Interested Article - Митанни

Мита́нни ( Ханигальбат в ассирийских текстах, Нахарин(а) в египетских и семитских) — древнее хурритское государство (XVII—XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столица Митанни — Вашшуканни ( Хошкани ) располагалась у истоков реки Хабур . Предполагается, что этот город стоял на месте современного города Серекани в Сирии.

Митанни утвердился на исторической арене в условиях вакуума силы, образовавшегося вследствие разгрома Вавилонской империи хетто-хурритским союзом в XVI в. до н. э.

Рядом исследователей рассматривается как протоармянское государство . По мнению И. М. Дьяконова, хурриты стали главным компонентом армянского народа, полностью перемешавшись с другими родственными народами. Население Митанни состояло из хурритов и семитов , официальными языками были хурритский и аккадский .

Археологические источники

Крупный город Захик, предположительно являвшийся центром государства, расположен на севере современного Ирака. Исследовать его удаётся только в периоды засухи, так как он находится под Мосулским водохранилищем. Впервые Захик был обнаружен в 2018 году, археологи нашли руины дворца и нескольких других построек бронзового века, данные здания были воздвигнуты 3400 лет назад. После окончания исследования ученые накрыли руины города пластиковыми оболочками для предотвращения эрозии и деградации. В следующий раз добраться до них удалось в декабре 2021 года, и тогда команда во главе с Хасаном Ахмедом Касимом из Археологической организации Курдистана вместе с исследователями из Фрайбургского (Германия) и Тюбингенского (Германия) университетов приступили к картированию открытых построек. В июне 2022 года, в результате сильной засухи, древний город снова показался на поверхности .

Язык

По поводу хурритского языка существует консенсус учёных о непосредственной его связи с урартским языком [5] [6] [7] . Родственные связи хурритского языка остаются невыясненными. С. А. Старостин полагал, что он находится в отдалённом родстве с современными северокавказскими ( нахско-дагестанскими ) языками, однако в современной науке эта гипотеза менее популярна .

То, что митаннийцы говорили на хурритском языке, видно как из текстов договоров, заключённых ими с хеттами, так и из писем египетским фараонам. Между тем в языке Митанни очевиден индоевропейский субстрат , иногда именуемый как митаннийский арийский язык . Скрепление текстов договоров [ каких? ] с хеттами именами божеств Митра , Варуна , Индра и клятвы этим богам свидетельствуют о том, что митаннийцы принимали мифы и верования, господствовавшие в индоевропейской группе [ источник не указан 312 дней ] .

Митаннийские цари носили индоиранские имена наряду со вторыми хурритскими и поклонялись, в числе прочих, индоиранским богам; к митаннийской же традиции восходит распространение индоиранских терминов для коневодства. Немецкая исследовательница А. Камменхубер предполагала, что все индоиранские термины и имена собственные, выявленные в митаннийской традиции, отражают не индоиранское, а хурритское произношение: династия и её сторонники сохраняли индоиранские обычаи и заимствования из индоиранского языка, но сами говорили уже только по-хурритски. Однако теория Камменхубер позднее была опровергнута австрийским лингвистом М. Майрхофером и англичанином П. Мури . Они показали, что митаннийцы были индоариями, хотя и с диалектными отличиями от Ригведы (ближе к пракритам и с чертами архаичности — ещё без стяжения дифтонгов). Но вера у них была та же. По хронологии эти индоарии совпадают с доведическими и доиндийскими ариями. А поскольку они одной веры, то это не братья, а, возможно, предки тех, которые потом оказались ведическими в Индии, или их ближайшие сородичи. По некоторым признакам (элементам ономастики) И. Ф. Гиндин допускает небольшое участие протоиранцев в этом первом движении ариев на Ближний Восток. А. Парпола отмечает, что 8 арийских имён собственных из Митанни имеют структуру «гостеприимец бога такого-то» (например, Митратитхи). Это необычная для Ригведы структура, но в мандалах I и особенно VII Ригведы содержатся гимны семьи Канва (связана с племенами Яду и Турваша), в которых есть подобные структуры. Парпола считает это ранней частью Ригведы. Наиболее вероятной локализацией древнейших митаннийцев представляется район около оз. Урмия в Северо-Западном Иране, в области, которую ещё греческие историки и географы второй половины I тысячелетия до н. э. называли Матиеной или Матианой. Спорным остаётся вопрос о положении индоиранского языка, сохранённого глоссами , внутри группы индоиранских языков . В собранном материале нет черт, характерных для иранских языков , в то же время есть черты, архаичные уже для индийских ведийских текстов, но и черты, заведомо возникшие в языках индийской ветви лишь в I тысячелетии до н. э. и отсутствующие в санскрите . Вывод из этих данных может быть различен: 1) «митаннийский арийский» — очень древний язык индийской ветви, однако уже выработавший некоторые черты, возникшие в других индийских диалектах лишь позже; 2) «митаннийский арийский» — это диалект будущих иранских племён, но относящийся ко времени до выработки фонетических особенностей, отделивших иранскую ветвь от индийских, — и, однако, имеющий уже и некоторые позднейшие, всё-таки неиранские черты; 3) «митаннийский арийский» принадлежит к ветви, промежуточной между иранской и индийской, а именно к дардо-кафирской . Эта ветвь, сохранившаяся ныне лишь в Северо-Восточном Афганистане , Пакистане и в Кашмире , считается специалистами первой по времени выделения из индоиранской общности и по времени переселения в ирано-индийский регион; поэтому вполне возможно, что диалекты этой ветви имели вначале более широкое распространение в Иране , пока не были вытеснены позднейшими волнами собственно ираноязычных племён, появившихся здесь не позже последних веков II тысячелетия до н. э. Именно это решение удовлетворяет всем отличительным признакам «митаннийского арийского» . Необходимо заметить, что индоиранизмы в культуре, языке и именах собственных обнаруживаются только у хурритов митаннийской группы: их нет в ранних хурритских надписях, нет ни в Алалахе близ устья р. Оронт , ни в Киццувадне , ни в богазкёйском архиве (исключая дипломатические договоры с Митанни), ни в Аррапхэ .

История Митанни

Войско Митанни владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморейско- аккадские ) города-государства на всём пространстве между Загросскими и Аманосскими горными линиями.

Начало политического преобладания хурритов в Верхней Месопотамии относится к XVII в. до н. э. Концом этого века датируется большой поход хурритов Ханигальбата вглубь Малой Азии при хеттском царе Хаттусили I (который был в это время отвлечён экспедицией на запад полуострова). Этот факт указывает на то, что хурритское государство должно было консолидироваться в этот период. Набег хурритов был не без труда отражён хеттским властителем, который закрепил за собой территорию между горами Тавра и Евфратом. В позднейших текстах «Ханигальбат» выступает лишь как другое название царства Митанни, поэтому можно думать, что образовавшееся не позднее XVII в. крупное хурритское государство как раз и было хорошо известным из истории середины II тысячелетия царством Маитани (так в ранних текстах), или Митенни. И. М. Дьяконов полагает, что Ханигальбат было названием страны, а Митанни — одного из хурритских племён и его династии.

Внук и преемник Хаттусили I, Мурсили I , в 1595 г. до н. э. организовал поход на Вавилон. Он покончил с государством, основанным Хаммурапи (в дальнейшем его территорию захватили касситы ). Насколько можно судить, Мурсили прошёл только вдоль Евфрата, не углубляясь в Ханигальбат (то есть во внутренние части Верхней Месопотамии), и имел с хурритами лишь небольшие стычки. После Мурсили в Хеттском царстве начались длительные внутренние междоусобицы, что способствовало возвышению и укреплению Митанни.

Первый известный по имени царь «Маитани» — Шуттарна I, сын Кирты, известен по оттиску печати в Алалахе конца XVI в. до н. э. После него правил Парраттарна, известный по большой надписи Идрими , царя Алалаха; Идрими был вынужден бежать от своих врагов в Эмар на Евфрате — видимо, в митаннийские владения — и впоследствии был восстановлен на престоле Алалаха с помощью Параттарны. С этого времени следует датировать начало проникновения митаннийского влияния в Сирию.

Наиболее могущественным царем Митанни был Саусаттар, или Саусададаттар. Он носил титул «царя Маитани, царя воинов хурри». Он же заключил договор с царём Киццувадны к югу от гор Тавра. Ему подчинялись автономные Алалах и Аррапха. Ему же удалось установить власть над Ашшуром , который хотя и не вошел непосредственно в состав государства Митанни, но имел митаннийского посла (суккаллу). Посол принимал участие в работе совета старейшин Ашшура и носил наравне с другими звание годичного эпонима-лимму. Митанни подчинялись многие города восточной части п-ова Малая Азия. Непосредственно в состав Митанни входила область Кадмухи на верхнем Тигре, а возможно, и некоторые области севернее его притоков.

Египетские фараоны XVIII династии в своих завоевательных походах XVI и последующих веков до н. э. на Палестину и Сирию постоянно соприкасались с местными правителями, носившими индоиранские имена — состоявшими в родстве с митаннийской династией и бывшими её ставленниками. Египетские надписи называют Митанни термином « Нахрайна » — «Двуречье», или «Междуречье», из чего видно, что они отождествляли это государство со всей территорией Верхней Месопотамии между Евфратом и Тигром.

Фараону Тутмосу I (конец XVI в. до н. э.) впервые удалось выйти на Евфрат, где он поставил свою стелу с надписью, устанавливающей северную границу египетских владений.

Митанни на карте Ближнего Востока в 1450 году до н. э.

Таким образом, Египет и Митанни вступили в борьбу за сферы влияния, поскольку египтяне начали активно вытеснять власть Митанни, простиравшуюся на юго-востоке до Тунипа и Катны в северной Сирии. Во время походов египетского фараона Тутмоса III он встретил сопротивление со стороны коалиции сиро-палестинских властителей под эгидой Митанни. Согласно составленным писцом фараона Танини анналам, на 33 год своего царствования Тутмос вторгся в пределы Митаннийского царства, вынудив его правителя бежать за Евфрат.

Война с Митанни шла с переменным успехом вплоть до правления Артадамы I в Митанни и Тутмоса IV в Египте (конец XV в. до н. э.), когда между ними был заключён мир и Артадама отдал свою дочь в гарем фараона. Это замирение объясняется мощной угрозой Митанни со стороны усилившегося Хеттского царства, царь которого Хаттусилис III проник глубоко в Сирию. Весь последующий период идут войны между хеттами и митаннийцами (и сторонниками тех и других), а в Митанни начинается полоса династических распрей. Тем не менее царь Тушратта, опираясь на дружбу с Египтом, смог успешно сражаться с хеттами и благополучно долгое время процарствовать в Верхней Месопотамии (вплоть до вступления Аменхотепа IV на египетский трон).

По смерти Тушратты престол Митанни формально переходит к престарелому и больному сопернику Тушратты, Артадаме II, издавна претендовавшему на него. Фактически страной правит его сын Шуттарна III. Эти события происходили при хеттской поддержке, помимо прямой помощи, которую Артадама II и Шуттарна получили от Алзи (царства в долине реки Арацани-Мурадсу на Армянском нагорье ) и от Ашшура. Схватив большую группу знати — сторонников Тушратты, Шуттарна попытался передать их в Ашшур, но ашшурские власти не желавшие связывать себя ввиду неопределённости дальнейших событий в Митанни, отказались их принять, и тогда Шуттарна приказал всех их казнить. Однако двести колесниц во главе с их начальником Аги-Тешшубом бежали в дружественную страну Аррапху . Опираясь на них, Шаттиваза, сын Тушратты, вступил в переговоры с касситским царём, но тот отнял у него все колесницы, и царевич, едва спасшись бегством, обратился за помощью к хеттам. Там он появился с одной колесницей и двумя сопровождавшими его хурритами, не имея даже сменной одежды, но был встречен по-царски: Суппилулиума отдал ему в жёны свою дочь, предварительно выяснив, какое она займёт положение в Митанни, и предоставил ему войско во главе со своим сыном. После разгрома митаннийской армии Суппилулиума, по просьбе Шаттивазы, сделал его наследником престола Миттани и оставил на троне тяжело больного Артадаму, дядю Шаттивасы. События завершились тем, что гегемония Митанни пресеклась: на западе возобладали хетты, на востоке поднялась Ассирия . Государство Митанни потеряло политическое значение, а в 1250 г. до н. э. было окончательно уничтожено Ассирией, ранее зависевшей от Митанни.

Внутреннее устройство

Очень мало известно о внутреннем политическом и социальном устройстве Митанни; можно только сказать, что это была не монолитная империя, а рыхлый союз номов , которые объединялись вокруг Вашшуканни , столицы Митанни-Ханигальбата, которые платили митаннийскому царю дань и выставляли на помощь ему воинские контингенты.

«Люди хурри» — воинская знать — играли значительную роль при царе и иногда упоминались вместе с царём в государственных договорах. Большую роль в войне и в управлении играли колесничие — марианна. Сами колесницы как род оружия и тактика колесничного боя были, видимо, заимствованы у индоиранцев, но колесничие в это время, судя по их именам, были чистыми хурритами. Термин марианна, вопреки постоянным утверждениям ряда исследователей [ каких? ] — чисто хуррито-урартский, а не происходит от древнеиндийского марья — «муж, юноша». Это доказывается не только наличием хорошей этимологии этого слова, но и тем, что институт марианна существовал не только у митаннийцев, испытавших индоиранское влияние, но и у всех хурритов вообще, включая Алалах и Аррапхэ . Эти марианна были не «феодальной знатью», а дворцовыми служащими, получавшими свои колесницы с казённых складов.

Цари Митанни

Цари Ханигальбата, подчинённые Ассирии

  • (2-я пол. XIII в. до н. э.), великий визирь Ассирии, потомок ассирийского царя Эриба-Адада I
  • (ок. 1222/1212 гг. до н. э.), великий визирь Ассирии, сын Киби-Ашшура
  • (Или-пада) (ок. 1200 г. до н. э.), великий визирь Ассирии, сын Ашшур-иддина, отец ассирийского царя Нинурта-апал-Экура

Культура Митанни

Здания в основном возводились из сырцового кирпича, а из камня делали фундамент, цоколь и колонны. Для перекрытий использовали дерево.

Для сохранившихся памятников характерны массивность и приземистость.

Дворец-храм в Телль-Халафе (древняя Гузана), был сооружён при царе Капаре в начале I тысячелетия до н. э., и является интереснейшим образцом зодчества Митаннии.

Дворец-храм Капары — это наиболее ранний из известных в настоящее время и очень яркий пример постройки типа сиро-хеттского и сиро-финикийского . Традиционной бит-хилани имеет прямоугольный план, причём фасадом является одна из длинных сторон постройки. Основным признаком бит-хилани является наличие портика на фасаде, фланкируемый двумя прямоугольными в плане башнеобразными выступами, над которыми имеется своего рода балкон или галерея с решётками. Балки перекрытия портика лежат обычно на одной или трёх опорах — колоннах или скульптурах, выполнявших функцию опор. Широкий портик открывал свободный доступ внутрь здания нагретому воздуху и солнечным лучам, что было необходимо в более прохладном, чем в Южном Двуречье, климате горных северосирийских районов. Для этой же цели служили и оконные проёмы, которые зачастую делали в стенах по сторонам портика.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)

Примечания

  1. Дьяконов И. М. . — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. 12 октября 2018 года.
  2. . rtraveler.ru . Дата обращения: 9 июня 2022. 31 мая 2022 года.
  3. А. С. Касьян . // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XV. — СПб. , 2011. — С. 252—258 . 21 февраля 2020 года.
  4. Mayrhofer M. Die Arier im Vorderen Orient — ein Mythos?, Wien, 1974.
  5. Moory P. Pictorial evodence for the History of Horsebreeding in Iraq before the Kassite period, — Iraq, 1970, p. 32.
  6. Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племён андроновской общности и происхождения индоиранцев. М., 1994, с. 190.
  7. Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. 2007. Стр. 39.
  8. Янковская Н. Б. // История Древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова , В. Д. Нероновой , И. С. Свенцицкой . — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1989. — Т. 1. . — 470 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016782-7 .

Литература

Источник —

Same as Митанни