Мартинелли, Эльса
- 1 year ago
- 0
- 0
Триста́но Мартине́лли ( итал. Tristano Martinelli ; 7 апреля 1557, Маркария — 1 марта 1630, Мантуя ) — итальянский актёр, акробат, изобретатель маски Арлекина .
Тристано Мартинелли родился в небольшом городке Маркария вблизи Мантуи 7 апреля 1557 года в семье Франческо Мартинелли и Лучии, фамилия которой неизвестна. Судя по всему, с молодых лет Тристано был умелым акробатом, был высок, имел гибкое и хорошо натренированное тело. Первые упоминания о нём относятся к 1576 году, когда он вместе со своим старшим братом Друзиано гастролировал по Фландрии с труппой комедии дель арте . По-видимому, уже тогда Тристано придумал новую, собственную маску — Арлекина , ставшую со временем одной из наиболее узнаваемых. Представления с участием Мартинелли имели большой успех и в последующие годы он выступил по многих европейских странах: 1577—1578 годах он гастролировал по Англии , в 1584—1685 — с труппой «Конфиденти» в Париже , в 1588 — с той же труппой в Испании , в 1592 — с труппой своего брата Друзиано во Флоренции , в 1594 году — снова во Флоренции и в том же году в Милане . Каждую зиму вплоть до 1595 года (кроме 1592) он выступал в родной Мантуе. В 1595 году он покинул труппу своего брата и присоединился к труппе «Дезиози» во главе с Дианой Понти и вплоть до 1598 года участвовал в её представлениях в североитальянских городах, в том числе в ноябре 1597 года выступал во Флоренции перед великим герцогом Фердинандо Медичи . В мае 1598 года решил вернуться в Мантую и вновь присоединиться к труппе своего брата Друзиано «Аччези». 29 апреля 1599 года герцог Мантуи Винченцо Гонзага пожаловал Тристано титул совринтенданта по делам комиков и знахарей — должность приносила неплохой доход, позднее право её занятия Мартинелли было подтверждено последующими правителями и в конце концов должность стала наследственной и передавалась потомкам Мартинелли .
В 1600—1601 годах Тристано Мартинелли вместе с труппой «Аччези» принимал участие в большом турне по Франции. В декабре 1600 года в Лионе он выступал во время церемонии по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV и прибывшей из Флоренции Марии Медичи . Он преподнёс монархам своеобразный подарок — опубликованную им в Лионе книгу под названием Compositions de rhetorique de M r . Don Arlequin («Риторические сочинения г-на дона Арлекина»). Книга насчитывала около 70 страниц, среди которых некоторые были с иллюстрациями, изображавшими преимущественно Арлекина. Она начиналась с пространного посвящения Генриху и Марии, а на её последних страницах было помещено несколько трудно переводимых стихотворений Мартинелли, написанных на странной смеси латыни , французского , итальянского и испанского языков. Остальные же страницы книги содержали названия глав, колонтитулы и номера страниц, но в остальном были совершенно пусты. В качестве места издания на титульном листе было указано de là du bout du monde , то есть «за краем света» .
В 1601 году Мартинелли вернулся в Италию и купил поместье Дуэ-Торре в Мантуанском герцогстве (на территории современной коммуны Кастельбельфорте , провинция Мантуя ) — это было первое из большого количества недвижимой собственности, которую Тристано приобрёл в последующие годы. В 1605 году вместе с труппой «Аччези» он выступал на карнавале в Мантуе. В 1606 году скончался его старший брат Друзиано, и руководство труппой, по-видимому, взял на себя Тристано. В 1606—1612 годах он выступал в Милане , Турине , Генуе , Венеции , Болонье , Ферраре и Флоренции, не забывая также о родной Мантуе. В 1612 году он присоединился к другой труппе — «Федели», которой руководил Джамбаттиста Андреини . С августа 1613 по июль 1614 по приглашению королевы Марии Медичи гастролировал во Франции .
4 января 1618 года Мартинелли приобрёл в Бигарелло очередной объект недвижимости — мельницу, которую украсил скульптурной мемориальной плитой, где изображён сам Тристано в образе Арлекина. Сегодня эта плита хранится в . В июне того же года он выступал с труппой «Федели» в Парме , затем — в Вероне. В 1620 году с той же труппой отправился в турне по Франции, где выступил при дворе короля Людовика XIII , в 1621 году вернулся в Италию. В 1623 году вновь выступал вместе с труппой «Федели» в Парме. В 1625 году выступал перед герцогом Мантуи вместе с Джамбаттистой Андреини и . Летом 1627 года выступал при дворе императора Священной Римской империи . Скоропостижно скончался в Мантуе 1 марта 1630 года .
Влияние Мартинелли на театр комедия дель арте было весьма велико. Созданная им маска Арлекина стала одной из самых заметных и узнаваемых. В своих выступлениях Тристано использовал слова и выражения из различных диалектов итальянского языка, а также из латыни, французского и испанского. Его многократные гастроли во Франции заметно повлияли также на театр этой страны .
Тристано Мартинелли был дважды женат. О первой жене по имени Кассандра Гуантари известно мало — по-видимому, брак был бездетный и был заключён не позднее начала 1604 года, поскольку в завещании от 17 мая комик разделил своё состояние, которое должно было остаться после его смерти, между ней и братом Друзиано; некоторая часть от его состояния должна была бы отойти другому брату Рубиано и сестре Барбаре. Однако, завещание не смогло быть исполнено — уже в 1606 году скончался Друзиано, а в 1608 году — Кассандра .
Через год после смерти первой жены Мартинелли женился вторично — 13 ноября 1609 года состоялась его свадьба с двадцатилетней уроженкой Вероны Паолой Аванци. У пары было семь сыновей, их крёстными стали могущественные люди того времени:
Сохранилось масса портретов Тристано Мартинелли, но на большинстве из них он изображён в образе и в костюме Арлекина. Одним из исключений является портрет кисти Доменико Фетти , написанный им в 1621 или 1622 году и именуемый обычно просто « Портрет актёра ». Однако, по одной из версий на этом портрете изображён именно Тристано Мартинелли — в пользу этого говорит тот факт, что Фетти, как и Мартинелли в течение длительного времени работал при мантуанском герцогском дворе .