Советская цивилизация
- 1 year ago
- 0
- 0
Чи́бча ( исп. Chibcha ), Муи́ска или Мо́ска — одна из высокоразвитых цивилизаций Южной Америки в XII — XVI вв. Среди культур древней Америки чибча стоят в одном ряду с майя , ацтеками , сапотеками и инками . Сами чибча называли себя муисками, то есть «людьми».
Чибча занимали значительную часть территории нынешней Колумбии . Центром их земель было высокогорное плато Восточных Кордильер и находящиеся к северу от Боготы долины рек Тунья и Согамосо . Кроме этого, чибча занимали также южные от Боготы долины и восточные склоны Кордильер до льяносов реки Меты , притока Ориноко . К моменту прихода европейцев территории чибча составляли более 25 тысяч квадратных километров, а население насчитывало порядка миллиона человек.
Долина Боготы и окружающие её горные склоны отличаются наличием естественной влаги, мягким и ровным климатом. Эти факторы способствовали появлению здесь густонаселённых районов, а также развитию земледелия . Уже в середение I тысячелетия н. э. здесь существовали постоянные поселения, в том числе и численностью свыше 1000 человек, стали появляться первые протогосударства. Изначально территории чибча населяли примитивные племена аравакской языковой семьи . Но к V веку н. э. они были вытеснены предками чибча, переселившимися туда из Центральной Америки , через Панамский перешеек . К IX веку довольно широко начинает развиваться металлургия . С XII—XIII веков формируются племенные объединения чибча. Государства чибча довольно часто, особенно с XV века, подвергаются нападениям со стороны соседних аравакских и особенно карибских племён.
Так как от культуры чибча не сохранилось ни одного памятника письменности, до нас дошли лишь сведения, описываемые европейскими хрониками и охватывающие жизнь не более двух поколений до появления здесь испанцев. Согласно записанным хроникерами преданиям, к концу XV века у чибча существовало от 5 до 9 государств (племенных союзов). Среди них наиболее выделялись два — Тунха и Факата, которые соперничали между собой, претендуя на подчинение себе остальных объединений, а также друг друга.
Приблизительно в 1470 году , правитель царства Факата, с войском в 30 тысяч человек совершил поход на княжество Фусагасуга, располагавшееся в долине реки Паско. Поход закончился поражением фусагасугцев, их правитель признал себя вассалом Факаты. Вскоре правитель княжества Гуанента восстал против Факаты. Её правитель был вынужден просить помощи у , правителя царства Тунха. Согласно преданиям, оказав необходимую помощь, Мичуа предложил Саганмачике явиться в Тунху и покаяться в преступлениях, в которых его обвинял правитель княжества Гуанента. Саганмачика отказался, и Мичуа не решился напасть на Факату. После этого, согласно преданию, царство Факата подверглось нападению соседнего племени . Война с ним продолжалась 16 лет. После победы над панче, примерно в 1490 году, Саганмачика напал на Мичуа.
В решающей битве возле деревни Чоконта с обеих сторон приняли участие более 100 тысяч воинов (50 тысяч со стороны Тунхи, 60 тысяч со стороны Факаты). Армиями командовали непосредственно верховные правители царств. Оба они были убиты в бою. Тем не менее, победу одержали факатцы, хотя смерть верховного правителя практически свела на нет их победу.
После этого, в 1490 году правителем Факаты стал . Согласно преданиям, он ввёл кодекс законов — так называемый «кодекс Немекене». Ему также пришлось отражать нападение панче и подавлять восстание княжества Фусагасуга, боевые столкновения с которым были особенно упорными, но в итоге их князь капитулировал. Немекене ввёл свои войска в покоренные земли и начал готовиться к войне с Тунхой. Собрав армию порядка 50-60 тысяч воинов, он вышел в поход. В кровопролитной битве Немекене был ранен, факатцы бежали преследуемые воинами Тунхи. Тем не менее, эта победа также не привела к поглощению одного царства другим. На пятый день после возвращения из похода умер, оставив царство племяннику Тискесусе . В его правление, когда он намеревался отомстить правителю Тунхи, в Факату вторглись испанские конкистадоры .
В апреле 1536 года из города Санта-Марта на карибском побережье вышел отряд в 800 человек под предводительством Гонсало Хименеса де Кесады , направленный испанским губернатором для разведки и завоевания внутренних областей Колумбии . Во многом это было вызвано широко разнесшемся слухом о мифической стране Эльдорадо. В течение почти 9 месяцев отряд Кесады продвигался к землям чибча, встречаясь по пути с множеством препятствий. Более 600 человек погибло от болезней, пало в стычках с индейцами. В 1537 году оставшаяся часть отряда из менее чем 200 человек достигла плато Кундинамарка . Ослабленные междоусобными войнами и нападениями соседних племён чибча, к тому же сначала принявшие испанцев за богов, оказали совершенно незначительное сопротивление. К 1541 году земли чибча-муисков полностью вошли в состав Новой Гранады. Её столицей стал город Санта-Фе-де-Богота , основанный Гонсало Кесадой 6 августа 1538 на месте сгоревшей индейской крепости Факаты.
К середине XVIII века полностью вымерли культура и язык чибча .
Сокровища, захваченные конкистадором Гонсало Хименесом де Кесадой на территории Колумбии у чибча -муисков, составили меньшее количество , чем захваченное Франсиско Писарро у инков , как видно из доклада королевских чиновников Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявших личное участие в походе (июль 1539):
Когда заместитель [Хименес де Кесада] вернулся в Тунху , было взвешено имевшееся золото, и взвешенное, составило, как в том, что было захвачено в Тунхе, так и у Согамосо и другое небольшое количество золота, захваченное в крае, вес в сто девяносто одна тысяча и сто девяносто четыре песо чистого золота , и другого, более низкопробного, золота тридцать семь тысяч двести тридцать восемь песо, и другого золота, называемого золотой лом, набралось восемнадцать тысяч триста девяносто песо. Была захвачена одна тысяча восемьсот пятнадцать изумрудных камней , среди которых имеются высококачественные камни, одни крупные, а другие — маленькие, и многообразные.
— Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада (июль 1539 года) .
Музей золота (Богота) — музей Банка Республики Колумбии , обладающей обширной коллекцией золотых изделий доколумбовых обществ , проживавших на территории современной Колумбии. Коллекция состоит из приблизительно 34 000 изделий из золота и тумбаги , 25 000 изделий из керамики, камня, раковин, кости и текстиля культур калима , муисков , нариньо , кимбая , зену, тайрона , сан-агустин, тьеррадентро , толима и т. д. .
Как сообщает Бюллетень Музея золота за 2003 год, музей располагает 33 800 объектами из металлов, 13 500 объектами из керамики, 3 400 объектами из камня, 1200 — из раковин, 330 — из кости, 139 — из дерева, 145 — из тканей, и несколькими мумиями.
Миссия музея состоит в том, чтобы сохранять, исследовать, инвентаризировать и выставлять свои археологические коллекции ювелирного мастерства и прочих ремесленных изделий доколумбовых цивилизаций.
В декабре 1939 года Банк Республики купил золотое изделие весом 777,7 грамма. Это была культуры кимбайя . Приобретение этого предмета высокой эстетической и исторической ценности ускорило создание музея, так как, хотя до этого момента в Банке хранились четырнадцать изделий из золота доколумбовых культур, приобретенных в 1936-37 гг. , но по свидетельствам очевидцев, эти предметы были сложены в картонную коробку и помещены в сейф Банка, поэтому коллекцией в прямом смысле слова не являлись .
Первоначально Музей не был открыт для широкой публики. С 1944 по 1959 годы его могли посетить главы государств, дипломаты, члены делегаций высокого уровня и специальные гости правительства Колумбии.
С момента принятия решения о создании Музея, он постоянно увеличивает свои фонды, ведёт исследовательскую и просветительскую деятельность. Несмотря на то, что после долгих лет существования музея, казалось бы, все оставшиеся после набегов « » захоронения исследованы, продолжают происходить открытия высокой научной и культурной значимости. В начале 1969 года в городе Паска (Кундиномарка) был найден золотой плот, воспроизводящий сцену подношения богам во время смены вождей племени муисков. В 1987 году в захоронении в долине реки Магдалена было найдено большое количество золотых предметов — шлемов, диадем, ступок для извести и пр. Эта находка получила имя Новое сокровище кимбайя. В в 1992 году рабочие случайно наткнулись на обширные захоронения, которые были частично разграблены, а частично исследованы археологами. Музею золота удалось разыскать часть украденных предметов и выкупить их.
Автором современного здания Музея является Херман Сампер Гнекко (Germán Samper Gnecco), Музей переехал в него в 1968 год у. Этот же выдающийся колумбийский архитектор разработал проект модернизации помещений и новых зданий в 2008 году.
В музее есть три подземных зала для временных выставок и лектория, кафе, ресторан и магазин сувениров. В России несколько раз проходили выставки Музея: в 1979 году в Эрмитаже, в 1988 году в Музее народов Востока и в 2003 году в Москву привезли часть этой коллекции: 60 копий золотых предметов, изготовленных древними мастерами .
Земледелие являлось основой экономики чибча. К моменту вторжения европейцев чибча выращивали довольно большое количество культурных растений: картофель , киноа и кукурузу — на горных склонах, батат , маниоку , томаты , тыкву , фасоль , ананасы и авокадо — в долинах. Кроме этого выращивался хлопок , а также используемые в ритуальных целях табак и кустарник кока . Обработка земли велась примитивными мотыгами . Из животных чибча одомашили только собаку . Хорошо было развито рыболовство .
Единственным источником мясной пищи для чибча служила охота . Но так как охота на крупную дичь ( кабанов , оленей ) считалась привилегией знати, рядовые члены племени могли с разрешения знатной части племени охотиться лишь на кроликов и птицу . Кроме этого в пищу также употреблялось мясо крыс и пресмыкающихся .
У чибча были широко развиты ремесла, в особенности ювелирное дело. Кроме этого были распространены ткачество, гончарное дело и оружейное дело, добыча изумрудов и каменного угля , выпаривание соли . Орудия труда — такие, как топоры , ножи , жернова чибча изготавливали из твёрдых пород камня. В качестве оружия использовались копья с наконечниками из обожженного дерева, деревянные палицы и пращи .
Больших успехов чибча достигли в ткацком деле. Из хлопкового волокна они пряли нити и ткали полотно с ровной и плотной структурой. При помощи метода набойки полотна раскрашивали. В качестве одежды использовались плащи — полотнища из ткани.
Техника обработки металлов у чибча составляет большой вклад в самобытную металлургию народов . Из металлов чибча знали золото , а также его сплавы с медью и серебром . Ими применялись многие способы обработки золота: , штамповка , , накладка листами.
При изготовлении золотых украшений чибча часто прибегали к так называемой технике « потерянного воска ». Они изготавливали болванку из глины и древесного угля , затем покрывали её пчелиным воском , затем ещё одним слоем глины , оставляя место под воронку для заливки металла. После этого глиняная форма разогревалась, воск внутри неё таял, освобождая пространство для металла. После удаления воска в горячую форму заливали металл, предварительно подготовленный на огне в специальном жаропрочном сосуде из глины с углем. Затвердевая, сплав принимал форму первоначального изделия из воска, после чего глиняную оболочку разбивали, получая необходимую отливку . Поверхность полученной отливки затем обычно шлифовали песком или мелкой галькой.
Кроме всего прочего, чибча являются единственным народом древней Америки, у которого появились небольшие золотые диски ( техуэлос ), по мнению ряда исследователей выполнявшие роль денег . Но, вероятно, их нельзя назвать деньгами в полном смысле этого слова. Скорее всего, они не были формой всеобщего эквивалента, а являлись просто украшениями.
Дома чибча обычно строили из дерева и камыша , обмазанного глиной . Наиболее распространённый тип жилища — круглое со стенами из тростника и жердей, с конической соломенной крышей иногда увенчанной керамическим сосудом.
Чибча делились на многочисленные племена, управлявшиеся наследственными князьками (usaque). Большинство племён составляло союз, во главе которого находился князь племени Тунья , носивший звание цакве. Союз этот не отличался прочностью и часто распадался, причём то южные князья, то северные оспаривали гегемонию у племени Тунья.
Чибча поклонялись солнцу под именем бога Чиминицагахуа или Немтерекветеба (так же Суе или Шуе) и луне (Чиа), как супруге бога солнца. В новолуние праздновалось бракосочетание этих двух божеств. В Боготе почиталась радуга, под именем Бочика. Кроме того, чибча поклонялись богу земли под именем Чибчакум, богине праматери Бачуэ или Фуча-чогуэ («добрая женщина») и богу Фе или Немкотокоа, покровителю искусств, ремесленников, живописцев, музыки и песен. Богам в жертву приносились звероподобные фигурки (tunjos), сделанные из золота, золотая пыль и разные драгоценности. Жрец отвозил золотые фигурки в море и погружал их туда, а затем купался. Этот обряд послужил основанием легенды об Эльдорадо . Богам приносились также в жертву попугаи и, в особенно торжественных случаях, человеческие жертвы . Каждые 15 лет воспитывался для последней цели мальчик, представлявший собой изображение странствующего бога солнца, и в торжественной обстановке умерщвлявшийся особыми жрецами, ведшими в особых заведениях аскетический образ жизни. Чибча оставили много памятников; таковы, например, камни с рельефными изображениями лягушек и других зверей, служившие для выбивания на них из золотых пластинок упомянутых выше золотых фигурок. Сохранилось много таких фигурок; некоторые представляют изображение женщины (праматери Бачуэ), с ребёнком на руках. Найдены также носовые кольца серповидной формы. По этим кольцам, продеваемым чибча через носовую перегородку, соседние инки называли чибча именем Quillasenca, то есть луноносы. Интересны глиняные сосуды в форме человеческой фигуры и раскрашенные крестами сосуды.
(ок. 1200—1539)
Союз 18 племён. Столица — Богота . Титул: сипа.
(ок. 1200—1537)
Союз 9 племён. Столица — Тунха . Титул: саке.
(ок. 1200—1539)
Союз 5 племён. Титул: согамосо (сукунмукси).
(ок. 1200—1542)
Союз 12 племён. Титул: усаке, гуанента (царь золота).
(ок. 1200— 1541 ).
Союз 11 племён. Титул: дуитама (тундама).