Interested Article - Монастырский устав

Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав (фреска Успенского собора на Городке , XV век)

Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях , который может содержать также порядок совершения богослужений . Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов , определяющих порядок совершения церковных служб . Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.

Возникновение

Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет ) в 318 году . Новоначальному назначается испытательный срок в 10 дней и старец, который берет над ним шефство. Получает новоначальный и новое монашеское одеяние. Он выполняет разные поручения и читает псалмы. В монастыре три общих молитвы в день и одна общая трапеза в полдень (кроме среды и пятницы, в которые предусмотрен пост). Монастырь возглавлял авва , а хозяйственной стороной ведал эконом .

Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им « Пространно изложенных правил для монахов » для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называются по его имени: « василианские монастыри ».

К прочим древнейшим монастырским уставам относится сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина « О постановлениях киновий палестинских и египетских » (в 12 книгах); на его основе был составлен устав преподобного Венедикта Нурсийского ( VI век ) для монастыря в Монте-Кассино , в Италии.

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония , епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского ).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия , лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение .

Иерусалимский и Студийский уставы

Феодор Студит

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены , архиереи , ктиторы , учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

  • Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного , написан для основанного им монастыря ) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века . На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского , сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров .
  • Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита , написан для Студийского монастыря ) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X — начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские « Начертания ».

Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре . Он использовался в России до XIV века , когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 января 2019. 19 января 2019 года.
  2. . Дата обращения: 19 января 2019. 20 января 2019 года.

См. также

Литература

  • Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник ; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — 654, VIII, [10] с. — 6000 экз. ISBN 5-87310-019-5 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Монастырский устав