Interested Article - Чуфут-Кале
- 2020-10-30
- 2
Чуфу́т-Кале́ ( укр. Чуфут-Кале , крымскотат. Çufut Qale ) или Кырк-Ор ( крымскотат. Qırq Or ) — средневековый город-крепость в Крыму . Родовая крепость известной крымской правительницы Джанике , расположена на горном плато в 2,5 км к востоку от Бахчисарая . Скалистые склоны достаточно круты, лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа. Наивысшая точка — 581 м.
Впервые крепость упоминается в 1254 году как Кырк-Ер ( крымскотат. Qırq Yer ), что с тюркского переводится как «сорок з а мков» .
Варианты названий
- Кырк-Ер, Кырк-Ор ( крымскотат. Qırq Yer, Qırq Or ) — крымскотатарское название, именно под таким названием крепость впервые упоминается в источниках, и исключительно оно употребляется в них до XVII века ; употреблялось также караимами ;
- Кале, Калэ ( крымскотат. Qale, Къале — крепость) — использовалось в тарханных ярлыках крымских ханов и караимами, в том числе как указание места печати книг существовавшей тут с 1731 года типографии ;
- Чуфут-Кале, Джуфут-Кале , Чифут-Калеси — в переводе с крымскотатарского языка «еврейская крепость» ( çufut — еврей, qale — крепость) , это же название используется в советской научной литературе , а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи ; известно с конца XVII века, после оставления крепости татарами ;
- Гевхер-Кермен — в переводе с крымскотатарского — «крепость драгоценностей»; дано крымскотатарскими алимами из-за того, что все ворота, стены и калитки крепости были украшены драгоценными камнями ;
- Сэла Юhудим ( др.-евр. סלע יהודים — «скала иудеев» [в караимском произношении]) — искусственное название, употреблялось исключительно в караимской литературе до второй половины XIX века ; введено А. С. Фирковичем ;
- Села hа-Караим ( др.-евр. סלע הקראים — «скала караимов») — искусственное название, употреблялось некоторыми караимскими деятелями со второй половины XIX века ;
- Чуфт-Кале, Джуфт-Кале (в переводе с тюркского «двойная (парная) крепость», чӱфт / джӱфт — пара, къале — крепость) — позднейшее из названий, впервые появляется в начале XX века , употребляется некоторыми караимскими интеллектуалами постсоветской эпохи .
История
Провинция Византии
На месте Кырк-Ора, предположительно, существовал византийский город, возникший примерно в V — VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсонесу , однако прямых упоминаний города до 1253 года не существует .
Кырк-Ор
Впервые город упоминается французским миссионером и путешественником Рубруком в 1253 году как Кырк-Ер (с тюркского языка — «сорок замков»), вплоть до XVII века в отношении города употреблялось исключительно название Кырк-Ор и другие, схожие с ним .
В 1298— 1299 годах Кырк-Ор был ограблен эмиром Ногаем . В XIII — XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды . Начиная с XIV века в городе было разрешено селиться караимам , и с XVII века они, возможно, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства .
Столица Крымского улуса
Кырк-Ор с XIV века становится столицей Крымского улуса и самой мощной его крепостью. Кырк-Ором управляли предки Джанике , дочери Тохтамыша , в частности им управлял её дед — Хаджи-бек, здесь же родилась мать Джанике — Тогайбек, и она сама. В Кырк-Оре Джанике спрятала своего брата Кадыр-Берды от мужа — тюркского ордынского полководца Едигея , чем обеспечила его безопасность. Спустя одиннадцать лет, в 1420 году, четырнадцатилетний Кадыр-Берды, ставший ханом Золотой Орды, собрал войско в Крыму и выступил против Едигея. В ходе битвы Едигей погиб, а через несколько дней от полученных ранений скончался и сам Кадыр-Берды, и Джанике-ханым стала старшей из рода Тохтамыша, и могла претендовать на престол в Кырк-Оре, где она правила, скорее всего, в течение семнадцати лет, вплоть до своей смерти в 1437 году .
В условиях междоусобиц в Орде во время правления Джанике в Кырк-Оре появилась тенденция к обособлению Крыма в силу его географического положения, развития торговоэкономических отношений и приближённости к Византии и Западной Европе , при этом междоусобные столкновения в Золотой Орде иногда доходили и до Крымских гор .
Джанике во время своего правления в Кырк-Оре оказывала поддержку Хаджи Гераю в борьбе с потомками Тохтамыша Кичи-Мухаммедом и Сайид Ахмадом , которые так же, как и Хаджи Герай претендовали на полную власть в Крыму , и, вероятно, видела в нём своего наследника на крымском престоле . В источниках XVI—XVIII веков позиция, согласно которой обособление крымскотатарского государства возводилось к Тохтамышу, а Джанике была самой важной фигурой в этом процессе, полностью преобладала .
В 1437 году Джанике-ханым скончалась, что сильно ослабило положение Хаджи Герая в Крыму, который лишился поддержки и вынужденно эмигрировал в Литву .
После смерти Джанике крымские ханы воздвигли мавзолей ( по-крымскотатарски — «дюрбе» ), где похоронили её с титулом Великой Государыни. Мраморное надгробие в дюрбе украшено арабской надписью: «Это — гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года» .
В составе Крымского ханства
Спустя четыре года, в 1441 году , Хаджи I Герай вернулся в Крым, основав независимое Крымское ханство , а Кырк-Ор стал его первой столицей. В это время Кырк-Ор стал одним из самых богатых городов Крыма, а стены крепости были украшены драгоценными камнями, в связи с чем крымские татары прозвали её Гевхер-Кермен ( крым. Gevher Kermen ), то есть «крепость драгоценностей» . Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик , и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков . В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость»; известно, что в XIX веке, и в наше время слово «чуфут» имеет негативный смысловой оттенок) .
Вскоре крепость стала местом содержания высокопоставленных военнопленных. Историк КФУ Герцен А. Г. в труде «Пещерные города» Крыма (1989, 2005, 2007) предложил следующее положение тюрьмы. Он указывает на пещерный комплекс, расположившийся в квартале Нового города, который находится всего в 50 метрах от Средней крепостной линии, у пропасти .
Около 1574 года в ходе дозора на крымской границе был взят в плен опричник Василий Григорьевич Грязной . В плену вёл переписку с Иваном Грозным . Крымские татары желали выменять Грязного на крымского полководца Дивея-мурзу , либо получить выкуп в размере 100 000 рублей. Несмотря на слёзные просьбы Грязного об освобождении, высказанные им царю в письмах, тот был выкуплен только в 1577 году за 2000 рублей .
Николай Потоцкий в 1650 году отправился в Крымское ханство в качестве заложника за своего отца Николая Потоцкого, который был освобождён из плена после битвы под Корсунем . В 1651 году Н. Потоцкий вернулся из крымского плена в Польшу .
21 февраля 1661 года попавший в плен после битвы под Чудновым боярин воевода Василий Борисович Шереметев был заключён в крепость Чуфут-Кале. В плену В. Б. Шереметев провёл двадцать один год, за это время сменилось четыре правления: Мехмед IV Герай , Адиль Герай , Селим I Герай и Мурад Герай . В 1668 году князь Андрей Григорьевич Ромодановский , находясь под командованием отца Г. Г. Ромодановского , участвовал в военных действиях русских против правобережного гетмана Петра Дорошенко и был взят в плен татарами. Помещён в Чуфут-Кале. Здесь Ромодановский содержался с боярином В. Б. Шереметевым, который относился к нему с большим сочувствием. Только в 1681 году , после заключения Бахчисарайского мирного договора между Россией и Крымским ханством, Шереметев и Ромодановский был выкуплены, причём через год потерявший здоровье Шереметьев умер .
В крепости располагался и государственный монетный двор. В период расцвета (в XVIII веке ) Кырк-Ор насчитывал более 500 усадеб.
В составе Российской империи, угасание города
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году ограничения [ источник не указан 1201 день ] на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города и деревни, в которых крымские иудеи жили и во времена Крымского Ханства . К середине XIX века город почти полностью опустел, к концу XIX здесь оставалась лишь семья смотрителя. До начала XXI века дошли лишь две усадьбы: Авраама Фирковича (1787—1874), жившего в крепости до конца своих дней, и Чал-Борю, где жил газзан и вероучитель Соломон Бейм (1819—1867) .
Существуют легенды, что во время своего крымского путешествия в 1787 году караимскую «колыбель» посетила Екатерина II и даже переночевала там . Однако, по мнению крымского историка Дмитрия Прохорова, проанализировавшего дневник французского историка и дипломата, посла Франции при дворе российской императрицы Луи-Филиппа Сегюра , сопровождавшего Екатерину II, а также записки её статс-секретаря А. В. Храповицкого , сообщения ряда авторов о посещении императрицей Чуфут-Кале являются не более, чем легендами . Подтверждением этому служит и отсутствие имени Екатерины II в списке августейших особ, побывавших на Чуфут-Кале, опубликованном в работах караимских авторов С. А. Бейма и С. М. Шапшала .
С тех пор здесь бывали практически все российские самодержцы (исключая Павла I ) . Чуфут-Кале также посещали известные писатели и поэты: А. С. Грибоедов , Адам Мицкевич , В. А. Жуковский , Леся Украинка , М. М. Коцюбинский , А. М. Горький , А. К. Толстой , В. А. Луговской , Джеймс Олдридж , А. Г. Битов , художники И. Н. Крамской , И. Е. Репин , А. Н. Серов и его сын В. А. Серов , А. В. Куприн . В романе « Ада » Владимира Набокова есть упоминание этого места, только в транслитерации «Чу-фут-Кале».
С октября 2015 года крепость и пещерный город Чуфут-Кале являются объектом культурного наследия федерального значения РФ .
Археология
В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения (например, амбары для хранения колбас, сараи), руины мечети и
мавзолей
дочери золотоордынского хана
Тохтамыша
Джаныке-ханым
1437 года
постройки. Также хорошо сохранились две
кенассы
(караимских молитвенных дома) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.
В восточной части города находилось множество жилых домов, а также несохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты.
Открытие гидротехнического сооружения (осадного колодца)
Сооружение было открыто в 1998 году и первоначально исследовано сотрудниками Центра спелеотуризма «Оникс-Тур». С 2002 года раскопки велись совместно Крымским филиалом Института археологии НАН Украины (ныне — Институт археологии Крыма РАН ) и центром спелеотуризма «Оникс-Тур» под руководством археолога В. В. Майко. Раскопки открыли уникальное по сложности и размерам сооружение состоящее из наклонной шахты глубиной 120 метров и винтовой лестницы 30 м .
Крупнейший монетный клад
В ходе раскопок осадного колодца был обнаружен крупнейший монетный клад из найденных на территории Украины. Он представлен 4287 монетами (29 золотых, 1 медная, основная часть — серебряные различных проб). Золотые — венецианские дукаты , золотой динар египетских султанов (первая треть XV века). Серебряные — джучидские дирхемы , монеты генуэзско-крымской чеканки города Кафы , города Кырыма и Кырк-Ора . Серебряные монеты были отчеканены в период с XIV по XVI век. В кладе был также найден молдавский грош, предположительно отчеканенный при Александре Добром в 1415—1430 годах, две византийские монеты, деньги Рязанского княжества . Единственная медная монета отчеканена в Нижнем Поволжье. Монеты находились в керамическом кувшине. Общая масса клада составила более 5 кг .
План города-крепости
Цифрами обозначены:
- Малые (южные) ворота
- Малая кенасса XVII в.
- Большая кенасса XIV в.
- Место бывшей караимской школы
- Место старого базара
- Руины мечети 1346 г.
- Водосборный колодец
- Банная пещера (Хамам Коба)
- Мастичная пещера (Сакыз-Коба)
- Мавзолей Джанике-Ханым 1437 г.
- Большой и малый крепостные рвы
- Хозяйственная пещера («темница»)
- Место ханского монетного двора
- Средняя оборонительная стена
- Сквозной колодец (Копка-Кую)
- Усадьба А. С. Фирковича XVIII в.
- Руины дома караимских обществ 1896 г.
- Усадьба Чал-Борю XVIII в.
- Туалет
- Место дома С. Бейма XVIII в.
- Пещеры
- Восточная оборонительная стена XIV—XVI вв.
- Водосборный бассейн
- Ворота восточной оборонительной стены
- Ворота средней оборонительной стены
- Пустырь (м. «бурунчак»)
- Руины «дворца»
- Крепостной ров перед восточной оборонительной стеной
В поэзии
Адам Мицкевич посвятил этой местности стихотворение «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале» из цикла «Крымские сонеты», написанного по впечатлениям от путешествия автора в сентябре—октябре 1825 года. В нём есть такие строки:
Молись! Поводья кинь! Смотри на лес, на тучи,
Но не в провал! Здесь конь разумней седока.
Он глазом крутизну измерил для прыжка,
И стал, и пробует копытом склон сыпучий .Оригинальный текст (польск.)Droga nad przepaścią w Czufut-KaleZmów pacierz, opuść wodze, odwróć na bok lica,
Tu jeździec końskim nogom swój rozum powierza;
Dzielny koń! patrz, jak staje, głąb okiem rozmierza,
Uklęka, brzeg wiszaru kopytem pochwyca…
Фотогалерея
-
Вид с Чуфут-Кале в сторону Свято-Успенского пещерного монастыря
-
Пещеры в Чуфут-Кале
-
Пещеры в Чуфут-Кале
-
Мавзолей Дюрбе Джанике-ханым , дочери Тохтамыша
-
Мавзолей Джаныке-ханум, дочери Тохтамыша
-
Чуфут-Кале (фото 2007 г.)
-
Чуфут-Кале (фото 2007 г.)
-
Караимская кенасса
XIV в. -
Караимская кенасса
XVIII в. -
Ворота Орта-Капу
(фото 1968 г.) -
Вид с Чуфут-Кале
-
Погребальная камера.
-
Просторное пещерное помещение.
-
Вид на долину из окна пещерной комнаты.
-
Узкие проходы между жилыми помещениями.
-
По этим улицам ездили много сотен лет, они напоминают улицы Помпей в Италии.
-
Ворота древнего города.
-
Этому металлическому покрытию ворот несколько сотен лет.
См. также
- Бакла
- Качи-Кальон
- Кыз-Кермен
- Мангуп
- Священная роща Балта-Тиймез
- Тепе-Кермен
- Челтер-Мармара
- Эски-Кермен
Примечания
- Этот географический объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
- .
- ↑ // Большая российская энциклопедия . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
- ↑ Бертье-Делагард А. Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде : Справки о Фуллах // Известия Таврической учёной архивной комиссии. — Симферополь, 1920. — № 57. — С. 122.
- ↑ Кизилов М. Б. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней. — Симферополь: «ДОЛЯ», 2011. — С. 123. — ISBN 978-966-366-386-9 .
- ↑ Фиркович М. Я. Старинный караимский городок Калэ, называемый ныне «Чуфут-Калэ». — Вильна, 1907.
- ↑ Цитата: «…Также и мусульмане, не зная происхождения слова иудей, вместо иудей произносят чуфуд, а город, в которым мы живем в настоящее время, крепость Кале , они называют Чуфуд Кале , то есть Крепость иудеев . Мусульмане считают, что называя нас именем чуфуд они наносят нам оскорбление , хотя для нас в этом нет ничего оскорбительного, а совсем наоборот, мы можем гордится этим именем, так как оно говорит о том, что мы принадлежим к дому Йегуде , что для нас очень почетно.…» Мордехай Султанский Праведников ») от 17 октября 2020 на Wayback Machine
- от 12 мая 2021 на Wayback Machine ( Перевод Торы на крымско- караимский язык ). — Евпатория , 1841. // Сайт московских караимов
- Бушаков В. А. О древнем названии города-крепости Чуфут-Кале — Кыркор // Ватан (Родина) : ежемесячный общественно-политический и культурно-исторический журнал. — 1991. — № 10 (13) (октябрь). — С. 16. — ISSN .
- Акчокраклы О. Новое из истории Чуфут-Кале // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. — Симферополь, 1928. — Т. II (59). — С. 159.
- Габлиц К. И. Физическое описание Таврической области, по её местоположению, и по всем трём царствам природы. — СПб. : Печатано в Императорской типографии у Ивана Вейтбрехта, 1785. — С. 169.
- «В западном конце Багчасарайской долины, в получасе от города, находится местечко с 120 дорогами, с замком на высоком утёсе. Теперь его называют просто Калэ (крепость) или Чифут-Калеси (Еврейская крепость), так как оно заселено только евреями караимской секты». // Иоганн Тунманн . от 10 мая 2012 на Wayback Machine (1784)
- Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера — статья «Жид»
- Крымскотатарско-русско-украинский словарь / Сост. С. М. Усеинов. — Симферополь: Тезис, 2008. — ISBN 978-966-470-005-1
- Чуфут Кале // Большая советская энциклопедия
- ↑ Бейм С. Память о Чуфут-Кале. — Одесса: в гор. тип. Х. Алексомати, 1862. — С. 26. — 82 с.
- Шапшал С. от 2 мая 2014 на Wayback Machine — СПб.: типо-лит. и фототип. П. И. Бабкина, 1896.
- ↑ , с. 6.
- от 17 мая 2013 на Wayback Machine А. Фиркович , перевод с 18 декабря 2012 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Кизилов М. Б. Новые материалы о взаимоотношениях караимской и раввинистической (крымчакской) общин Крыма в XVIII — начале XIX века // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб. — М. : Издательство Пробел-2000, 2013. — Т. II. — С. 137. — (Академическая серия ; вып. 46).
- . Дата обращения: 3 февраля 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Щёголева, Т. Караимы СНГ на рубеже XX-XXI веков // Caraimica : International quarterly review / ред. В. Кефели. — Slippery-Rock; Simferopol, 2007. — № 2. — С. 11.
-
Леви Т. С.
К раскопкам в Мангуб-Кале // Очерк возникновения караимизма / Т. С. Леви. — Севастополь, 1913. — С. 64.
Оригинальный текст (рус.)Последнее время в самом деле у караимов наблюдается тенденция переименовать Чуфут-Кале в «чуфт-Кале» — двойная крепость (Чуфут-Кале в действительности представляет собою двойную крепость), но это они делают по другому практическому соображению, чтобы словом «чуфут» не были введены в заблуждение незнающие значения этого слова.
-
Самойлович А. Н.
: [
23 сентября 2020
] // Записки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы. — Симферополь, 1917. — Т. 6. — С. 121.
Оригинальный текст (рус.)Несомненно обидное для караимов название „Чуфут-кале“, которому предшествовало более короткое имя просто „Кале“ („крепость“), не имеет, собственно, никаких прав на официальное существование. Эпитет „Чуфут“ не может не задевать как караимов, так и крымчаков . Отнюдь не могу признать однако удачной попытку замены этого неподходящего для официального употребления имени другим „Чуфт-кале“ („Двойная крепость“), возникшим несомненно после, а не ранее „Чуфут-кале“ и из последнего. В обоих именах прочное историческое основание имеет только общее обоим слово „Кале“.
- . Дата обращения: 24 декабря 2013. 24 декабря 2013 года.
- «Родовым гнездом крымских караимов является крепость Кырк Йер, или Джуфт Кале, близ Бахчисарая (Крым). Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт-Кале (в переводе с тюркского — „Двойная крепость“). В последующем в литературе стали встречаться искаженные неправильные (но более лёгкие для произношения) названия: „Чуфт Кале“ и „Чуфут Кале“». // К. А. Ефетов . от 5 сентября 2009 на Wayback Machine
- Вус О. В. (укр.) . Василевс: Українська візантиністика (2016). Дата обращения: 8 мая 2017. 21 августа 2017 года.
- Меметов А. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009. — С. 172—178.
- ↑ Татьяна Щёголева. от 27 марта 2014 на Wayback Machine // Журнал «Евреи Евразии» № 1(8), январь-март 2005.
- , с. 234.
- , с. 62—63.
- ↑ , с. 63.
- .
- , с. 65.
- , с. 64.
- ↑ , с. 58.
- М. Кизилов. от 5 ноября 2013 на Wayback Machine
- . Пилигрим . Дата обращения: 15 января 2019. 16 января 2019 года.
- Шокарев С. Ю. // Историко-публицистический альманах «Москва–Крым». — 2000. 16 января 2019 года.
- . Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано из 3 января 2015 года.
- В. Корсакова. Шереметев, Василий Борисович // Русский биографический словарь : в 25 томах.. — СПб.—М., 1896—1918.
- . Дата обращения: 13 октября 2020. 9 августа 2020 года.
- Прохоров Д. А. Сучасні музейні колекції з історії кримських караїмів: проблеми та перспективи розвитку (укр.) // Сіверщина в історії України : зб.. — К. : Глухів, 2012. — Вип. 5 . — С. 375 . — ISSN .
- . Бахчисарайский историко-культурный заповедник (октябрь 2018). Дата обращения: 9 марта 2019. 31 октября 2018 года.
- Кокизов Ю. Д. Караимы. Краткий исторический очерк. — СПб. : Типография «В. С. Балашев и К°», 1898. — 24 с.
- Дни минувшие: из воспоминаний С. Ш. Пигита // Караимская жизнь . — М. , 1912. — Январь-февраль ( т. 8—9 ). — С. 60 .
- ↑ Прохоров Д. А. «Отдали себя в покровительство Вашего Величества добровольно и усердно»: к вопросу о контактах крымских караимов с представителями династии Романовых в конце XVIII — 60-х годах XIX вв // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб.. — М. : Издательство Пробел-2000, 2013. — Т. II. — С. 141—142. — (Академическая серия ; вып. 46).
- Д.А. Прохоров. К ИСТОРИИ ВИЗИТОВ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ В «ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД» ЧУФУТ-КАЛЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. — Вып. 6 . — С. 273—298 .
- , с. 111.
- . Дата обращения: 29 апреля 2019. 5 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 31 января 2016. 16 апреля 2016 года.
- ↑ Козлов В. Ф., Полканов Ю. А., Шутов Ю. И. Подземная система у стен Чуфут Кале [Джуфт Кале] раскрывает свои тайны. Сенсационная находка клада средневековых монет // Москва-Крым. Историко-публицистический альманах.. — М. , 2002. — С. 312—349 .
- Дорога над пропастью в Чуфут-Кале. Перевод В. Левика // Адам Мицкевич. Стихотворения. Поэмы. Перевод с польского / Вступительная статья, составление и примечания Б. Стахеева. — М. : Художественная литература , 1968. — С. 86. — ( Библиотека всемирной литературы ). — 300 000 экз.
- Droga nad przepaśćią w Czufut-Kale // Adam Mickiewicz. Wiersze (польск.) . — Warszawa : Czytelnik, 1969. — С. 254. — 20 280 экз.
Литература
- Валиханов Ч. Ч. . — Алматы : Издательство Академии наук Казахской ССР, 1984. — Т. 1. — 432 с.
- Вус О. В. Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст. — Київ, 2016. — URL: https://byzantina.wordpress.com/2016/09/15/vus-6/.
- Герцен А. Г., Могаричёв Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. — Симферополь: Таврия, 1993. — 128 с. — (Археологические памятники Крыма). — ISBN 5-7780-0216-5 .
- Фадеева Т. М. . — Симферополь: Бизнес-Информ, 2001. — 252 с.
- Чореф М. Я. К вопросу об аланах в средневековом Крыму (Знаки над входом в городище Чуфт-Кале) // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1985. — С. 67—77 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- на сайте крымских караимов
- на Qrim.ru
- A. Г. Герцен , Ю. М. Могаричев . от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Научно-популярный фильм
- 2020-10-30
- 2