Иерусалимия
- 1 year ago
- 0
- 0
Сали́мия ( араб. السليمية ) — исламская богословская школа последователей Сахля ат-Тустари , основанная Абу Абдуллахом Мухаммадом ибн Салимом (ум. в 909 г.).
Школа существовала в Басре в X—XI веках. Её воззрения были сходны со взглядами учителя. Ибн Салим проповедовал суровый аскетизм ( зухд ): полное предание себя воле Аллаха ( таваккуль ), безропотное перенесение испытаний, безбрачие и т. д. Окончательное формирование и усиление влияния школы произошло после того, как её возглавил сын Ибн Салима, Ахмад. Представителями школы были богословы и суфии , придерживавшиеся маликитской правовой школы и в некоторых вопросах склонявшиеся к учениям басрийских мутазилитов .
Известный суфий- шафиит написал «Опровержение Ибн Салима» ( ар-Радд ‘аля Ибн Салим ). Багдадские доксографы Абдул-Кахир аль-Багдади , , а также суфий- ханбалит резко критиковали салимию за согласие со взглядами аль-Халладжа и относили её к сторонникам («воплощения божества в человеке», то есть пантеизма ) .
Сочинения представителей школы не сохранились. Багдадские богословы, стоявшие на антимутазилитских и антиджахмитских позициях, критиковали следующие положения салимии:
Салимия существенно повлияла на взгляды авторов двух основополагающих суфийских трактатов — ( Китаб аль-лума ) и Абу Талиба аль-Макки ( Кут аль-кулуб ). Материалами Кут аль-кулуб широко пользовался Абу Хамид аль-Газали при написании своего знаменитого труда Ихья улюм ад-дин («Воскрешение наук о вере»). Возможно через аль-Газали и аль-Макки взгляды ат-Тустари попали в труды североафриканских суфиев альмерийской школы (ум. в 1141 г.) и (ум. в 1141 г.), а от них к Ибн Араби (ум. в 1240 г.), который распространил их в Малой Азии, Иране и Индии. По мнению Луи Массиньона , взгляды салимии через Абу Мадьяна унаследовал североафриканский тарикат шазилия .