Во второй половине XIX — начале XX веков застраивалась
доходными домами
, а также особняками и общественными зданиями.
№ 2
(№ 116 по
Невскому проспекту
). Доходный дом, снесённый в 2010 году, являлся важным элементом перспектив Невского проспекта, улицы Восстания и ансамбля
площади Восстания
. Изначально был построен в 1833—1834 годах по проекту архитектора
В. Е. Моргана
. Средняя часть здания была построена в 1841—1842 годах по проекту
А. П. Гемилиана
. В 1900—1902 годах на этом месте архитектором
П. И. Гилевым
было построено новое здание, в котором размещалась гостиница «Эрмитаж». Этот дом неразрывно связан с важнейшими историческими событиями города: в нём находилась булочная, проработавшая всю
блокаду
— она прекратила своё существование лишь в постсоветский период.
№ 4
— доходный дом, построенный в 1887 году архитектором
А. В. Ивановым
. Уничтожен в 2006 году.
№ 6
— доходный дом, построенный в 1899 году архитектором
. Здесь жили химик-технолог
Н. Н. Качалов
и народная артистка РСФСР
Е. И. Тиме
.
№ 3А
по ул. Маяковского (находится между домом № 8 по ул. Восстания и домом № 5 по
ул. Маяковского
) — трансформаторная подстанция ПАО «
Ленэнерго
», на стене которой находится
граффити
с портретом певца
Виктора Цоя
. Изображение было выполнено художниками арт-группы
HoodGraff
в 2014 году ко дню памяти музыканта, погибшего 15 августа 1990 года. Вскоре стало известно, что администрация Центрального района предписала удалить несогласованное властями изображение, однако граффити было сохранено благодаря вмешательству ВРИО губернатора
Г. С. Полтавченко
. В начале апреля 2019 г. граффити обновилось, портрет был заново переписан
. 25 августа 2020 года, невзирая на мнение горожан, ГАТИ Санкт-Петербурга предписало удалить изображение в трёхдневный срок
.
№ 12
(№ 28 по
ул. Жуковского
) — на этом месте находился доходный дом, построенный в 1834 году по проекту
В. Е. Моргана
. В советское и постсоветское время дом неоднократно перестраивался.
№ 18
— доходный дом, построенный в 1902—1903 годах по проекту архитектора
Александра Хренова
, яркий пример петербургского модерна. Здание используется как офис крупной строительной компании.
памятник архитектуры
(вновь выявленный объект)
№ 19
(№ 53 по
ул. Жуковского
) — доходный дом
. Построен в 1904—1906 годах архитектором
Г. А. Косяковым
(совместный проект с
В. А. Косяковым
при участии
) в стиле модерн. Угол дома украшает
щипец
с барельефом, на котором изображена крылатая женская фигура, прозванная горожанами «печальным ангелом». На
эркерах
есть небольшие красочные
майоликовые
панно, выполненные художником
П. К. Ваулиным
. Некоторое время здесь размещалась редакция журнала «
Былое
»
.
№ 23
(№ 1 по
Солдатскому переулку
) — доходный дом А. П. Романова, построен в 1902 году по проекту архитектора
Б. Я. Зонна
. Здание выполнено в эстетике модерна, с элементами готического стиля.
№ 26
— в 1888—1898 годах здесь проживал поэт
Яков Полонский
, а в 1881—1890 — художественный критик Владимир Васильевич Стасов.
№ 33
— дом принадлежал писателю, критику и религиозному философу
Дмитрию Мережковскому
и его семье, после того как отец писателя ушёл в отставку.
№ 35
(№ 40 по
ул. Некрасова
, № 33 по
Баскову переулку
) —
доходный дом купца Е. С. Егорова
(1883—1884, арх.
П. Ю. Сюзор
). В 1800-х годах участок принадлежал
действительному тайному советнику
Владимиру Сергеевичу Грушецкому
, а в 1820-х годах — чиновнику меньшего ранга, надворному советнику Антону Андреевичу Аврежио. Затем его приобрел
метрдотель
Васильев, у которого в 1840-х годах на участке ещё сохранились одноэтажный деревянный дом с мезонином, два деревянных одноэтажных флигеля и службы. В 1860-х годах находившийся здесь дом принадлежал надворному советнику Александру Фёдоровичу Александрову. 24 марта 1873 года Григорьев продал участок с одноэтажным домом потомственному почетному гражданину Ефиму Савельевичу Егорову. Домик он сдавал содержательнице Сарре Казак «под заведение» за 2100 рублей в год. К 1882 году в этом домике с заведением случился пожар, и Егоров, получив «вознаграждения за сгоревшее строение», в 1883 году начинает строительство нового дома по проекту архитектора
П. Ю. Сюзора
на большом участке от
Бассейной улицы
до Баскова переулка.
Первоначально Егоров хотел построить двухэтажное здание, но в ходе проектирования и согласования проекта передумал и решил строить дом в пять этажей. Все три фасада выполнены в одном стиле. Углы здания акцентированы круглыми башнями-эркерами, завершенными декоративной надстройкой. Основной декор сконцентрирован в верхних этажах. Все ризалиты украшены скульптурой и фигурными балконами. По сторонам ризалитов — фигуры кариатид, всего их на фасадах 30.
памятник архитектуры
(вновь выявленный объект)
, включён в реестр объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в 2001 году.
№ 42А
(№ 18 по
Манежному переулку
) — дом 2008 года постройки. Здание в стиле ретроспективизм выполнено строительной компанией «Дальпитерстрой» по проекту архитекторов В. Н. Питанина и А. Б. Семёновой
.
от 6 августа 2022 на
Wayback Machine
// Телеканал 78, Выпуск новостей.
↑
Включён в
(утверждён приказом
КГИОП
от 20 февраля 2001 года № 15 с изменениями на 10 ноября 2021 года).
(рус.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (4 июня 2019). Дата обращения: 7 сентября 2020.
(рус.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (27 мая 2021). Дата обращения: 27 мая 2021.
4 июня 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 октября 2013. Архивировано из
5 октября 2013 года.
Литература
Горбачевич К. С.
,
Хабло Е. П.
Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. —
Л.
:
Лениздат
, 1985. — С. 82. — 511 с.
Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева,
А. Г. Владимирович
,
А. Д. Ерофеев
и др. — 2-е изд., перераб. и доп. —
СПб.
:
Лик
, 1997. — С. 34, 191. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). —
ISBN 5-86038-023-2
.
Ссылки
О. А. Чеканова.
(неопр.)
Энциклопедия Санкт-Петербурга
. Дата обращения: 10 декабря 2010.