Памятник Пушкину (Воронеж)
- 1 year ago
- 0
- 0
А. С. Пушкин проезжал через Тверь почти тридцать раз, из них четырежды останавливался в городе . Здесь с поэтом произошли некоторые знаменательные события , в том числе несостоявшаяся дуэль с В. А. Соллогубом . Тверь неоднократно упоминается в произведениях Пушкина . Поэтому неудивительно, что тверичи регулярно ставили памятники великому соотечественнику.
Установлен в 1937 или 1938 году, вероятно, в связи с годовщиной смерти поэта. Памятник в полный рост появился возле бывшей кирхи , площадь получила наименование Пушкинской . Скульптор неизвестен, материал памятника — гипс и бетон . В 1942 монумент был разрушен, но через семь лет восстановлен . В 1960-х на месте кирхи был выстроен обком КПСС , и памятник, как мешавший строительству, уничтожили. Тогда же площадь утратила название Пушкинской .
Бетонный бюст , установленный в 1960-е годы у здания бывшей школы. Скульптор неизвестен .
Это бюст из бронзы и гранита , воздвигнутый в 1972 по проекту скульптора Екатерины Белашовой , специализировавшейся на памятниках Пушкину (среди её работ — монумент в Пушкинских Горах ).
В 1974 на набережной хотели установить памятник Салтыкову-Щедрину , но в итоге там появилась скульптура «Белые ночи» работы О. К. Комова , до сих пор привлекающая внимание туристов . Памятник выполнен в бронзе и граните.
Писатель Вячеслав Морозов:
Я сам вспоминаю, когда с ностальгическим томлением впервые смотрел на фотографию памятника Пушкину в Калинине (ныне Тверь), чувствуя полнокровное родство с пушкинской эпохой. А, казалось бы, ничего такого в памятнике не было ошарашивающего: стоит поэт в цилиндре и длинном сюртуке, опершись на решетку ограды, словно остановился на минуту оглядеться, полюбоваться петербургской белой ночью, на полусогнутой руке — плащ-альмавива, накрывающий сзади оградную решетку. Поза легкая, свободная, грудь приподнята, будто только что вдохнул свежего весеннего воздуха, взгляд устремлен вдаль. Позже я узнал, что городские власти Калинина хотели поставить на этом месте памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину, но, увидев скульптурную композицию Олега Комова «Белые ночи», выбрали её.
Художник Илья Комов :
Многие сейчас считают, что это едва ли не самый лучший памятник Пушкину, где была передана эпоха Пушкина и вообще XIX век. И многие его (Комова) тогда упрекали за то, что он ввел архитектурный мотив «решетку», потому что до него считалось, что это не очень хороший прием, предназначенный для спасения неудачной скульптуры. Но здесь был абсолютно другой случай, поскольку «решетка» выступила не только как архитектурный элемент, но и как элемент образа. Решетка несет на себе образную нагрузку ощущения пушкинской поэзии, ощущения духа XIX века, и она во многом и создает этот неповторимый силуэт, который запоминается зрителям. И когда говорят Комов, все вспоминают именно этот памятник.