В
1972
году защитила кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения под руководством
М. А. Гуковского
на тему: «Архитектурные зарисовки
кватроченто
с античных памятников».
30 октября — 1 ноября 2017 года в
Государственном институте искусствознания
прошла всероссийская научная конференция «История архитектуры и градостроительства России. Новые материалы и исследования», посвящённая памяти М. Б. Михайловой
.
Область научных интересов
Преемственность
античности
,
Ренессанса
,
классицизма
в истории европейской архитектуры и
градостроительства
; античная традиция в европейской и русской архитектуре; русская архитектура и градостроительство конца
XVII
— первой половины XIX вв.; работы итальянских зодчих в России; проблемы архитектурной типологии и композиции; теория и практика реконструкции городов; методы и организация градостроительного
проектирования
.
Три альбома итальянских архитектурных рисунков XV—XVI вв. из собрания Эрмитажа // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы
Государственного Эрмитажа
за 1966 г. — Л., 1967. — С.39—40.
(В соавт. с
). Особенности новооткрытого античного памятника в
Керчи
// Архитектурное наследство. — Вып.23: Национальное своеобразие и взаимовлияние архитектуры народов СССР / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1975. — С.88—99.
Основные этапы формирования
Керчи
в XVIII—XIX веках //
. — Вып.25: Проблемы градостроительства IV—XIX вв. / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1976. — С.50—56.
Особенности градостроительного развития юга России (конец XVIII — первая половина XIX века) //
. — Вып.27: Региональные черты зодчества народов СССР / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1979. — С.49—57.
Античность
— источник архитектурных идей и композиций европейского зодчества XV—XIX вв. // Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции
ГМИИ им. А. С. Пушкина
(1979). — М.:
, 1980. — С.221—236.
(В соавт. с
и
). Сохранить архитектурно-градостроительное наследие и природный ландшафт
Крыма
//
Архитектура СССР
. — 1981. — № 8. — С.58—63.
Принцип зависимости от образца при возведении монументальных зданий
классицизма
//
. — Вып.31: Самобытность и влияния в зодчестве народов СССР / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1983. — С.3—11.
Античный элемент в формировании города
Возрождения
(теория и практика) // Античное наследие в культуре
Возрождения
. — М.:
Наука
, 1984. — С.214—220.
Монументальные лестницы южнорусских городов и их классические прототипы //
. — Вып.32: Композиционные приемы и традиции / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1984. — С.61—72.
Малые архитектурные формы и скульптура в ансамблях южнорусских городов первой половины XIX века //
. — Вып.33: Город и его застройка / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1985. — С.69—77.
Черты традиционности и своеобразия в развитии
Холмогор
//
. — Вып.34: Преемственность и влияния в архитектуре народов СССР / Под ред.
О. Х. Халпахчьяна
. — М.:
Стройиздат
, 1986. — С.26—33.
(В соавт. с
). О градостроительной истории
Таганрога
(конец XVII—начало XX веков) //
. — № 36. — М.:
Стройиздат
, 1986. — С.203—218.
Античное наследие в практике европейских городов периода
классицизма
// Архитектура мира. — Вып.3: Материалы конференции «Запад-Восток: Античная традиция в архитектуре» / Ред.
. — М.:
ВНИИТАГ
,
МАРХИ
, 1994. — С.62—67.
К вопросу о месте
Кваренги
в архитектуре
неоклассицизма
//
Джакомо Кваренги
и
неоклассицизм
XVIII века: к 250-летию со дня рождения архитектора: Тез.докл.научн.конф. / Отв. ред.
М. Ф. Коршунова
. — СПб.:
Гос. Эрмитаж
, 1994. — С.6—10.
Русское градостроительное искусство. Т.II:
Градостроительство
Московского государства XVI—XVII вв. / Под общ. ред.
Н. Ф. Гуляницкого
. М.:
Стройиздат
, 1994. Разделы, написанные
М. Б. Михайловой
: Гл.2 (В соавт. с
): Города Среднего и Нижнего
Поволжья
; Гл.3. — Разделы:
Казань
,
Холмогоры
,
Архангельск
в текстах о городах центра и городах севера Московского государства.
Русское градостроительное искусство. Т.III: Петербург и другие новые российские города XVIII—XIX веков / Под общ. ред.
Н. Ф. Гуляницкого
. М.:
Стройиздат
, 1995. — Гл.2: Принципы формирования, методы и организация проектирования русских городов. — С.91—158; — Гл.4: Новые города на регулярной основе. Судостроительные и портовые города. — С.302—340; Города при дворцовых резиденциях. — С.371—379. (В соавт. с
).
О своеобразии композиции группы малоизвестных
мавзолеев
римской античности // Архитектура мира. — Вып.5: Материалы конференции «Запад—Восток: Искусство композиции в истории архитектуры» / Ред.
. — М.:
НИИТАГ
,
МАРХИ
,
ГНИМА
, 1995. — С.104—106.
Вклад
Н. Ф. Гуляницкого
в изучение истории русской архитектуры // Архитектура в истории русской культуры. — М.: Отделение литературы и языка
РАН
,
НИИТАГ
,
РААСН
,
МАРХИ
, 1996. — С.7—9.
Усадьба
как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII — первая треть XIX века) // Русская
усадьба
: Сборник
Общества изучения русской усадьбы
. № 2(18) / Науч. ред.
Л. В. Иванова
. — М.: «АИРО—ХХ», 1996. — С.28—35.
Фра Джокондо
— исследователь и комментатор
Витрувия
// Архитектура мира. — Вып.6: Материалы VI конференции «Запад-Восток: 2000 лет архитектурной книги» / Ред.
. — М.:
ГНИМА
,
НИИТАГ
,
МАРХИ
, 1997. — С.16—21.
Художественное и культурное своеобразие площади русского города екатерининского времени // Русская культура последней трети XVIII века — времени
Екатерины II
: Сб. ст. / Отв. ред.
Л. Н. Пушкарев
. — М.:
Институт российской истории РАН
, 1997. — С.163—175.
Эволюция отношения зодчих
Ренессанса
к античному наследию // Архитектура мира. — Вып.7: Материалы конференции «Запад-Восток: Архитектурные школы нового и новейшего времени (К 550 годовщине со дня смерти итальянского зодчего эпохи Ренессанса
Филиппо Брунеллески
» / Ред.
. — М.:
ГНИМА
,
ВНИИТАГ
,
МАРХИ
, 1998. — С.35—40.
Римский ансамбль
Сан Пьетро
как образец в европейском градостроительстве и его русские интерпретации XIX века // Итальянский сборник = Quaderni italiani: Сб. науч. тр. — Вып.1 — Fascicolo Primo / Редкол.:
В. Д. Дажина
и др. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств
РАХ
, 1999. — С.230—248.
Государственная власть и архитектурно-градостроительное творчество на юге России периода
классицизма
// Архитектура в истории русской культуры. — Вып.4: Власть и творчество / Отв. ред.
И. А. Бондаренко
. — М., 1999. —
ISBN 5-86700-001-X
— С.107—112.
Русские архитекторы-
пенсионеры
в Италии (вторая половина XVIII—XIX в.) // Россия и Италия. Вып.4: Встреча культур / Отв. ред.
Н. П. Комолова
. — М.:
Наука
, 2000. —
ISBN 5-02-008713-0
— С.84—96.
Un templo antico sconosciuto a Tivoli (Tibur) secondo il disegno di un maestro italiano del Quattrocento // Pegasus. Berliner Beiträge zum Nachleben der Antike. — Heft 3. — Berlin, 2001. — S.111—124.
Классицизм
и национальные традиции стран Европы // Региональные и национальные аспекты в архитектуре: наследие и перспективы / Отв. ред.
Г. Г. Нугманова
. —
Казань
: Kazan-Казань, 2003. — С.53—55.
In: Dal mito al progetto. La cultura architettonica dei maestri italiani e ticinesi nella Russia neoclassica. — A cura di
Nicola Navone
e
Letizia Tedeschi
. — Vol.2. — Mendrisio, 2003. —
ISBN 88-87624-22-4
Marija Michailova
:
* Carlo Rossi. Palazzo del granduca Michele a San Pietroburgo. — P.535—538;
* Carlo Rossi. Teatro Alexandrinskij e via del Teatro a San Pietroburgo. — P.548—552;
* Le citta meriodionali dell'impero russo: il contributo degli architetti italiani. — P.664—673.
Деятельность итальянских архитекторов в
Одессе
в первой половине XIX века // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — Вып. 2 / Под ред.
А. А. Воронова
. — М.:
Едиториал УРСС
, 2004. —
ISBN 5-354-00881-6
— С. 204—215.
Architetti italiani e ticinesi a Odessa nella prima meta dell’Ottocento // La cultura architettonica italiana in Russia da Caterina II a Alessandro I. A cura di
Piervaleriano Angelini
,
Nicola Navone
,
Letizia Tedeschi
. — Mendrisio, Academy Press, 2008. —
ISBN 8887624399
, 9788887624397 — P.207—218.
Европейские зодчие
классицизма
: формирующие их эпоха и среда // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — Вып. 4: Зодчий, эпоха, стиль / Сост., отв. ред.
Н. А. Коновалова
. — М.: Ленанд, 2012. —
ISBN 978-5-9710-0473-8
— C. 153—197.
Античный Рим в представлении человека раннего Возрождения // Палладио и классическая традиция: Материалы международной научной конференции, посвященной 500-летию
Андреа Палладио
, 3—5 декабря 2008 / Под ред.
. — М.: Перо, 2014. —
ISBN 978-5-00-086236-0
— Текст: С. 110—122; Иллюстрации: С. 607—628.
Неисследованные документы к биографии архитектора
Джакомо Кваренги
(в соавт. с
и
) //
. — № 60 / Под ред.
И. А. Бондаренко
. — М.—СПб.:
Коло
, 2014. — ISSN 0320-0841 — ISBN не указан — С.204—220.
Неизвестные римские
мавзолеи
в рисунках итальянского мастера эпохи Возрождения из собрания
Эрмитажа
// Вопросы всеобщей истории архитектуры. — Вып. 5 / Ред., сост.
Н. А. Коновалова
. — М.—СПб.: Нестор-История, 2015. —
ISBN 978-5-4469-0767-0
— С. 168—193.
Летопись легендарного общества. Рецензия на книгу
«
Общество изучения русской усадьбы
(1922—1930)». — М., 2002 // Библиография. — 2003. — № 1. — С.97—98.
Петербург
Серебряного века
. Рецензия на книгу
«Наследие Серебряного века». — М., 2006 // Библиография. — 2007. — № 5. — С.90—92.
Российские и западноевропейские города
Нового времени
(опыт сравнительного анализа). — Рукопись монографии. — 2001. — 25 а.л.
Особенности реконструкции западноевропейских и русских городов периода
классицизма
. — Рукопись. — 2002. — 253 с.
Градостроительное развитие региональных центров
Британии
во второй половине XVII—XIX веков. — Рукопись раздела монографии. — 2009. — 2 а.л.
Анализ типологически новых архитектурных форм, выработанных в пределах классицизма и получивших широкое применение в градостроительстве последующего периода. Рукопись. — М., 2010. — 79 с.
Примечания
(неопр.)
. НИИТИАГ (27 мая 2017). Дата обращения: 10 апреля 2018.
11 апреля 2018 года.
(неопр.)
. АО «Кодекс». Дата обращения: 29 июля 2017.
10 июня 2016 года.
(неопр.)
Дата обращения: 14 февраля 2018.
15 февраля 2018 года.