Венера Леспюгская
- 1 year ago
- 0
- 0
Венера Прародительница , Афродита в садах ( лат. Venus Genetrix , др.-греч. Ἀφροδίτη ἐν κήποις) — тип античной статуи , атрибуция которой вызывала в истории искусствознания долгие споры.
Представляет собой изображение богини любви Афродиты , у римлян Венеры , в изящном движении примеряющей на себя ионийский хитон без рукавов — одеяние древнегреческой невесты. В левой руке богиня держит яблоко, дар Париса . «Тонкий прозрачный хитон не скрывает прекрасного тела, откровенная чувственность в трактовке формы, слегка манерная поза говорят о том, что перед нами не Афродита Урания, а Афродита Пандемос» . Различия в иконографии Афродиты Урании (Небесной) и Афродиты Пандемос (Всенародной) сложились в период ранней древнегреческой классики .
Образ «Афродиты в садах» трактуют в качестве аллегории плодородия и вечной весны, но это не связано с её названием, достаточно условным. Одну из реплик статуи обнаружили в предместье Афин, «в садах» за городскими стенами. Другое повторение украшало фонтан Афинской Агоры , теперь оно хранится в Музее Агоры. Судя по количеству реплик, это произведение было не менее прославленным, чем « Афродита Книдская » Праксителя . Несохранившийся бронзовый оригинал статуи приписывали скульптору Алкамену Младшему , ученику прославленного Фидия , и считали выполненным во второй половине V в. до н. э., полагая при этом, что было два Алкамена: Старший и Младший . Павсаний также сообщает, что в Афинах, в «Садах» (юго-восточном предместье Афин), «недалеко от храма» находится «самое прекрасное произведение Алкамена» .
Однако стиль статуи, даже по сохранившимся повторениям, можно считать мало соответствующим стилю школы Фидия. Так, например, утверждал А. Фуртвенглер . Поэтому со временем «Афродиту в садах» стали считать произведением Алкамена Младшего, однако существование этого скульптора также остаётся недоказанным. В настоящее время большинство исследователей склоняется к версии, что бронзовый оригинал статуи создал в 420—410 годах до н. э. афинский скульптор Каллимах .
Самая известная римская реплика, статуя из паросского мрамора высотой 1,64 м, датируемая концом I века до н. э. — началом I века н. э., хранящаяся в парижском Лувре , была найдена в городе Фрежюс на юго-востоке Франции в 1650 году. Многие части: шея, левая рука, пальцы правой руки, плинтус и детали драпировки этой скульптуры — результат современной реставрации. С 1678 года скульптура находилась во дворце Тюильри и была перевезена оттуда в парк Версаля около 1685 года. Находится в Лувре с 1803 года. Эту статую идентифицируют как искомую статую Афродиты ἐν κήποις мастера Алкамена .
Многие варианты статуи находятся в разных европейских музеях, в том числе в Капитолийском музее «Чентрале Монтемартини» в Риме, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Детройтском институте искусств , Музее Пола Гетти в Калифорнии, Королевском музее Онтарио в Торонто (Канада).
Еще одна римская копия статуи высотой 2,14 м (с чужеродной головой) находилась в коллекции Джан Пьетро Кампана , маркиза ди Кавелли, при распродаже которой в 1861 году она была приобретена для петербургского Эрмитажа . Другая статуя работы мастера неоаттической школы I в. до н. э. была приобретена в Италии для коллекции российского императора Павла I . Статую установили в «Руине» в Павловском парке. Уцелевший фрагмент (без рук и головы) обнаружен в 1919 году при раскопках парка. Ныне также хранится в петербургском Эрмитаже .
К типу древнегреческой «Афродиты в садах», без сомнения, восходит древнеримская иконография Венеры Прародительницы — легендарной основательницы патрицианского рода Юлиев , к которому принадлежал император Гай Юлий Цезарь .
В ночь перед решающим сражением при Фарсале в 48 году до н. э. Юлий Цезарь поклялся в случае победы посвятить храм в Риме богине Венере. После победы в этой битве Юлий Цезарь стал римским диктатором на 10 лет. Позднее сенат присвоил ему этот титул пожизненно. В исполнение своей клятвы Цезарь построил обещанный Храм Венеры-Прародительницы на Форуме Цезаря в Риме. Создавая этот храм и культ Венеры , Цезарь утверждал, что его собственные гены происходят от богини через Юлуса , сына Энея .
В целле храма находилась культовая статуя, созданная, по свидетельству Плиния со слов Варрона , скульптором Аркесилаем . Похожая, но также несохранившаяся, статуя с именем Сабина, изображена на реверсе (оборотной стороне) римского денария с надписью «VENERI GENETRICI» и изображением Вибии Сабины на аверсе (лицевой стороне). Иконографический тип статуи Аркесилая, имеющий многочисленные мраморные и бронзовые реплики, был идентифицирован как Venus Genetrix Эннио Висконти в его каталоге папских коллекций Музея Пио Клементино Ватикана . Эта статуя дополнена головой римского портрета Сабины .