Interested Article - Сизиф
- 2021-05-05
- 1
Сизи́ф (точнее Сиси́ф , др.-греч. Σίσυφος ) — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа , после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.
Отсюда выражение «сизифов труд», означающее тяжёлую, бесконечную, безрезультатную работу и муки.
Согласно Гомеру — мудрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первый воспользовавшийся корыстолюбием и обманом (среди эллинов ).
Миф
Сохранились разные варианты мифов, дающие объяснения причин столь тяжёлой кары, постигшей Сизифа (разглашение тайн богов, многочисленные ограбления путешественников, похищение и заточение бога смерти Танатоса и другое). Алкей и Феогнид упоминают, что он пытался обмануть смерть, но безуспешно .
В передаче доктора исторических наук Е. Г. Рабинович : «обмануть смерть и так воспрепятствовать нисхождению душ в преисподнюю и соответственно смене поколений» .
Сизиф — сын Эола и Энареты . Основал город Эфиру (древнее название Коринфа) . Женился на плеяде Меропе , дочери Атланта . Их сыновья: Главк , Орнитион , Ферсандр и Альм . Согласно поэме Евмела, получил власть в Эфире (Коринфе) от Медеи .
По одному рассказу, наказанию в Аиде подвергнут из-за Эгины , дочери Асопа . Когда Асоп разыскивал её, Сизиф согласился сообщить, что её похитил Зевс , — при условии, что Асоп даст ему воду в Акрокоринф .
По другой версии, враждовал с братом Салмонеем и по предсказанию Аполлона изнасиловал Тиро , которая родила двух детей, которые должны были отомстить Салмонею. Узнав об этом, Тиро убила их. За это нечестие Сизиф наказан в Аиде .
Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По другой версии, обманул и заковал в цепи самого Аида . В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес , бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит её в царство теней умерших.
Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона , не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю — наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.
Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.
Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мёртвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса .
За проступки при жизни (до и после смерти) боги приговорили Сизифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.
Образ Сизифа
В Аиде выполняет работу . Изображён в Аиде на картине Полигнота в Дельфах , вкатывает камень . Его могила на Истме известна немногим . У подножья Пирены находился Сисифей с развалинами святилища или дворца .
Действующее лицо сатировских драм Эсхила « Феоры, или Истмийские состязания » (фр. 78-79 Радт), « Сизиф-беглец » (фр. 225—230 Радт) и « Сизиф-камнекат » (фр. 233 Радт), пьесы Софокла «Сизиф» (не дошло ни одной строки), сатировской драмы Еврипида и пьесы Крития с тем же названием.
Образ Сизифа получил отражение в литературе нового времени ( А. Камю , Р. Мерль ) и изобразительном искусстве ( Тициан ).
Так, у Камю Сизиф — это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрёл свой смысл и свою гордость.
Литература
- Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 439.
Примечания
- Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1258.
- Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 33—34.
- Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека I 7, 3 далее
- Алкей, фр. 38 Лобель-Пейдж; Феогнид. Элегии 702—712
- Е. Г. Рабинович . от 4 мая 2012 на Wayback Machine // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139—153
- Гомер. Илиада VI 153
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Павсаний. Описание Эллады II 4, 3
- Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
- Павсаний. Описание Эллады II 5, 1
- Гигин. Мифы 60
- Схолии к Гомеру . Илиада VI 153 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. Стр. 81
- Гомер. Одиссея XI 593—600
- Павсаний. Описание Эллады X 31, 10
- Павсаний. Описание Эллады II 2, 2
- Страбон. География VIII 6, 21 (стр. 379)
Ссылки
- .
- 2021-05-05
- 1