тчон составил первый сборник шараканов — «Чонынтир шаракноц». В раннесредневековой Армении была разработана теория акустики. Большой вклад в развитие армянской музыки внесли такие музыканты и теоретики раннесредневековой Армении как Давид Керакан , Давид Анахт , Комитас Ахцеци и др. , в трудах которых рассматривались вопросы эстетики и теории музыки — учение о звуке и т. д. . На рубеже VIII—IX веков формировалась армянская система музыкальной нотации — хазы , создание которых связано с именем Степаноса Сюнеци . Ещё до этого армяне использовали буквы алфавита для фиксации музыки .
Последующий значительный период в истории развития армянской музыки относится X—XIII векам . В X веке появляются таги — сравнительно объемные монодии духовного и светского содержания. В эпоху Высокого средневековья совершенствуется армянская нотопись. В своих сочинениях различные музыкально-эстетические вопросы рассматривают авторы X—XIII веков Анания Нарекаци («О знании гласов»), Ованес Имастасер и Ованес Ерзнкаци Плуз . С этого периода сохранились крестьянские песни разных жанров — любовные, трудовые, песни о природе, бытовые и т. д. Тогда же завершился формирование «манрусума» — учения о гласах и хазах, совершенствовался нотопись.
С середины XVI века начинает складываться искусство армянских ашугов , среди его первых представителей Нагаш Овнатан , Багдасар Дпир и Саят-Нова . Ещё в начале XVII столетия Хачгруз Кафаеци составил первый сборник армянских народных песен .
В 1813—1815 А. Лимонджяном была создана и введена в практику новая армянская нотопись. С его помощью Н. Ташчян записал 3 тома произведений средневековой духовной музыки. Вторая половина XIX столетия время возникновения новой композиторской школы. Тогда создаются музыкальные ансамбли европейского типа, основываются профессиональные музыкальные труппы, и т. д. В 1857 году появляется армянская музыкальная периодика в лице журнала «Кнар аревелян» («Восточная лира»). В 1861 году Григор Синанян огранизует симфонический оркестр — Оркестр Синаняна . В произведениях таких композиторов как Г. Еранян , Н. Ташчян, Г. Корганов , и др. применяется европейская техника композиции . В 1868 году Тигран Чухаджян создает оперу « Аршак II » — первую армянскую национальную оперу и первую оперу музыкальной истории всего Востока. Ему же принадлежат первые камерные, симфонические и фортепианные сочинения в армянской музыке. С 1880 годов в армянской классической музыке начинается новое движение по сбору и обработке древних народных песен профессиональными композиторами, крупнейшим среди которых был Комитас . Еги творчество сыграло важнейшую роль в истории развития армянской музыки. Немаловажными были также хоровые обработки Х. Кара-Мурзы и М. Екмаляна а также обработки народных танцев Н. Тиграняна .
Крупнейшие армянские ашуги конца XIX—начала XX века — Дживани , Ширин, Шерам , Аваси .
В начале XX века свою творческую деятельность начинают Александр Спендиаров и Армен Тигранян . Спендиаров внес большой вклад в развитии армянской симфонической музыки. Тигранян в 1912 году завершает оперу «Ануш». В том же году Азат Манукян создает первую армянскую детскую оперу «Конец зла». В области романса творил Р. Меликян . Среди наиболее значимых армянских композиторов начала XX века — Г. Сюни , А. Маилян, А. Тер-Гевондян и др. После установления в Армении советской власти важным событием становится основание национальной консерватории в 1921 году . В 1924 был создан симфонический оркестр Армении, в 1933 году оперный театр , в 1934 году Армянская филармония . Одним из исторических событий этого периода истории армянской музыки становится завершение оперы «Алмаст» А. Спендиаровым в 1928 году. В 1920—1930 годах были поставлены сразу несколько опер армянских композиторов . Наиболее известные армянскими композиторами XX столетия были Арам Хачатурян , Александр Арутюнян , Эдвард Мирзоян , Эдгар Оганесян , Арно Бабаджанян , Авет Тертерян , Тигран Манусрян и др.
Армения богата народными музыкальными инструментами. Одним из самых древних армянских народных инструментов является дудук. В древнеармянских источниках сохранились упоминания о музыкальных инструментах. Например, Фавстос Бузанд в V веке упоминает об инструменталистах, играющих на барабанах , срингах , кнарах и трубах , историк начала X века Ованес Драсханакертци упоминает о струнном инструменте с плектром . Сведения в области инструментальной музыки и армянской музыкальной инструментарий очень скудны, тем не менее до нас дошло описание некоторых музыкальных инструментов а также их наименования. Так, к числу духовой группы относились : сринг — тип флейты , ехджерапох — рог, пох — труба медная, к ударной группе относились : тмбук — барабан , к струнной группе : бамбирн — инструмент с плектром, пандир , кнар — тип лиры , джнар — разновидность кнара, вин — разновидность кнара. Mузыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .
Театр Армении — наряду с греческим и римским, один из древнейших театров мира европейского типа. Древнеармянский театр существовал с 69 до н. э в столице Великой Армении Тигранакерт , где было построено здание амфитеатра развалины которого сохранились по сей день . Наиболее ранние письменные сведения об армянском театре находим у Плутарха. Сообщается, что сын Тиграна II Великого Артавазд II (56—34 до н. э.) создал в северной столице Армении Арташате театр эллинистического типа. Древнегреческий автор также передаёт, что сам Артавазд писал трагедии на греческом языке. В древнеармянском театре был развит также жанр пантомимы, известной актрисой которого была Назеник жившая во II веке н. э. . Во II—III вв. армянские актёры-трагики — дзайнарку-гусаны и вохбергу-гусаны — исполняли пьесы, как греческие так и армянские . Известно, что в IV веке представления давались при дворе армянского царя Аршака II .
После принятия христианства в начале IV века в качестве государственной религии и далее связанной с этим противодействия церкви, продолжались даваться театральные представления. Сохранились документальные сведения об армянском театре раннего и позднего средневековья . Так, например, известны речи армянского автора конца V века Иоанна Мандакуни , направленные против театра, из которых мы узнаём о существовании специальных театральных здании с отдельными верхними местами для женщин . О существовании театрального искусства в Армении сообщают также авторы VI—VII столетий . В позднем средневековье — в X—XV веках — театральные представления были распространены в Васпуракане, Анийском царстве , Киликии . На рельефах церкви в Ахтамаре начала X века изображены маски разных жанровых проявлений театра эпохи . Самые ранние сохранившиеся драматургические произведения, это драматическая поэма Ованеса Ерзнкаци (XIII в.) и «Адамова книга» Аракела Сюнеци (XIV—XV вв.). Об отношении церкви к театру узнаем из трудов авторов эпохи, когда Маттеос Джугаеци (XIV—XV вв.) призывал « не ходить к гусанам, они говорят о делах Хайка и воспитывают дух неповиновения » . Со времен средневековья сохранилась трагедия «Мученичество святой Рипсимэ» (пролог, эпилог и интермедии на польском яз.), который был поставлен в 1668 в армянской школе Львова.
Первые армянские любительские спектакли Нового времени относятся к 1810—1820 годам . В 1836 году Г. Шермазаняном в Тифлисе был основан театр «Шермазанян дарбас» — первое театральное здание на Кавказе. В течение 1846—1866 годов действовал профессиональный театр «Арамян татрон» под руководством О. Гаспаряна, где сохранялись традиции древнеармянского театра . В 1856 году театр основал М. Пешикташлян . Уже в 1857 году был издан театральный журнал «Музы Арарата» . Важным событием становится основание в 1861 году профессионального театра «Аревелян татрон» («Восточный теар») А. Вардовяном в Константинополе. Через два года профессиональный армянский театр был основан в Тифлисе Г. Чмшкяном . В 1865 году были показаны первые театральные спектакли в Ереване . В течение 1860—1870 годов армянские театры были основаны на различных городах Закавказья и России — в Ереване , Шуше , Александрополе , Гяндже , Баку и т. д.
Выдающаяся роль в развитии армянского театра конца XIX века принадлежит крупнейшему трагику П. Адамяну . Среди ведущих актёров и актрис XIX—начала XX века — М. Амрикян , К. Арамян, С. Чмшкян, Вардуи , Г. Тер-Давтян , С. Матинян, Сирануйш , Астхик, Р. Азнив, М. Мнакян , О. Абелян , и др. Крупные армянские драматурги XIX—начала XX столетия — Г. Сундукян , А. Паронян , А. Ширванзаде и др.
Цирковое искусство было самой популярной формой театрального искусства армянского средневековья, и жанр назывался татр или театрон . Наиболее раннее упоминание в письменных источниках касается V веку и принадлежит Езнику Кохбаци . Последний пишет о том, что многие воспитывают медвежат и обучают их пляскам и привычкам людей. В 1248 году Жан де Жуанвиль на дороге в Иерусалим встретил фокусников-акробатов из Армении .
Отдельные фрагменты фресковой живописи относятся ещё к эллинистическому периоду и обнаружены в столице древней Армении Арташате. Для дальнейшего развития всей армянской культуры ключевым историческим событием становится принятие христианства в качестве государственной религии в первые годы IV века. С IV века берёт начало история средневекового армянского искусства . Наиболее ранние сохранившиеся фрагменты армянской фресковой живописи относятся к V—VII векам (Ереруйк, Касахская базилика, Лмбатаванк , Аручаванк ). В Татевском монастыре начале X века, сохранилась изображение части сцены Страшного суда , которая по своей композиции близка к западно-европейским памятникам. Наиболее примечательны росписи в Ахтамаре первой четверти X века, о создании которых сообщают также исторические источники. Росписи XII—XIV веков сохранились в Бахтагеки в Ани и в Ахпате, в Дадиванке, а также в армяно-халкидонских монастырях Ахтала и Тиграна Оненца.
Самые ранние памятники армянской миниатюры относятся VI—VII векам . Из сохранившихся около 30 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами . Уже в IX—X веках в армянской миниатюре прослеживаются 2 основных направления : первый обусловлен заказами феодальной знати, этой группе характерны парадность и живописность, развитой орнамент, а также обилие золота — среди них Евангелие царицы Млке (862), Эчмиадзинское Евангелие (989), Евангелие Мугни (XI в.). Вторая группа связана с демократическими слоями, отличается графичностью, лаконизмом, близостью к народному искусству, а также выразительностью лиц и движений образов — Евангелия 986, 1018 и 1038 годов. Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: до XI веков; школы Великой и Малой Армении XI—XII веков; Киликийской Армении XII—XIV веков; школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII века; после XIII века также в армянских колониях. Крайне многообразна миниатюра в XIII—XIV столетий , период, когда развивается ряд локальных школ. Среди них особо значительна киликийская школа, развивавшаяся в Киликийском армянском государстве . Возникшая ещё в XII веке, она переживает расцвет во 2-й половине XIII столетия , крупнейшие её представители — Григор Мличеци и Торос Рослин . Эта школа отличается многообразием сюжетов. Его характерные черты — психологическая выразительность персонажей, высокое мастерство композиции групповых сцен, виртуозный орнамент и точный рисунок. В то же время высокого развития достигает миниатюра в Восточной Армении — школы Татева , Гладзора . Эти школы представлены в работах известных мастеров Момика , Тороса Таронаци , Авака (Гладзор), Григора Татеваци , Григора (Татев). Васпураканская школа больше представляет демократическую линию, его особенность — преобладание линейно-графического изображения. Среди известных мастеров — Рстакес , Дзерун и др. . Один из древнейших сохранившихся иллюстрированных Библий — Библия из Ерзнка 1269 года, миниатюрной школы Высокой Армении . Последний крупный миниатюрист — Акоп Джугаеци (XVI—XVII века). Считается, что его произведения предвещали начало нового, светского пути развития армянского искусства .
Армянская миниатюрная живопись развивалась вплоть до XIX века .
С XVII—XVIII веков средневековые художественные стили и подходы постепенно уступают место новым реалистическим методам художественного выражения. Вместе с миниатюрой и искусством фрески развиваются новые виды художественного искусства — станковая живопись, портретная живопись, тематические произведения и реалистический пейзаж. Черты реализма все отчётливее проявляются в работах художников семьи Овнатанян выполненных для Эчмиадзинского собора. Наиболее ранние из них — три сюжетных фрагмента, принадлежат Нагашу Овнатану . Из последующих росписей следует выделить работы его сына Арутюна Овнатаняна . В XVIII столетии жил один из крупнейших представителей этой семьи Овнатан Овнатанян , кисти которого принадлежат многочисленные изображения деятелей армянской церкви .
В истории развитии изобразительного искусства Армении краеугольное значение имело присоединение Восточной Армении к России в начале XIX века. По причине отсутствия благоприятных политических и экономических условий в самой Армении, армянские художники работали больше в Тифлисе, а также в Москве, Петербурге и др. городах Европы, что способствовало обогащению их творчества разнообразными художественными воздействиями. Своё творчество они посвящали жизни армянского народа, Армении и его природе . В армянской живописи периода до 70-гг. XIX столетия доминирует портретный жанр. Сохранились произведения Акопа Овнатаняна и Степанос Нерсисян — воспитанника академической школы. С именем последнего связано также начало развития бытового жанра в армянском изобразительном искусстве . В первой половине XIX века начинает развиваться армянская станковая графика.
С 1880 годов появляется новая плеяда профессиональных художников, полностью посвятивших себя национальной тематике . С этого периода работали и В. Суреньянц . Первый в жанре реалистической бытовой картины, второй — в историчом и историко-бытовым. В 1890 годы в армянской живописи как самостоятельный жанр формируется пейзаж , родоначальником которого становится Г. Башинджагян . На рубеже XIX—XX веков работали Е. Татевосян (сюжетные картины, пейзажи), С. Агаджанян (портреты), П. Терлемезян , (натюрморт), Э. Магтесян , (пейзаж) и др. В начале XX века свою творческую деятельность начинает М. Сарьян . Графика развивается в творчестве А. Фетфаджяна и . В этот период была формирована армянская профессиональная скульптура — (автор первого памятника в Армении — статуи Х. Абовяна (1913), А. Гюрджян . Уже в 1916 году в Тифлисе усилиями армянских художников основывается «Союз армянский художников».
Наиболее ранние образцы средневекового армянского скульптурного искусства это стелы IV—V веков — в мавзолее армянских Аршакидов в Ахцке относящихся к 364 году , 2 рельефа конца IV в Эчмиадзинском соборе и т. д. Резной декор обогащается с конца VI века. К VII веку относятся такие памятники, как Мрен, Птгни. Богатым скульптурным орнаментом отличается храм Звартноц середины VII века, оказавший влияние на здания, сооруженные на всем Закавказье в последующие века . В Мрене и Птгни присутствуют также сюжетные фигурные рельефы . К VI—VII векам относятся рельефы церквей в Одзуне (история крещения царя Трдата III и т. д. ), Мастаре , Пемзашене и др. . На фасаде храма конца VII в. в Сисаване присутствуют барельефные вставки изображающих ктиторов . На стелах VII в. в церквях в Талине, Ариче, Гарнаовите представлены иллюстрации к истории обращения армян в христианство св. Григорием Просветителем а также др. Библейские сцены . Создаются горельефные изображения ктиторов, не редко с моделью храма в руках — в памятниках X века Ахтамаре, Санаине, Ахпате . К шедеврам армянского скульптурного искусства раннего средневековья относятся рельефы храма Ахтамар — фриз с изображениями сцен сбора винограда, а также фигуры людей, зверей, птиц, библейские сюжеты и т. д. . В столице Армении Ани, в церкви Гагикашен , завершенной в 1001 году, стояла 2-метровая статуя Гагика I с моделью церкви . Большим мастерством исполнены скульптурные декоры церквей XIII—XIV веков Гегард , Нор-Гетик , Нораванк , Гандзасар , и т. д. Скульптурное убранство последнего отличается особым богатством . В памятниках этого периода — в Агарцине , Гегарде, Аричаванке и некоторых др. также представлены ктиторские композиции. Известны образцы геральдики древнеармянского дворянства , наиболее известный из которых находится в усыпальнице Прошянов . Выдающийся скульптор XIV века — Момик , представитель художественной школы Вайоц-Дзора . С IX столетия появляются хачкары — стелы с резным изображением креста в орнаментальном обрамлении. В начале более монументальные, с XI—XII веков покрытые изощренно тонкой, кружевной резьбой .
Многообразна прикладное искусство древней и средневековой Армении. Она представлена разнообразной керамикой , а также неполивной с рельефным и углублённым орнаментом, поливной с гравировкой и росписью, фаянсовыми сосудами с росписью. От периода эллинизма, нередко поощрямой правителями древнеармянского государства, сохранились такие предметы, как серебряные чеканные чаши, ритоны, фрагменты скульптуры (голова богини Анаит , мраморная статуя Афродиты в Арташате и т. д.). Крайне примечательны сохранившиеся фрагменты мозаик в храме Гарни 70-х годов н. э. Основные центры керамического искусства XII—XIII веков были Ани и Двин . Древнейшие сохранившиеся вышивки относятся к XIV веку . Среди художественных изделий из металла особо примечательны оклад Евангелия киликийской работы 1255 года, чеканные серебряные позолоченные складни, 1293, 1300 и 1687 и др. Из образцов резьбы по дереву — дверь из Муша 1134 года и двери из церкви Аракелоц на оз. Севан, 1486 года .
Средневековые армянские храмы украшались мозаиками (фрагмент мозаик Двинского католикосата V—VI вв. , мозаики в соборах Эчмиадзина и Звартноца , мозаики, выполненные армянскими мастерами в армянских монастырях Иерусалима), скульптурами и фресками.
Прикладное искусство было широко развито во всех армянских государственных образованиях, а также в армянских колониях основанных в разных странах. Так, серебряные и бронзовые изделия из Армении и Киликии (конец XII—XIII века) были найдены при раскопках в Херсонесе, Приазовье, Сахновке, Киеве, Прикамье. Их появление было обусловлено расцветом черноморской торговли в начале XIII века и интенсивным развитием городов Армении, связанных с Трапезунтом. Активное участие в торговле принимали армяне, колонии которых появились в Крыму, Киеве, Волжской Булгарии. О тесных контактах переселенцев со своей родиной говорят находки тканей, аналогичных анийским, в погребениях на территории армянских колоний. Таким же путём на Приполярный Урал попала армянская сабля с именем мастера Хачатура. Богатое армянское купечество Киликии сносилось с коренной Арменией и арабскими странами, Западной Европой и Причерноморьем (комплекс киликийских вещей из Бердянска) . Однако в Киликийской Армении в отличие от других армянских государств произведения серебряных дел мастеров XII века не уцелели, так как в середине XIII в. всю старую серебряную утварь переплавили в слитки для монетного чекана. Оклады Евангелий из монастырских мастерских Ромкла относятся только к середине XIII в. Того же времени ковшик и кувшин из Бердянска, эти находки интересны потому, что от киликийской металлопластики XIII—XIV вв. в основном дошли предметы литургического обихода: оклады книг и складни-реликварии в форме триптиха. Для чеканки Киликийской армении было характерно использование армянских надписей, мотива многолопастной арки с килевидным завершением и точечного фона орнамента .
Развивалось декоративно-прикладное искусство Армении в те времена когда последняя была завоевана, так в государстве Сельджуков ювелирами были главным образом армяне. Известно, что султан заказал свадебные подарки в Анталье, где в своё время большинство составляли христиане — армяне и греки .
Значительный вклад армяне внесли в развитие керамического искусства Османской империи. К концу XV века основной центр керамической промышленности армян переместился на запад — в город Кютахья , где армянская община начала быстро увеличиваться (к 1512 году здесь были уже 3 армянские церкви). В XVI—XVII веках Кутахья становится одним из двух основных (наряду с Изником ) центров керамической промышленности Османской империи, причём вплоть до распада империи в начале XX века керамические изделия из этого города изготавливались почти исключительно армянами .
В конце XIX — начале XX в. на Северном Кавказе получили особое распространение филигранные женские украшения армянских мастеров .
Ибн-Хаукаль
, «Книги путей и царств», X век
:
«в Меранде, Тебризе, Дабиле и областях Армении изготовляются армянские сидения и ковры , известные под именем армянских „мехфур“; немного подобного им во всех странах, в которых выделка тканей имеет сходство с армянской выделкой… А что касается до произведений, называемых „армянскими тканями“, то это „бутт“, сидения, ковры, покрывала, коврики и подушки; нет им подобных среди предметов земли из конца в конец и во всех направлениях» |
Армянские ковры являются одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства и неотъемлемой частью быта Армении . Сохранились многочисленные прямые исторические сообщения об армянских средневековых коврах у армянских, арабских, персидских, византийских и др. авторов, среди которых Истахри , Ибн Хаукаль , Гардизи , Аль-Мукаддаси , Ибн Фадлан , Марко Поло и многие другие. Как отмечает авторитетная «Британская энциклопедия» в VIII—XIV веках, когда ковроделие начало развиваться на Ближнем Востоке, Армения была « одним из наиболее продуктивных регионов » . В числе даров арабскому халифу в VII веке из Армении были вывезены также ковры . Армянские торговцы распространяли ковры на базарах и рынках различных стран, армянские ковры пользовались огромной популярностью на Востоке . Они украшали дворцы различных государств и апартаменты правителей. Есть прямые сообщения о распространённости армянских ковров даже на стране волжских булгар уже в первой четвери X века . Из раннесредневековых армянских ковров до наших дней сохранились только небольшие фрагменты, которые были обнаружены в переплетах армянских манускриптов во время реставрации. Наиболее ранний датированный ковёр относится к 1202 году.
Армянские торговцы активно экспортировали ковры в разные страны Востока и Запада, притом во многих из этих странах уже существовали армянские колонии. Так, например чешский учёный XVII века Иржи Давид в своей работе «Современное состояние Великой России, или Московии» отмечал, что среди прочего товара завозимого армянами для торговли в Россию были также ковры и шелк . Историк XVII века Аракела Даврижеци свидетельствует, что во время визита шаха Аббаса в армянский торгово-ремесленный город Джуга вблиз Нахичевани « от берега реки до дворца ходжи Хачика дорога была устлана коврами, драгоценной, прекрасной парчой » .
Армянские ковры присутствуют в работах Флорентийских и Венецианских художников четырнадцатых и пятнадцатых столетий , часто встречаются, например, на полотнах Джотто, Караваджо, Рубенса, Рембрандта и других художников. Известный австрийский искусствовед А. Ригль отмечает, что «специфический цвет армянских ковров, которые были сначала завезены в Италию, а впоследствии и в Голландию, влиял на цвет всей европейской живописи» .
Армянское ковроделие испытывает новый подъём во второй половине XIX века. Тогда же начинается изучение и собирание армянских ковров. Ковры ткутся во многих областях и городах как Восточной так и Западной Армении.
Армянское ковроделие имеет свои многочисленные технологические особенности. В нём используется полуторный и двойной узел, но, больше всего последний, известный даже в некоторых областях Ирана названием « армани баф » . Aрмянские ковры заключают в себе огромное количество ритуальных, образных и идейных символов.
1. Первая армянская печатная книга «
Урбатагирк
», Венеция, 1512 год 2. Первое армянское периодическое издание «
Аздарар
»,
Мадрас
, 1794 год
|
Армянский язык стал первым языком книгопечатания среди языков СНГ, Прибалтики, а также многих языков Азии . Армянский стал 18-м языком мира, на котором книги были напечатаны гутенбергским способом . Впервые он был издан уже в эпоху инкунабулы в 1475 году в книге Иоганна Шильтбергера . Первая печатная книга на армянском языке « Урбатагирк » — издана в 1512 году в Венеции Акопом Мегапартом , основавшим там типографию. В XVI веке книги на армянском языке издавали Абгар Тохатеци , Султаншах, Ованес Терзнци, Ованес Гопузенц. В течение первых ста лет существования армянского книгопечатания были изданы 32 наименовании книг, 19 из которых армянскими книгопечатниками исключительно на армянском языке. С возникновения армянского книгопечатания до 1800 года были изданы более 1154 наименований армянских книг (среди языков СНГ и Прибалтики второй, после русскоязычных изданий, показатель по численности).
После Венеции армянские типографии были созданы в 1567 году в Константинополе , затем открылись армянские типографии также в Риме (1584 ), Львове (1616), Милане (1621) Париже (1633 ), Ливорно (1643), Амстердаме (1660), Марселе (1673), Лейпциге (1680 ), Падуе (1690), Лондоне (1736), Санкт-Петербурге (1781), и других городах. Армянские книгопечатники XVII—XVIII веков — Ованес Караматинянц , , Ованес Джугаеци, Матеос Цареци, Воскан Ереванци , Матеос Ванандеци, Григор Халдарянц, Погос Арапян, и др.
В XIX столетии армянские типографии открылись в Москве (1820), Шуше (1828), Нью-Йорке (1857), Ереване (1876), Бостоне (1899) и т. д. В целом, до 1920 года, во всём мире действовало более 460 типографий, печатавших книги, журналы и газеты на армянском языке.
Первое периодическое издание — журнал « Аздарар » издавалась в 1794—1796 годах в Индии. В XVIII веке в Венеции вышло на свет ещё одно армянское периодическое издание — журнал «Тарегрутюн» (хроника).
Ещё в IV веке в Армении были созданы школы, где преподавание велось на греческом и сирийском языках . Такие школы были основаны царем Трдатом III, а затем и католикосом Нерсесом Великим. Уже в 365 году в решении Аштишатского собора даны некоторые нормы, касающиеся отношений между учителем и учеником.
Образование в Армении особо развивается после основания армянской письменности, когда в школах вводится преподавание на родном языке . После создания в 406 году армянского алфавита в тогдашней столице Армянского царства Аршакидов Вагаршапате была основана высшая школа, более известная как Вагаршапатская семинария . В конце столетия здесь была своя библиотека , согласно историческим данным сюда, для получения образования, приходили из разных сторон Армении. В V веке высшая школа была основана в Сюнике . С VIII столетия располагавшись в области Сотк , она значительно развилась под руководством Матусаха Сюнеци . С VI века была известна высшая школа в области Аршаруник. В одном из пунктов решения Двинского церковного собора 649 года дается особое указание епископам и высшему духовенству повсеместно следить за развитием образовательного дела. В VII веке Ананией Ширакаци было написано учебник по арифметике «Вопросы и решения», считающийся ныне одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике . Ширакаци старается дать научно-педагогическое обоснование начала школьного возраста с 7 лет.
Область образования в Армении остается сильным и в последующую эпоху . В период Армянского царства Багратидов центрами образования были школы в Санаине , Ахпате , Капуткаре, Хладзоре, Шираке, Камурджадзоре, где занимались философией, грамматикой и другими науками . На рубеже XI—XII веков Ованесом Имастасером была основана высшая школа в Ани . В 1184 году в своем « Судебнике » Мхитар Гош предназначил бесплатное образование для сирот и неимущих детей. В Высоком средневековье в Сюнике действовали Гладзорский (1282—1338) и Татевский (1373—1435) университеты. Известно, что при окончании Гладзора его ученики писали диссертации . В XII—XIII века действовали учебные центры в Хоранашате , Хор Вирапе, Ариче, Агарцине, позднее — в XIV—XV столетиях — в Эрмоне, Егварде, Ципнаванке, в XV—XVII веках — в Севанаванке, Сисе, Севастии, Новой Джуге и т. д. Преподавались богословиe, математика, астрономия, геометрия, история, география, грамматика, музыка, философия, риторика и т. д. В разные времена в этих учебных центрах преподавали такие учёные, как Ованес Имастасер , Анания Санахнеци , Григор Магистрос , Ванакан Вардапат , Нерсес Мшеци , Есаи Нчеци , Ованес Воротнеци , Григор Татеваци , Товма Мецопеци (автор учебника армянского языка), Нерсес Ламбронаци , Аракел Сюнеци , Киракос Ерзнкаци , Акоп Крымеци и другие.
В 1923 году В. Аристакесяном в Ереване была основана студия танца, где преподавались как классические, так и армянские народные танцы. В 1938 был создан народный ансамбль песни и пляски Армении, а в 1958 году — ансамбль танца Армении. Большую роль в формировании и развитии сферы сыграли , М. Мартиросян , Л. Воинова-Шиканян , , , , З. Мурадян , , , , , , и др.
Первый национальный балет — «Счастье» Хачатуряна — был поставлен в 1939 году. В 1933 году была сформирована балетная труппа при Ереванском театре оперы и балета.
Уроженцем Еревана является известный азербайджанский художник-орнаменталист и портретист XIX века Мирза Кадым Эривани , считающийся основоположником азербайджанской станковой живописи. Работал в Ереване, а в 1850-х гг. для реставрировавшегося Дворца сардаров написал 4 больших (1 м X 2 м) портрета маслом . Заслуженным художником Армянской ССР в 1967 году был признан уроженец Зангибасарского района Республики Джаббар Кулиев , окончивший Ереванский государственный педагогический техникум. Руководителем сценарного отдела киностудии « Арменфильм », заместителем директора Института искусств Академии Наук Армянской ССР (1965—1978) и секретарем правления Союза кинематографистов Армении был уроженец Еревана Самир Ризаев .
В 1886 году учащимися Эриванской русско-мусульманской школы по инициативе 23-летнего преподавателя Фиридун-бека Кочарли была поставлена комедия М. Ф. Ахундова «Мюсье Жордан и Дервиш Мастали шах». С 1896 года спектакли на азербайджанском языке в Ереване стали проходить более или менее регулярно. В этих постановках раскрывался талант молодого актёра Ю. Н. Сулейманова . После здания школы местом для спектаклей служил зал во дворце хана Панаха. Когда он стал слишком мал, спектакли проходили в театре братьев Джанполаджановых. В 1928 году в Ереване был организован Азербайджанский театр — первый театр другого народа на территории Армении . Театр действовал до 1988 года (с перерывом в 1949 — 1967 ). В разное время в театре выступали Заслуженный артист Армении Юнис Нури , Кязим Зия , Али Шахсабахлы и др.
Среди наиболее известных азербайджанских ашугов , живших и творивших на территории Армении, можно назвать имена Ашуга Алескера из села Агкилиса , его учителя Ашуга Алы из села Гызылвенк , Ашуга Асада из села Бёюк Каракоюн , Ашуга Ислама из села Нариманлы , Ашуга Мусу из села Каракоюнлу . Ашуг Алескер , создававший ашугские напевы на свои стихи и виртуозно исполнявший их на сазе, также возглавлял ашугскую школу .
Оригинальный текст (рус.)Эривани , Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы [1825, Эривань (Ереван) — 1875, там же] — художник-орнаменталист и портретист, основоположник аз. станковой живописи. Работал в Ереване. Специального художественного образования не получил. Создавал рисунки трафареты для вышивки, росписи, ювелирных изделий и др. В 1850-х гг. написал 4 больших (1 м X 2 м) портрета маслом для реставрировавшегося дворца сардаров в Ереване. Произв.: «Танцовщицы» (живопись на стекле), портреты Фатали-шаха, молодого человека, сидящей женщины (темпера), Аббасы Мирзы (рис. тушью), «Мулла» — все в Аз. м. иск-в, Баку: портрет Мах Талят (М. иск-в Груз. ССР, Тбилиси), «Цветы с птицами» (лаковая живопись) и портрет-миниатюра (ГЭ).
Важным событием явилась организация в Ереване в 1928 году Азербайджанского театра — первого театра другого народа на территории Армении.