Interested Article - Царицын павильон

Цари́цын павильо́н — один из дворцовых павильонов Петергофа , который стоит на Царицыном острове посреди Ольгиного пруда Колонистского парка (к югу от Верхнего сада ). На другом острове Ольгиного пруда расположен Ольгин павильон , также построенный в годы царствования Николая I .

История

План первого этажа Царицына павильона

Царицын павильон был построен в 1842—1844 годах для императрицы Александры Федоровны , жены императора Николая I , в модном «помпейском» стиле. Павильон воспроизводил облик древнеримских домов, найденных около Неаполя при раскопках погребённого под слоем вулканического пепла античного города Помпеи .

Павильон расположен на Царицыном острове, посреди Ольгиного пруда и окружён утопающим в цветах садом с фонтанами, статуями и мраморными скамьями. Здесь, на уединённом острове, архитектор А. И. Штакеншнейдер и садовый мастер П. И. Эрлер попытались создать модель «рая», идеальный мир романтической мечты, подобный сказочным мирам островов южных морей, которые описывали путешественники. Именно об этом мечтала Александра Федоровна , давно желавшая побывать в Италии.

На плане павильона обозначены: 1. Атриум; 2. Экседра (комната с тремя нишами); 3. Гостиная; 4. Столовая; 5. Кабинет императрицы; 6. Буфетная; 7. Наружная лестница на 2-й этаж (в кабинет императора); 8. Внутренний садик; 9. Терраса.

Интерьеры

Атриум

Атриум

Главный вход в павильон расположен с юга, со стороны садика с фонтаном «Нарцисс» (ск. К. М. Климченко ) и украшен небольшой лоджией с мраморными колоннами. Войдя в павильон, посетители попадают в атриум (1). У древних римлян это была главная часть дома — закрытый со всех сторон зал с проёмом в центре потолка, через который внутрь попадал дневной свет. Благодаря отсутствию окон, в жаркую погоду в доме было прохладно. А во время дождя воду собирали в бассейне-имплювии в центре атриума.

Такое устройство имеет и атриум в Царицыном павильоне. Середину его занимает квадратный бассейн из голубого и розового мрамора с фонтаном-вазой. По углам бассейна четыре колонны «голубого» мрамора поддерживают кровлю, но вместо открытого проёма А. И. Штакеншнейдеру пришлось предусмотреть стеклянный купол, который в холодную погоду закрывался, а в жаркую открывался. Прикреплённые в углах проёма фигурки фантастических чудовищ служили водостоками.

Стены атриума украшены живописным фризом с изображением морских божеств ( тритонов и нереид ) и тягами- арабесками в подражание помпейским фрескам . Роспись была выполнена немецким художником И.Дроллингером по рисункам А. И. Штакеншнейдера . Двери выкрашены под цвет патинированной бронзы . Помпейского стиля банкетки, первоначально выполненные в мастерской знаменитого мебельщика Гамбса , отделаны синей материей. На парапете бассейна находятся бронзовые скульптуры — уменьшенные копии с античных оригиналов работы европейских мастеров XIX века ( Аполлон Бельведерский , Дискобол , Амур и Психея , Венера Медицейская , Амур , Марс и др.). Большинство этих скульптур были привезены Николаем I из его поездки в Италию в 1845 году.

Комната с тремя нишами

К атриуму помпейского дома со всех сторон прилегали различные помещения, получавшие из него свет и сообщавшиеся с ним не дверьми, а открытыми проходами и арками. В Царицыном павильоне справа от атриума находится комната с тремя нишами (2), соответствующая античной экседре (комнате для отдыха).

Стены экседры расписаны неяркими красками. В нишах установлены полукруглые синие диваны, повторяющие по форме изгиб стены, и круглые столики, созданные в России в первой половине XIX века. Французскими мастерами были выполнены стоящие в экседре светильники-торшеры, сделанные в подражание помпейской бронзе. Кроме торшеров комнату освещала масляная лампа-люстра, точно воспроизводящая лампу, найденную в Помпее . На отдельном постаменте стоит мраморная скульптура «Психея» , выполненная в 1846 г. итальянским мастером Цинцинато Баруцци. На руке у Психеи бронзовая позолоченная бабочка.

Гостиная

Из экседры через атриум можно перейти в самый большой зал Царицына павильона — ойкос или гостиную (3). Центральный проём, соединяющий атриум с гостиной, украшен двумя колоннами черно-белого «античного» («археологического») мрамора и статуей лежащей спящей женщины (скульптор Ф.-Ф. Лемо , Франция, 1804 г.). Перспектива, открывающаяся из гостиной в атриум, одна из самых красивых в павильоне. Особенно эффектно смотрится погруженная в тень экседры беломраморная Психея.

Две каннелированные колонны голубого мрамора разделяют гостиную на две неравные части. Кессонированный потолок расписан рамками из арабесок . Стены гостиной украшены ярко красными филёнками с небольшими медальонами тёмного цвета, в которых изображены грифоны — крылатые фантастические существа с телом льва и головой орла, древние символы власти. Мозаичный пол и камин чёрного мрамора выполнены мастерами Петергофской гранильной фабрики . На камине находится мраморный бюст римлянки (II—IV вв. н. э.) и две мраморные вазы.

В центре комнаты, перед двусторонним диваном поставлены два круглых мозаичных стола. В витрине у окна выставлена небольшая коллекция предметов, демонстрирующая различные виды мозаики .

В отдельной витрине представлен Этрусский сервиз, изготовленный в 1844 г. на Императорском фарфоровом заводе специально для Царицына павильона. В его состав входили предметы для завтраков и полдников, рассчитанные на 48 персон. Все предметы сервиза расписаны подобно древнегреческим вазам: чёрные фигуры и орнаменты по коричневому фону.

Кроме Этрусского сервиза специально для Царицына павильона был изготовлен Коралловый сервиз ( Императорский фарфоровый завод , 1846 г.), выставленный в столовой (4). Каждый из его предметов украшают стилизованные веточки, выполненные в виде кораллов .

Столовая

Собственный сад у северного фасада павильона

Выкрашенные в ярко-синий цвет стены столовой расписаны арабесками . Центральную часть пола занимает подлинная помпейская мозаика I века н. э., состоящая из геометрических и растительных орнаментов. Она была приобретена Николаем I у герцога Максимилиана Лейхтенбергского специально для Царицына павильона. Обрамление мозаики, состоящее из полос порфира и мрамора различного вида, было сделано мастерами Петергофской гранильной фабрики по проекту А. И. Штакеншнейдера .

В промежутке между окон, на кронштейне, установлен мраморный бюст «Голова Ниобы » работы неизвестного итальянского мастера, фрагментарная копия с греческого оригинала «Ниоба с детьми» IV в. до н. э. школы Скопаса . У другой стены выставлены столы-консоли с золочёными резными подстольями и мозаичными столешницами. На каждой консоли поставлены оригинальные украшения — модели античных сооружений. У противоположной стены — камин, на полке которого сосуд-лекиф IV века до н. э. и мраморный бюст Юлии , дочери императора Тита , созданным неизвестным скульптором в I веке н. э.

Перед тем как вернуться в гостиную, стоит обратить внимание на прекрасный вид, открывающийся из столовой через застеклённую дверь, ведущую на террасу. Сразу за дверью к воде спускается небольшая гранитная лестница. Зеркальная гладь пруда и живописный берег создают неповторимую атмосферу и зрительно увеличивают пространство комнаты.

Кабинет императрицы

По другую сторону от гостиной расположен кабинет Александры Федоровны (5). Это довольно узкая комната, заканчивающаяся полукруглой нишей с уютным диваном, отделанным малиновым сукном и зелёным шнуром. Разноцветный кессонированный свод ниши поддерживают две витые мозаичные колонны византийской работы XIII века. Оживлённые тонкими рамками серо-зелёные стены заканчиваются снизу панелью жёлтого искусственного мрамора. Пол кабинета, в отличие от предыдущих комнат, не мозаичный, а паркетный, с наборным бордюром из пальметт .

У северной стены — письменный стол и кресло красного дерева русской работы и бюст императрицы Александры Федоровны из бисквита (неглазурованного фарфора), выполненный по модели немецкого скульптора Христиана Рауха (1824 г.). На столе, кроме письменного «этрусского» прибора и красивых лазуритовых пресс-папье , представлено полное собрание сочинений любимого Александрой Федоровной писателя Жана Поля . Мраморный камин с середины XIX века украшают часы золочёной бронзы, выполненные в петербургской мастерской А. Шрайбера в 1846 г. Эти часы для интерьера заказал А.И. Штакеншнейдер. Здесь же, на отдельном столике, находится умывальный прибор с росписью в помпейском стиле (Англия, середина XIX в.) из коллекции Розового павильона . Его подарила Александре Федоровне её дочь — великая княжна Мария Николаевна.

Башня и внутренний садик

Внутренний садик

Из кабинета дверь открывается в маленький внутренний садик (8), отгороженный высокой стеной. Пройдя по этому дворику мимо украшенной бюстами мраморной скамьи и поднявшись по внешней лестнице (7), можно попасть в небольшую комнату — кабинет императора, из которой узкая винтовая лестница ведёт на верхний этаж башни ( бельведер ), откуда открывается удивительный по красоте вид на пруд и цветочный сад. Под кабинетом, на первом этаже, расположено служебное помещение — буфетная (6).

Во внутреннем садике находятся ещё два фонтана — «Орел и змея» (скульптор Маркизини) и маленький фонтанчик-маскарон. Налево от садика, перед большими окнами гостиной расположена терраса (9), обрамленная ажурным чугунным парапетом с вазами. На террасе после реставрации установлена статуя «Спящая Венера » работы скульптора Ч. Баруцци (1847 г.), ранее находившаяся у Розового павильона .

Императорская семья использовала Царицын павильон как увеселительный. Александра Федоровна могла приехать сюда со свитой из Александрии , чтобы выпить чаю или посмотреть иллюминацию.

После 1917 года

После революции в павильоне был открыт музей, который просуществовал до 1933 года. В годы репрессий Царицын павильон, как и многие другие петергофские музеи, был закрыт, а музейные коллекции, в основном, перевезены в кладовые Большого дворца . Во время войны немцы устроили в павильоне наблюдательный пункт. Здание пострадало от небрежного обращения и протечек, но не было разрушено.

Всю вторую половину XX века павильон стоял пустой, но все-таки охранялся и регулярно проветривался. Во многом благодаря этому здесь сохранились подлинные мозаичные полы, колонны и частично стенная роспись. Значительно пострадала коллекция. Полностью была утрачена вся мебель (скорее всего дотла сгоревшая в Большом дворце в первый день оккупации). Реставрационные работы велись с большими перерывами и закончились только в 2005 году, когда Царицын павильон вновь открылся для посетителей.

См. также

Библиография

  • М. И. [Измайлов М. М.] Петергоф: Островки и павильоны.- Пг., [191?].
  • Измайлов М. Петергофские павильоны XIX века: Путеводитель по Царицыну острову.- М.-Л., 1931.
  • Гущин В. А. Царицын остров. - СПб., 1997.
  • Царицын и Ольгин павильоны. Музеи Петергофа./ Авт. текста Н.Вернова, И.Пащинская, И. Рудоквас. - СПб., 2008.
  • В. Я. Юмангулов, Н. Ю. Хадеева . Скульптура Царицына и Ольгина островов. Каталог коллекции. — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2019. — 292 с.

Ссылки

Источник —

Same as Царицын павильон