Interested Article - Иезуитская церковь (Люцерн)

Иезуи́тская це́рковь Свято́го Франци́ска Ксаве́рия ( нем. Jesuitenkirche St. Franz Xaver ) — католическая церковь, расположенная на набережной реки Ройс в Люцерне . Первая церковь в Швейцарии, построенная в стиле барокко . Является первым архитектурным символом Контрреформации в стране и нередко называется самым красивым культовым сооружением Люцерна .

История

Идея создания

Для преодоления недостатка образованности священников Люцерна, а также суеверий, широко распространённых в то время среди местного населения, по просьбе городского совета в 1574 году папа Григорий XIII отправил в Люцерн трёх священников- иезуитов из Аугсбурга . Спустя три года в городе была организована первая в Швейцарии иезуитская коллегия, во второй половине XVII века насчитывавшая до 400 студентов- теологов . Поскольку для удовлетворения возросших потребностей католической общины в молельных помещениях небольших капелл , располагавшихся западнее Рыцарского дворца и на его первом этаже было теперь явно недостаточно, было принято решение о строительстве новой церкви, а её патроном был выбран Франциск Ксаверий , святой покровитель кантона Люцерн .

Строительство

Иезуитская церковь
и коллегия (1698)

После того, как в марте 1666 года было окончательно определено место для воздвижения церкви, её строительство прошло следующими основными этапами :

Сооружение церкви Иезуитов проходило при участии и под руководством сразу нескольких итальянских и немецких мастеров, среди которых можно отметить Томмазо Комачио ( итал. Tommaso Comacio ), Иоганна Хальтера ( нем. Johann Halter ), Генриха Майера ( нем. Heinrich Mayer ) и Кристофера Фоглера ( нем. Christopher Vogler ), ставшего также её первым префектом . В середине XVIII века были обновлены фасады, частично переоформлен интерьер, а также устранены последствия землетрясения, повредившего покрытие свода . В 1893 году с сооружением башенных куполов церковь приняла свой нынешний облик.

Использование

Хотя после поражения католических кантонов в Зондербундской войне иезуиты были изгнаны из Люцерна, богослужения в Иезуитской церкви проводились и далее . С тех пор церковь неоднократно реставрировалась (в последний раз — к католическому Рождеству 2016 года — реставрационные работы обошлись в 5 миллионов франков ), и в настоящее время в ней проповедуют профессора теологического факультета, проводятся занятия местной музыкальной школы и концерты церковной музыки , а с 2006 года её префектом вновь стал представитель ордена иезуитов . Воскресные службы регулярно посещают порядка 1000 человек , при этом места для сидения рассчитаны на 420 посетителей одновременно . Официально церковь находится в собственности кантона Люцерн и по договору 1989 года передана для проведения богослужений католической общине города .

Архитектурные особенности

Ройс и Иезуитская церковь

В архитектурном отношении церковь Иезуитов представляет собою трёхнефную , размером 57,5 на 28,3 метра, базилику без трансепта , средняя часть которой по всей высоте имеет видимый ризалит . Поскольку апсида и ризница поначалу граничили с городской стеной, а по бокам церковь была закрыта соседними заданиями (одно из которых — с восточной стороны — было снесено только в 1949 году), особое значение сразу придавалось оформлению обращённого к левому берегу Ройса двухуровнему фасаду . Первый этаж его состоит из пяти порталов , над центральным из которых установлена статуя св. Франциска Ксаверия, над соседними к нему — фигуры львов, держащих герб Люцерна, а над самыми крайними — картуши , датирующие начало и окончание строительство церкви. Второй этаж украшен ионическими пилястрами , и в целом здесь прослеживается большее влияние северо-итальянского архитектурного направления в барокко, нежели южно-немецкого. Боковые капеллы имеют собственные крыши в отличие от хора и всего центрального нефа, объединённых под общей крышей, увенчанной небольшой шестиугольной башней.

Площадь перед церковью в 1978 году была восстановлена согласно первоначальным планам и имеет парапет в виде балясин , а также лестницу, позволяющую спуститься непосредственно к Ройсу.

Интерьер

Вид в сторону алтаря

Сразу при вхождении в церковь ощущается задуманный архитекторами зрительный контраст между затемнённым, без единого окна, притвором и пронизанным светом наосом , призванный подчеркнуть монументальность и праздничность центрального помещения. Другим важнейшим пространственным элементом является лепнина , по большей части сохранившаяся со времён строительства церкви и получившая при первой реставрации середины XVIII века нынешнее цветовое решение . Основными рельефными мотивами наряду с рокайлем являются плавно перетекающие друг в друга растительные и абстрактные формы. Часть лепнины обрамляет цикл из 6 потолочных полотен, повествующих о жизни, смерти и почитании святого Франциска Ксаверия .

Изготовленный из красного мрамора центральный алтарь высотою 19 метров с его 6 колоннами , статуями апостолов Пётра и Павла , а также картиной, изображающей преклоняющего колени перед Богоматерью патрона церкви, полностью главенствует в её интерьере . Оптическим противовесом ему служит выполненная из того же материала кафедра , увенчанная фигурой ангела с тромбоном , возвещающего Евангелие . Боковые алтари (по четыре с каждой из сторон) носят имена девы Марии, трёх царей , святых Сильвана, Николая , Борромео , Игнатия , Алоизия и Иосифа .

Отдельного упоминания заслуживает орган , установленный в 1982 году швейцарской фирмой Metzler Orgelbau AG, с его 39 регистрами . Однако особенное культурно-историческое значение имеет ризница, в которой хранятся многочисленные объекты XVI XVIII века , в том числе из некогда снесённого Рыцарского дворца .

Ссылки

Литература

  • André Meyer Die Jesuitenkirche Luzern. (Schweizerische Kunstführer, Nr. 314) — Gesellschaft für Schweizerische Kunstgeschichte, Bern, 2013.

Галерея

Примечания

  1. Gut, Walter. (нем.) . Schweizer Schule, Band 68, Heft 1-2. Дата обращения: 10 июня 2019. 14 февраля 2020 года.
  2. Meyer, André. (нем.) . Unsere Kunstdenkmäler, Band 33, Heft 1. Дата обращения: 10 июня 2019. 12 февраля 2020 года.
  3. Landolt, Hans-Peter. (нем.) . Du: kulturelle Monatsschrift, Band 4, Heft 7.
  4. Reinle, Adolf. (нем.) . Zeitschrift für schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte, Band 22, Heft 4. Дата обращения: 10 июня 2019. 7 июня 2019 года.
  5. (нем.) . Gesellschaft für Schweizerische Kunstgeschichte. Дата обращения: 10 июня 2019. 7 июня 2019 года.
  6. Horat, Heinz. (нем.) . Zeitschrift für schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte, Band 44, Heft 7.
  7. Bieri, Pius. (нем.) . sueddeutscher-barock.ch. Дата обращения: 10 июня 2019. 23 июня 2019 года.
  8. Bischof, Hugo. (нем.) . Luzerner Zeitung, 5.12.2016. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  9. (нем.) . Präfektur der Jesuitenkirche. Дата обращения: 10 июня 2019. Архивировано из 10 августа 2017 года.
  10. (нем.) . Katholische Kirche der Stadt Luzern. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  11. (нем.) . Präfektur der Jesuitenkirche. Дата обращения: 10 июня 2019. 28 июня 2019 года.
  12. (нем.) . iRAD Enginieering GmbH. Дата обращения: 10 июня 2019. 4 июня 2019 года.
  13. (нем.) . Katholische Kirche der Stadt Luzern. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  14. (нем.) . Katholische Kirche der Stadt Luzern. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  15. (нем.) . Katholische Kirche der Stadt Luzern. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  16. (нем.) . Katholische Kirche der Stadt Luzern. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  17. (нем.) . Metzler Orgelbau AG. Дата обращения: 10 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  18. (нем.) . Katholische Kirche der Stadt Luzern. Дата обращения: 10 июня 2019. 8 июня 2019 года.
Источник —

Same as Иезуитская церковь (Люцерн)