Interested Article - Фредерик, Леон

Леон Фредерик ( фр. Léon Frédéric ; 26 августа 1856 , Брюссель 25 января 1940 , Схарбек ) — бельгийский художник, график и живописец, представитель символизма . Писал картины на религиозные и социальные сюжеты , испытал влияние прерафаэлитов .

Биография и творчество

Родился в Брюсселе в семье состоятельного ювелира. С раннего детства у него проявились художественные способности. С 1871 года работал помощником у художника-декоратора Шарля-Альбера ( фр . Charles-Albert). Родители не стали препятствовать стремлению сына стать художником и оплатили его обучение в Королевской Академии изящных искусств . Его учителем в академии был Жан-Франсуа Портель , художник- ориенталист , представитель классицизма и романтизма . Обучение продолжалось с 1871 до 1878 года.

По окончании академии Фредерик присоединился к группе молодых художников, которые взяли в аренду студию, чтобы работать с живыми моделями, и продолжил обучение живописи. В 1876—1878 годах готовился к конкурсу на Римскую премию , чтобы иметь возможность за счёт государства посетить Италию и стажироваться там как художнику, однако в итоге премию так и не получил. Зато финансовую поддержку ему оказал отец, и Фредерик всё же отправился в Италию, где посетил Неаполь , Рим , Флоренцию и Венецию . В годы пребывания в Италии окрепла его техника рисования, в чём усматривается влияние художественной техники Сандро Боттичелли .

«Продавцы мела», 1882

В 1879 году, по возвращении из Италии, Фредерик дебютировал в Брюссельском салоне и стал членом группы художников «L’Essor» — представителей выпускников и учащихся Королевской академии. Это сообщество, основанное в 1876 году, помогало своим членам как финансово, так и организационно (устройство выставок, закупка расходных материалов и т. д.).

В 1883 году Фредерик переехал жить в городок Нафретур, в бельгийских Арденнах , и оттуда путешествовал в Англию, Германию и Нидерланды. В 1898 году ряд его работ по настоянию Александра Бенуа были приобретены княгиней М. К. Тенишевой для выставки в Петербурге . Бенуа писал: «В те годы я находился под особенным обаянием „открытого мной“ художника. Я полюбил его после первых же его картин, увиденных на выставках в Мюнхене и в Париже; я не переставал о них твердить всем, причем мне нередко удавалось заражать и других своим восторгом» .

После женитьбы в 1899 году Фредерик приобрёл жильё в Схарбеке, где проживал до своей смерти в 1940 году и где в его честь была названа улица ( фр . rue Léon Frédéric ).

Его творчество испытало влияние прерафаэлитов , символизма, реализма и натурализма ( Я. А. Тугенхольд охарактеризовал его даже как «бельгийского Бастьена-Лепажа » ).

Признание заслуг

«Аврора», около 1900 года

Фредерик был награждён Золотыми медалями за свои картины на Всемирной выставке в 1889 и 1900 годах. Получил золотую и бронзовую медали на выставках в Соединенных Штатах (1889 и 1900) и золотую медаль на выставке в Берлине (1891). В 1904 году художник был избран членом Королевской академии Бельгии.

24 апреля 1929 года король Альберт I присвоил ему титул барона вместе с коллегой-живописцем Джеймсом Энсором . В качестве своего девиза Фредерик выбирает латинскую фразу: «Жизнь коротка, искусство вечно». В том же году Фредерик стал кавалером Ордена короля Леопольда I .

Восприятие

Александр Бенуа, который вместе с княгиней Тенишевой познакомился с Фредериком в Брюсселе в мастерской художника и пропагандировал его творчество в России, писал в своей книге «Мои воспоминания» :

Может не нравиться его склонность изображать всякую бедноту, может претить в его творении какой-то пролетарски-социалистический налёт (удивительно при этом, что и среди социалистов Фредерик не приобрел настоящих поклонников), можно не соглашаться и с тем мировосприятием, которое он выразил в своей исполненной пессимизма композиции, изображающей «Конец всего человечества», наконец, многим неприятны и самые его формальные приемы: определенность и слишком законченная лепка его форм, а также какая-то блеклость его колорита. Всё это, однако, не меняет того, что Леону Фредерику присущи (как никому из его современников) подлинная поэтичность и совершенно особый внушительный стиль.

«Аллегория лета», Пенсильванская академия изящных искусств

Творчество Фредерика было поддержано журналом « Мир искусства », который под руководством С. П. Дягилева , взял на себя «миссию пересмотра общих историко-культурных проблем художественного развития России» . И. Е. Репин , который перед этим согласился войти в состав редакции журнала и у которого возникли непреодолимые эстетические разногласия с художественной политикой журнала в письме от 10 апреля 1899 году опубликованном в ежемесячном литературном приложении к журналу « Нива » (№ 15) , характеризовал художника следующим образом:

Бездарный Леон-Фредерик был представлен на последней международной выставке в подавляющем количестве, как образчик современной школы рисовальщика. При одном воспоминании об его распухлых, как в спиртовых банках, точно мёртвых младенцах, при его неумении рисовать и писать — тошнит. А между тем всё это бесчисленное количество упражнений этого глуповатого любителя, назойливо отравлявшего всю выставку, уже приобретено нашими меценатами в назидание русской школе.

Примечания

  1. Léon Frédéric //
  2. (фр.) / — Ville de Bruxelles: 1868.
  3. Encyclopædia Universalis. (фр.) . Encyclopædia Universalis. Дата обращения: 28 мая 2018. 28 мая 2018 года.
  4. [ Dictionnaire des Peintres belges: 2382 FRÉDÉRIC, Léon] . balat.kikirpa.be. Дата обращения: 28 мая 2018. 3 марта 2016 года.
  5. (англ.) . invaluable.com. Дата обращения: 28 мая 2018. 23 августа 2019 года.
  6. Тенишева М. К. . — Захаров, 2002. — 253 с. — ISBN 9785815902268 . 28 мая 2018 года.
  7. Бенуа А. Мои воспоминания. Книга четвёртая. Т. 2. — М. : Наука, 1980. — С. 236.
  8. . — Искусство, 1965. — 942 с. 28 мая 2018 года.
  9. Тугендхольд Я. А. . — Сов. художник, 1987. — 460 с. 28 мая 2018 года.
  10. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. — М. : Советский художник, 1990. — С. 38.
  11. . — Гос. изд-во изобразительных искусств, 1937. — 620 с. 29 мая 2018 года.

Литература

  • Бенуа А. Мои воспоминания. Книга четвёртая. Т. 2. — М.: Наука, 1980.
  • Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия, 1870 −1900. — М.: Изобразительное искусство. — 1994.
  • Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки. Серия: Библиотека искусствознания. — М.: Советский художник, — 1987.
Источник —

Same as Фредерик, Леон