Interested Article - Кириотисса

Богородица Никопея.
Икона из собора Святого Марка .

Кириотисса (от греч. владычица , также Никопея Кириотисса, Богоматерь Кириотисса ) — один из иконографических типов изображения стоящей в рост Богородицы, поддерживающей рукой Младенца в центре у груди. Данный тип изображения похож на Оранту , однако Богородица на этой иконе не молится, раскинув руки как Оранта, а держит Младенца у груди . Иногда подобный тип называется Никопея Кириотисса (от греч. Владычица Победодательница ) . Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению» .

Истоки изображения

Древнее византийское изображение типа «Никопея Кириотисса» восходит к одному из первоначальных изображений Божией Матери в Влахернском храме . Мраморное изображение влахернского чудотворного образа Богоматери находилось около императорской купальни. Это был образ Богородицы, из рук Которой текла святая вода ― «агиасма» .

Посвящённые храмы

Богородице Кириотиссе была посвящена церковь Богородицы Кириотиссы , находившаяся в Константинополе у самого восточного отрезка акведука Валента . Церковь была построена на месте римских терм и двух храмов VI—VII веков на исходе правления Комнинов (конец XII века).

Развитие образа

Нательный крестик с изображением Богоматери Кириотиссы

Своеобразным «потомком» данного типа написания Богородицы является тип иконы «Живоносный Источник», получивший большое распространение в русском и греческом Православии .

Одно из древних изображений Богородицы « Живоносный Источник », восходящих к чудотворному первообразу «Никопеи Кириотиссы», относится к концу XIII ― началу XIV в. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь представлена в чаше в образе Оранты , с воздетыми в молитве руками .

Другое изображение, середины XIV века, описывает церковный историк Никифор Каллист. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне .

Первоначально икона Божией Матери «Живоносный Источник» распространялась в списках без непосредственного изображения самого источника, однако через некоторое время в общую композицию стали включать чашу. В ещё более поздних списках вместо чаши появились водоем и фонтан, а впоследствии и колодец. На Руси иконы типа «Живоносный Источник» получили широкое распространение с XVII века и представляли собой дальнейшее усложнение композиции, что косвенно свидетельствует о снижении символической наполненности «Никопеи Кириотиссы». На иконах появляется реалистически написанный деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображались одержимые различными недугами .

См. также

Примечания

  1. . от 11 октября 2011 на Wayback Machine Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики
  2. Васильева А. В. . от 12 июня 2021 на Wayback Machine portal-slovo.ru.
  3. . от 5 мая 2012 на Wayback Machine // Ризница.ру, Православный магазин для производителей и оптовых покупателей церковных товаров
  4. . от 28 апреля 2009 на Wayback Machine // Официальный сайт Московской Патриархии
Источник —

Same as Кириотисса