Interested Article - Здание Большого театра

Здание Большого театра — здание в центре Москвы , в котором располагается Государственный академический Большой театр .

История

Петровский театр

Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года , когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки ) — был назван Петровским . Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу . Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр . Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой .

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Меддоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года . Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал — «Ротунду» . По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей : «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей и ещё столько же публики вмещалось на галереях» . В 1794 году Меддокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским .

Петровский театр Меддокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны ). Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади . Театр имел партер, бенуар , три яруса лож и раёк , отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти . Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники . Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года . После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в 1792 году по проекту архитектора Ф. Кампорези . Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки; несколько раз за время нахождения там Петровского театра в нём случались пожары .

Театр Бове

Литография Огюста Кадоля 1830-х годов

В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса . В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди , Ф. Кампорези, П. Гонзаго , А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят . Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова . Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове , который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку .

По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне . Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную . Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям . Проект сооружения театра был утверждён 10 ноября 1821 года ; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены .

Рисунок XIX века

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева , музыка Ф. Е. Шольца , А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева : сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый.

В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, а управляющим Московской театральной конторой был назначен известный композитор А. Н. Верстовский , который занимал эту должность до 1859 года . Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в 1843 году по проекту архитектора А. С. Никитина — он заменил ионические капители портика на капители типа Эрехтейона , перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую часть, где появилась арьер-сцена .

11 ( 23 ) марта 1853 года театр сгорел; после пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика .

Театр Кавоса

Фотография Н. А. Найдёнова . 1883 г.

К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон , А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос . Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года . В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики . Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта . На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи . Театр открылся вновь 20 августа 1856 года оперой Беллини « Пуритане » .

В 1886—1893 годах тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора , в результате чего сохранённые Кавосом колонны портика оказались внутри складских помещений . В 1890 году в стенах здания появились трещины; проведённое обследование выявило, что фундаменты театра покоились на сгнивших деревянных сваях. В 1894—1898 годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга , К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент . Однако осадка здания не прекратилась: в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние .

Большой театр. 1905 г.

В течение нескольких лет после октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие. В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным . В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева , И. П. Машкова , С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского ; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания . В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского .

Защитная маскировка фасада. Август 1942 г.

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского , который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи) вновь украсил сцену главного театра страны.

Реконструкция 2005—2011 годов

Зрительный зал до реконструкции. 2005 г.

1 июля 2005 года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического здания остались только три несущих стены — главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров, сильно затянулись.

В сентябре 2009 года СКП России возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств . По данным Счётной палаты , за период реконструкции Большого театра её стоимость выросла в 16 раз, а по словам министра культуры А. А. Авдеева на март 2011 года превысила 20 млрд рублей (500 млн €), что, якобы, было в первую очередь связано с сильным подорожанием цемента и кирпича .

14 февраля 2012 года Счётная палата РФ указала, что «реконструкция Большого театра обошлась в 35,4 млрд рублей, вместо запланированных 37 млрд, что составляет 95,5 процентов сметной стоимости. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты /СП/ России по итогам проведенных экспертиз» .

Архитектура

Примечания

  1. .
  2. , с. 3.
  3. , с. 484.
  4. . Дата обращения: 13 мая 2018. 1 октября 2009 года.
  5. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2771 день])
  6. .
  7. , с. 26.
  8. , с. 21—22.
  9. , с. 28.
  10. , с. 30—31.
  11. , с. 33.
  12. , с. 36—37.
  13. Москва. Архитектурный путеводитель / Бусева-Давыдова И. Л. , Нащокина М. В. , Астафьева-Длугач М. И. . — М. : Стройиздат , 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3 .
  14. , с. 42—43.
  15. .
  16. , с. 45.
  17. , с. 64—65.
  18. , с. 77.
  19. , с. 161.
  20. , с. 69—70.
  21. , с. 71—72.
  22. . Дата обращения: 13 мая 2018. 21 августа 2012 года.
  23. . Дата обращения: 13 мая 2018. Архивировано из 2 июля 2013 года.
  24. . Дата обращения: 13 мая 2018. 27 сентября 2013 года.

Литература

  • Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
  • Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
  • Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
  • Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
  • Большой театр. — М. : Московский рабочий , 1990. — 65, [16] с. — ( Биография московского дома ). — 60 000 экз. ISBN 5-239-00764-0 .
  • Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль ( № 1—2 ).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М. : КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0 .
  • Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М. : Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16 . — С. 3—5 .
  • Либсон В. Я. , Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М. : Стройиздат , 1982. — 136 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . — М. : Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Привалов Александр . от 19 мая 2018 на Wayback Machine // Эксперт . — № 37 (918). — 2012 . — 17 сентября .
  • Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с., ил., 999 экз., ISBN 978-5-91891-078-8
  • Уманский, А. М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков . — М. : Госстройиздат, 1955. — 248 с.
  • Чулаки М. от 1 декабря 2017 на Wayback Machine . — М: Музыка, 1994. 135 с.; ил., ISBN 5-7140-0469-8
  • Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
  • Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.-Л., Музгиз, 1951. 128 с. (Серия « »).
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.

Ссылки

  • . Официальный сайт Большого театра . Дата обращения: 25 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
Источник —

Same as Здание Большого театра