Разделение изотопов
- 1 year ago
- 0
- 0
Разделе́ние власте́й — политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной , исполнительной и судебной .
Предложена Джоном Локком . Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё ( фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica).
Некоторые специалисты по конституционному праву считают употребление термин разделение властей некорректным, исходя из принципа народовластия, предполагающего единство государственной власти и местного самоуправления при существовании единой власти народа. Предлагается термин разделение власти , так как власть в Российской Федерации одна — власть народа .
Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н. э. . Тогда Ликург разделил властные полномочия между царём, аристократией и народным собранием , создав государственный строй, просуществовавший более 800 лет .
В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.
Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов , сенат и комиции . Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Дж. Локка , который разработал теорию разделения властей на две ветви власти в XVII веке, и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё , который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.) принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.
— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI
Монтескьё утверждает, что каждая Власть должна выполнять свои собственные функции, здесь было достаточно ясно:
Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц.
— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI
Если законодательная ветвь власти назначает исполнительную и судебную власть, как указывал Монтескьё, не будет разделения или разделения её полномочий, поскольку полномочия на назначение несут в себе право отменить.
Исполнительная власть должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими; напротив, все, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним. Если бы не было монарха и если бы законодательная власть была вверена известному количеству лиц из числа членов законодательного собрания, то свободы уже не было бы: обе власти оказались бы объединенными, так как одни и те же лица иногда пользовались бы — и всегда могли бы пользоваться — и тою, и другою властью.
— Монтескьё, Из духа законов, Книга XI
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года . При этом « отцы-основатели » ( А. Гамильтон , Дж. Мэдисон , Дж. Джей ) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система « сдержек и противовесов » ( англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.
Следующий этап развития теории разделения властей связан с именем китайского революционера и мыслителя Сунь Ятсена и воплотился в его учении о Конституции Пяти властей, выработанном на основе длительного изучения и анализа особенностей и недостатков конституционных систем западных стран.
Сунь Ятсен расширил западную теорию трёх ветвей власти и предложил государственное устройство, основывающееся на разделении пяти самостоятельных властей — законодательной, исполнительной, судебной, контрольной и экзаменационной.
Функция экзаменационной власти состоит в обеспечении проведения экзаменов на предмет компетентности для лиц, претендующих на занятие государственных должностей.
Контрольная власть призвана осуществлять контроль за деятельностью государственных служащих любого ранга и принимать решение об их отстранении в случае нарушения ими законодательства или утраты доверия избирателей.
Внедрение этой системы, по мысли Сунь Ятсена, позволило бы преодолеть проблемы некомпетентности госслужащих и независимости власти от избирателей .
В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов , то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года , принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР , а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены должности Президентов СССР и РСФСР . Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России .
Федеративная Республика Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундестаге, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным .
Согласно статье 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .
Косвенно народ наделяет властью представителей всех ветвей власти. Основными формами выражения воли народа являются референдум и выборы .
Согласно статье 11 Конституции РФ , государственную власть осуществляют президент Российской Федерации , Федеральное собрание ( Совет Федерации и Государственная дума ), Правительство Российской Федерации , суды Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган.
Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы. В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти . Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства».
Суды РФ — Конституционный суд , Верховный суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
Взаимодействие ветвей власти в частности обеспечивается системой сдержек и противовесов. Согласно этому принципу, властные полномочия каждой из ветвей власти осуществляются независимо и ни одна из ветвей власти не может брать на себя полномочия другой. Таким образом исключается возможность узурпации всей полноты власти одной из ветвей власти. Каждая ветвь власти имеет возможность воздействовать на другие для ограничения их полномочий посредством, например, представления, назначения и снятия кандидатов с должности и принятием нормативно-правовых актов.
В Конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в Конституции Французской Республики . Хотя формально президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной думы, назначает председателя правительства. Глав всех министерств, кроме "силового блока" (МВД, ФСБ и др.), назначает президент после утверждения Государственной думой по предложению председателя правительства . Президент осуществляет руководство "силовым блоком" исполнительной власти, а также министерствами юстиции и иностранных дел, и назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей этих органов (после консультации с Советом Федерации).
Существуют и другие точки зрения роли президента в системе власти. Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, согласует работу органов всех ветвей власти (Ст. 80 КРФ 2020), является четвёртой ветвью власти — «президентской» [ источник не указан 397 дней ] . Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов (Ст. 83 КРФ 2020). Действительно, у президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного президента, принятой во многих странах мира [ источник не указан 397 дней ] . Однако обе точки зрения, ставящие президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречат закрепленному принципу разделения властей.
Согласно третьей точке зрения, президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному собранию [ источник не указан 397 дней ] . Президент может принять решение об отставке правительства. Обязанности президента — назначения на государственные должности (например, назначение федеральных судей и пяти членов Центральной избирательной комиссии), определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — являются функциями исполнительной власти.
Кроме президента, в конституции указаны и другие органы государственной власти, не входящие в традиционную систему разделения властей:
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся мировые судьи, а также — в некоторых субъектах — конституционные (уставные) суды. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.