Interested Article - Кикимора

Кики́мора ( белор. кікі́мара ) — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж , преимущественно женского пола , обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям . Представления о кикиморе известны с XVII века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.

Народные поверья производят кикимор от умерших «неправильной» смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Также считалось, что кикимору могут наслать в дом недовольные строители и колдуны, подложив в него магический предмет, чаще куколку, которая затем оживала.

Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика. Согласно различным другим описаниям кикимора может быть очень мала и тонка, с большой головой, длинными руками, короткими ногами, у неё выпученные глаза, мохнатые лапы, есть рожки, хвост, она покрыта перьями или шерстью. Она могла представать и в образе животного. Кикиморы обыкновенно невидимы. Они неугомонны, быстро бегают. Кикиморы могут общаться с людьми человеческой речью и при помощи стука .

Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах. Появление кикиморы считалось признаком того, что в доме «нечисто», неблагополучно. В большинстве регионов активность кикиморы не привязывалась к определённому времени года, лишь в некоторых местах её причисляли к святочной нечисти . Днём кикимора скрывается от людей в укромных местах строения. Ночью она выходит из укрытия и занимается любимыми делами, на первом месте среди которых прядение и подобные женские работы. Однако работу эту кикимора делала некачественно, так что после неё хозяйкам приходилось всё переделывать.

Обыкновенно считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, наваливаются и душат по ночам, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи, вырывают или выстригают во сне волосы у людей, шерсть у скота, перья у домашней птицы. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом. Есть истории, в которых кикимора губит человека. Увидеть кикимору считалось дурным предзнаменованием. В народе описывался ряд средств как защититься от кикиморы и даже изгнать её из дома.

Представления о кикиморе были довольно расплывчаты. Под этим именем кроме самостоятельного домашнего духа также мог пониматься целый ряд других персонажей. Так, под воздействием образов домового и его жены кикимора могла рассматриваться и как полезный домашний дух, помогающий хорошей хозяйке в прядении, работе по дому, уходе за детьми и животными. В современной же культуре чаще появляются лесная или болотная кикимора — покрытая травами и мхом безобразная старушка, пугающая и сбивающая с дороги людей и похищающая детей. Кикимора является персонажем ряда художественных произведений.

Наименования и этимология

Поверья о кикиморе распространены у русских :61 :259 (не характерны для южнорусской этнографической группы ) и, в меньшей степени, у белорусов :494 белор. кікі́мара , кікімо́ра :253 . Среди других названий кикиморы: родственные — кики́морка :494 , кики́мра :494 , куки́мора (все — Русский Север ) :494 , кики́мор :210 , ки́ка :210 , кы́ка :210 , ма́ра́ :61—62 , мора , маруха , чучу́мора :47 , шиши́мора :62 :51 , шуши́мора :210 ; прочие — моко́ша , моку́ша , мокру́ха :172 , огибошна , пря́ха и самопря́ха , пустодо́мка , сусе́дка :264 , белор. ве́шчыца ( Витебская губерния ) . У украинцев , в Киевской губернии , зафиксированы поверья о существах под названием нічки , обладающих схожими с кикиморами признаками. :210 Слово кикимора , без соответствующего комплекса представлений, зарегистрировано и у других славян: диалектное польск. kikimora , kicimora — «привидение; дух, душащий по ночам» :494 :708 ; книжные чеш. и словацк. kykymora — «домовой у древних славян» :494 :708 , болг. кикимо́ра — «женский злой дух, оборотень» :210 , сербохорв. — «страшный призрак» :210 . Схожие представления о злом домашнем духе наблюдаются у народов, с которыми русские долгое время жили рядом и находились под взаимным влиянием, например, у коми :44—46 и вепсов .

Слово кикимора рассматривают как составное. Происхождение первой части кик- остаётся спорным. Её производят, по одной версии, от балто-славянского корня *kikъ (кик) / *kykъ (кык) / *kukъ (кук) / *kъkъ — «горбатость, скрюченность» :494 :250 , позднее также «горб, насыпь, могильный курган, могила», а также «болото, заболоченная долина» :252 , и далее от индоевроп. *keuk- / *kouk- — «изгибать, искривлять; загнутое» :250 ; отсюда названия демонов: рус. ку́ка — « банный дух » :494 , кука́н — « болотный дух » :251 , кука́шка — « чёрт » , белор. кука — « что-то страшное, живущее в темноте, чем пугают детей » :253 , кашубск. kuka — «злой дух, который даётся ведьмой людям» :251 , лит. kaukas :494 :253 , прус. и латыш. kauks — «домовой, гном» :251 . По другой версии, первая часть происходит от звукоподражания кыкать (*kykati) — «кричать (о птицах), издавать резкие звуки, плакать :494 :252, 254 :211 , вопить, причитать, хихикать, икать, хрипеть, кудахтать, кукарекать, куковать» :254 :708 , также кика — «птичий крик» :62 . По третьей версии, — от кика (*kyka) — « чуб , прядь, коса; женский головной убор с рогами , иногда напоминающий птицу» :494 :254 :211 :708 , далее «обрубок, культя» :708 . В слове шишимора первая часть происходит либо от русских диалектных слов шишить / шишать — «копошиться, шевелиться, делать украдкой» :494 ; либо от слов шиш , шишко , шишига , которыми называли неопределённую нечистую силу :62 :211 .

Вторая часть у большинства славян выступает в качестве отдельного слова мара/мора :210—211 , под которым фигурируют ряд разнородных мифологических персонажей, часто не персонифицированных: нечто смутное, «странное и непонятное, то, что мерещится, кажется, является в сновидениях, помрачениях ума, забытьи и других изменённых состояниях сознания», «призрак, привидение, наваждение, обман чувств, морок» . Вероятно, этот же корень входит в англ. nightmare , фр. cauchemar («мара», «кошмар») :81 . Возможно, что первая часть была добавлена к слову «мора» в результате табуирования называния демонов по «настоящему» имени у славян в связи с опасением вызвать их таким образом. :253 Слово *mara и его аблаутная форма *mora , по одной гипотезе, восходят к праславянскому *morъ — «смерть» и далее к индоевроп. *mer- — «умирать» :81 ; согласно другой, ныне преобладающей, версии :81 , они восходят к индоевроп. *mā- — «махать рукой, кивать украдкой; морочить, обманывать; колдовать», откуда также слова манить , обман , мановение , махать , маять(ся) :494 :81 ; также есть предположения, что мара / мора первоначально значило «болото, стоячая вода» :251 и далее «неподвижный, ставать неподвижным» :251 ; или что мар — это «солнечный жар» .

Ранние упоминания и истоки образа

В историко-литературных памятниках кикиморы упоминаются с начала XVII века. Самое раннее из них находится в деле Разрядного приказа 1635—1636 годов по обвинению крестьянина Митрошки (Никифора) Хромого из Галицкого уезда , умершего после третьей пытки в ходе следствия, не дав против себя никаких показаний. В деле говорится, что этот «пущий ведун » насылал на людей нечистого духа, который делал «многие пакости» в доме, губил лошадей и распугивал коровье стадо, «а словет нечистый дух по их ведовским мечтам кикимора».

Единственное упоминание кикиморы в древнерусской литературе содержится в « » (1640-е—1650-е годы), действие которой приурочено к 1638 году. Герой- визионер рассказывает следующее :

В то время как мы шли из этого города [Костромы] дорогой, которая идёт к Москве, внезапно нам встретился некий бес в женском обличье, простоволосый и без пояса. Хвост её до самого неба торчал, [вертелся] как большой круг, и всякие бесовские грёзы навевал. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре — все будем в Москве». И я подумал, что это должно быть кикимора, которая была в Москве недавно. Когда бесовское наваждение скрылось с наших глаз, мы пошли своей дорогой.

Тут можно отметить, что простоволосость и неподпоясанность — характерные черты нечистой силы в представлениях славян. Далее по тексту идёт рассказ о моровом поветрии «язве-постреле», поразившем Москву, — судя по всему, оно воспринималось автором как реализация угрозы кикиморы, особенно если учесть пророческую роль кикиморы и её связь с духами болезней в народных верованиях.

Возможно также, что «предшественницей» кикиморы была «пакостная» качица , упоминаемая в « » из « Златой цепи » (XΙV век) и соотносимая, с опорой на севернорусские заговоры, с полуночницей-ночницей . :210 Также типичным для кикиморы поведением обладают некоторые бесы из житий святых, например, древнего « Жития Феодосия Печерского ».

Ряд черт указывает на глубокую древность образа кикиморы и его вероятную связь с образом богини Мокоши :259 :172, 190 , которую связывают с прядением, шерстью, покровительством женщинам и домашнему очагу . Также образ кикиморы, возможно, связан с образом божества судьбы :178 и с культом душ усопших предков :178, 467 . Есть также предположение, что мара-кикимора — древнейшее имя домового . :176

Происхождение

Согласно народным поверьям, появление кикимор, как и остальной нечистой силы , связано с «неправильной» смертью . Кикиморами могли стать умершие некрещёными младенцы :259 , мертворождённые, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног , умершие или убитые дети (у белорусов :495 и в Восточной Сибири ). Кикимора могла появиться в доме, который построили на могиле самоубийцы , неотпетого покойника ( Вятская губерния ) или ребёнка :495 , или на месте смерти ребёнка (у белорусов :495 и в Восточной Сибири :495 ). Кикимор производили также от родителями детей :495 :177 , в том числе ещё во время беременности (у белорусов) :184 , вследствие чего похищенных или обменянных нечистой силой :495 :177 или (на Кубани ) ведьмами и впоследствии «посаженных» на несколько лет колдунами кому-то в дом :211 , а также от потомства девушек и огненного змея :260 :177 .

Также считалось, что причиной появления кикиморы может быть порча , насланная в качестве мести хозяевам дома колдуном или недовольными оплатой или обращением . :495 :58 Наиболее часто указывается, что кикимору напустили, незаметно положив в доме с особым наговором так называемый ( манилка :120 , ерничинка :59 ): или сделанную из щепок и тряпочек :495 и иногда смоченную кровью :212 :120 куклу :495 , или игральную карту с изображением фигуры, или ножик , или отломленный от плывущей по воде «коряжины» (дерева с корнем) сучок :177 , или обрубок дерева, или просто щепку, или даже жёлтую тапочку . Лекан закладывался под матицу (потолочную балку), между брёвен в переднем углу :495 , под печкой или за печку :177 , в подполье, в поленницу . Впоследствии предмет « » и превращался в кикимору. :120 В Вятской губернии считали, что кикимору можно привезти в бутылке, , например, приезжих татар .

Внешний облик

На Русском Севере кикимора обыкновенно представлялась маленькой, сморщенной, скрюченной, горбатой, хромой, безобразной, неряшливой, одетой в лохмотья старушкой :494 :211, 214 :178, 467 (всё это признаки принадлежности к хтоническому миру :178, 467 :24 ). Имеются описания старух, ряженых «кикиморами» на Святки : те одевались в рваную одежду, брали длинную заострённую палку и приходили на праздничное собрание, садились на полати с прялкой между ног, свесив ноги с бруса; девушки смеялись над ряженой и хватали её за ноги, за что она била их палкой. :494 :471—472 Также кикимора описывалась или как длиннокосая девушка в белой, чёрной или красной рубахе :260 :494 или нагая :260 , или как женщина в сарафане :64 и в головном уборе ( повойнике :260 , чепце :42 , шамшуре :262 ) или с распущенными волосами :64 :260 , или как маленькая невзрослеющая девочка :494 . В Восточной Сибири кикимору могли представлять в виде мужчины: мужика :65 :494 , попа , «мохнатого» или белого старика и даже чернобрового, черноглазого парня .

Народ представлял себе кикимор также в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с напёрсток, а туловище — тонкое, как соломинка. :177 В Вологодской губернии считалось, что кикимора настолько хлипкого телосложения, что боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. :494 Там же думали, что у кикиморы блестящие, навыкате глаза и козьи рожки :66 , в Костромской губернии представляли, что у кикиморы мохнатые лапы :496 , а некоторые белорусы — что у неё есть хвост :185 . Иногда кикимору видели и в образе животного: свиньи, собаки, быка, зайца, утки (Восточная Сибирь) :495 , кошки :177 , хомяка (в сказке) :495 . Отождествляемая с кикиморой «запечельная» («запечная») мара описывается белорусами как женщина ростом с недельного младенца; с голой кожей или покрытая редкими, короткими перьями, иногда шерстью. :176, 466—467 В русских поверьях зооморфный облик (курица, мышь, змея) у домовой мары редок, чаще это маленькая старушка или «малютка» :176, 466—467 :374 , иногда с большой головой и длинными руками :374 . Некоторые белорусы считают, что у кикиморы очень короткие ноги и она ходит переваливаясь с ноги на ногу. :186 По мнению Ф. С. Капицы , столь разнообразный внешний вид кикиморы обусловлен совмещением в её образе разных пластов верований: от почитания Мокоши до веры в проклятых.

Кикиморы обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать, видеть на далёкое расстояние. Они неугомонны , не способны спокойно сидеть — постоянно подпрыгивают (Вологодская и Ярославская губернии) :64 :495 . Они разговаривают по-человечески :261-262 :375 , а также могут отвечать стуком на заданные им вопросы (Восточная Сибирь) :495 . В одной близкой анекдоту быличке кикимора исполняет стуком по просьбе человека песню « Коробушка ». :47 :131

Образ жизни

Николай Касаткин . Пряха. 1904 год

Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах, в кабаках (в самарской сказке). :495 :215—218 Белорусы считали, что в одном доме может быть сразу несколько кикимор. В отличие от домового, наличие которого считалось обязательным для нормальной жизни в доме, появление кикиморы рассматривалось как признак того, что в доме «нечисто», неблагополучно. :495 :47 :172 Живя в доме, кикимора, как и остальная нечистая сила :263 , скрывается днём от людей, сидя «невидимкой» :63 :263 за печью :62—63 , на печи :495 , на чердаке :495 , в голбце или в подызбице :62—63 :495 . Всё это места связанные с культом умерших :495 . По ночам же она выходит проказничать, как оставаясь при этом невидимой, так и иногда принимая зримый образ :62—63 :495 (хотя есть немало быличек и о дневном появлении кикиморы :49 ).

В Новгородской и Вологодской губерниях считалось, что кикиморы шалят во все Святки :63 :495 , а в некоторых местах Новгородской губернии считали, что они активизируются только в ночь под Рождество :63 :495 — то есть в переходное время, связанное с культом мёртвых :471 . В некоторых областях считали, что кикиморы до Святок живут на улице или на гумне , а после удаляются неизвестно куда. :263 :495 :214 В Вологодской губернии рассказывали о том, что кикиморы во время Святок, в ненастную погоду, рожают детей, причём страшно стонут и воют; новорождённые же их — шушканы — тотчас по появлении на свет вылетают из избы через трубу на улицу, где и живут до Крещения , 6 (19) января. :67 :495 В той же губернии кикиморы могли выступать в качестве страшного персонажа — святочного дарителя подарков , прежде всего кукол, которых на самом деле изготавливали родители и клали ночью под лавку. :155—156 Во всех других губерниях считалось, что шишиморы-кикиморы могут проказничать на протяжении всего года. :63

По народным представлениям, больше всего кикимора любит прясть , а также ткать , вязать , плести кружева, шить :63 :495 :177—178 Она берёт веретено , прялку и начатую пряжу, садится прясть в любимом своём месте — в правом от входа углу, около печи, куда обычно сметали мусор, чтобы потом сжечь его :63 , или на голбце . В тихие ночи бывает слышно, как они прядут и сучат нитки. Впрочем, хотя кикимора и прядёт, но от неё, согласно пословице, не дождёшься рубахи :63 :495 , поскольку большей частью она рвёт, мусолит и путает шерсть, жжёт кудель , сучит нить не слева направо, а наоборот; когда же она шьёт, то швы её неровные :495 . Над ленивыми девушками насмехались: «Спи, кикимора за тебя спрядёт, а мать выткет». :63 До какой бы работы не дотронулась кикимора, её потом будет сложно закончить :376 , так, в Калужской губернии считалось, что если услышишь, как кикимора гремит прялкой, то будешь одну кудель прясть целый день, а если кикимора пошьёт у кого, тот одну рубашку в неделю не закончит — всё будет перепарывать :63 . В Вологодской области родители и старики пугали кикиморой ленивых прях, ставя им на крыльцо её чучело — наряженный сноп. :220—221 Прядение сближает кикимору с такими персонажами восточных славян, как мокоша :175 :178, 468—469 :159 , мара :178 , домовой и его жена :262—263 :178 , русалка :262—263 :468 :159 , ночная, полуночница и укр. нічки :175 :469 , Параскева Пятница :262—263 :178, 469 :159 , народным образом Богородицы :178 и др. Можно отметить, что кикимора, как и остальные эти персонажи, прядут в то время, в которое людям прясть было запрещено: в полночь, по пятницам, в Святки и др. :473—474

Кикимора и человек

Александр Головин . Эскиз костюма Кикиморы для балета « Жар-птица » Игоря Стравинского , 1910 год ( Русские сезоны )

Обыкновенно считалось, что кикиморы причиняют людям различные мелкие пакости: мешают спать шумом, стуком, треском, топотом и писком :64 :177 , пугают невидимым голосом, свистом, пением, звуком пляски, воем и плачем :261 , щекочут маленьких детей, доводя их до крика :160 , дёргают за мочки ушей, играют с кошками . Иногда они, подобно домовым и маре , наваливаются ночью на хозяев, как взрослых, так и детей, и душат их :49—50 :178 , в том числе, если они легли в неугодном им месте . Есть истории, в которых кикиморы кидаются в людей луковицами из подполья :495 , обувью :51 и кирпичами из печи , углями для самовара :51 , сбрасывают одежду и подушки с печи :495 , разбивают посуду :64 :495 , распахивают двери :261 и бегают из комнаты в комнату , разворачивают полы, переворачивают мебель или заставляют её «плясать» , путают простыни и др. Однако ночная работа кикиморы зачастую не оставляет вещественных следов — посуда, мебель, печи оказываются утром на своих местах и целыми ( Забайкалье ). Можно отметить, что существуют близкие анекдотическим рассказам и сказкам- небылицам былички, в которых на проказы кикиморы ходит смотреть вся деревня, и они воспринимаются людьми скорее как представление, чем как угроза.

Часть приписываемых кикиморе звуков можно попытаться объяснить урчанием кошки, точащими дерево червями, ползанием тараканов и т. п. Также записаны псевдобылички, в которых строители объясняли, как они закладывали «кикимору» в дом: так, в разных углах дома, чтобы «схватить разные ветры», сверлились дырки, в которых вставлялись битые бутылки горлышком наружу, при выдёргивании пробок из которых в доме начинало «выть» как будто по-звериному; или под печь закладывали ртуть в свинце , которая при накаливании начинала «ухать» :63 ; или в толстой кирпичной кладке оставлялись пустоты-зигзаги .

Народ также приписывал кикиморе вырывание волос во сне у людей :495 , выдёргивание догола перьев у кур :66 :495 :54 , стрижку или выщипывание догола шерсти у овец :63 :495 :51—52 , подобно домовому и хлевнику :178 — езду ночью на лошадях, доводящую тех до усталости ( Восточная Сибирь ) :65 :495 , и даже поедание кур . На Русском Севере считалось, что из состриженной шерсти, волос и перьев кикимора делает постель для скота :495 :51 , а в Новгородской губернии — что она таким образом «метит» скот и людей :51 . В целом кикиморы могли служить олицетворением мелких неполадок в хозяйстве, возникавших вследствие нерадивости в домашних женских работах, в уходе за сельскохозяйственными животными и т. п.

Хотя в одних местах считалось, что проделки кикиморы в целом безвредны , в других полагали, что кикимора не успокоится, пока не выживет хозяев из дома :64 :495 , впрочем, согласно некоторым историям, кикимора может последовать за ними и в новый дом :262 . Кикиморы, посаженные в дом колдунами, обыкновенно были более агрессивными к людям. В Перми в центре города в XIX веке существовал недостроенный дом , в котором, по представлениям местных жителей, хозяйствовала кикимора , некоторые считали, что она выгнала хозяев из дома ; говорили также, что она спасла своё жильё во время городского пожара , отогнав огонь платочком . В симбирской сказке невидимо живущий в кабаке кикимора отцеживает по ночам вино и выживает целовальников , пока самый смелый и «знающий» из них не заключает с ним договор. По некоторым представлениям, кикимора может навести порчу на человека и даже погубить его :495 . Есть сибирская быличка , в которой закопанная недоброжелателем у ворот дома кукла оживает и убивает парня. А в одной белорусской быличке соотносимая с кикиморой чушка бегает в доме перед пожаром, в котором погибает девочка. :189

Есть истории, в которых кикиморы появляются в виде покинутого на пути ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. В Витебской губернии полагали, что кикиморы завидуют живым людям , особенно детям . Зафиксированы случаи, в которых за кикимору принимали чужого ребёнка, играющего с детьми.

Считалось, что увидеть кикимору, особенно на печке :263 , на пороге :263 или с прялкой на передней лавке :64 :263 , предвещает смерть кого-то из домочадцев или другое важное событие :263 . Когда кикимора начинает плести кружева в подполье и перебирать и стучать коклюшками , подвешенными на (Вологодская губерния) :64 :263 , или плакать, то быть беде . В таком контексте прядение кикиморы может рассматриваться как отголосок образа мифологического персонажа, прядущего «нити судьбы», наподобие древнегреческих мойр . :52—53 По одной из версий, именно приписывание необъяснимо возникшего беспорядка в петербургском Троице-Петровском соборе в 1722 году воздействию кикиморы и последующая попытка толкования её появления как дурного предзнаменования привели к возникновению легенды о том, что « Петербургу быть пусту » .

Впрочем, в некоторых местах кикимору могли воспринимать и как полезного духа, помогающего умелой и старательной хозяйке: она убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки :66 :495 , допрядает за хозяйкой :495 , помогает готовить еду :66 :495 , помогает молоть, ухаживает за скотиной , оберегает дом от пожара (Вологодская губерния) :214 . Они подсчитывают скот, но досчитать могут только до трёх ( Вологодская губерния ). :495 :213 В таком случае считалось, что кикимора должна быть в каждом доме :46 , а её негативные действия, которые обыкновенно считаются беспричинными :54 , воспринимались как наказание хозяйке за лень и нерадивость :66 :376 . В Вологодской губернии не рекомендовалось вносить в дом чертополох , так как его боятся домовой и кикимора. :495 :213 По всей видимости, данный комплекс представлений свидетельствует о смешении образа кикиморы с образами домового и его жены. :495

Средства против кикиморы

Камень с естественной проточиной — так называемый « куриный бог » или «кикимора одноглазый», якобы защищающий кур от вреда кикиморы

Средства задобрить кикимору, договориться с ней в мифологических рассказах почти не упоминаются. Зато перечислены некоторые способы борьбы с ней. :55 :25 Считалось, что кикимора не тронет вещи, если их перекрестить и положить на место с молитвой :66—67 :495 (в ином случае она считает, как и вся нечистая сила, что оставленные вещи принадлежат ей :51 ). В Вологодской губернии в Крещение крестили рукой или ножом по воздуху окна и двери в избе, а также рисовали кресты мелом, краской или углём , ставили крестики из лучинок в каждый угол в избе, в воду, в колодец, в :241 , чтобы не вошли в дом кикиморы и нечистые духи, так как и те, и другие во время освящения воды кидаются всюду . В Белозерском уезде существовало поверье, что если человеку удастся накинуть на кикимору крест, то она замрёт на месте. :63 :211 А в Витебской губернии утверждали, что если поймать происходящую от умершего или проклятого ребёнка кикимору и выстричь ей на темени крест, то она превратится обратно в человека, но с определённым недостатком, например, кривизной, косоглазием, немотой, заиканием, плохой памятью или слабоумием. :495 Также от кикиморы, как и от остальной нечисти, помогают упоминание Бога или, наоборот, грубые ругательства. :495 :55 От разгулявшейся кикиморы могло помочь окропление дома святой водой или проведение в нём молебна :55 .

Считалось, что кикимора не любит можжевельник , из веточек которого делали оплетение для солонки , чтобы кикимора не таскала соль. :496 Настоем из корня папоротника омывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. :66 :55 В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с росным ладаном под шесток . :496 :56 Также кикимора боится плакун-травы . :615 В одной быличке кикимора выжила из дома хозяев, но в дальнейшем её прогнал плясовой медведь , принадлежавший поселившимся в пустом доме медведчикам. :64 :264 :212—213 Согласно этой же истории, кикиморы боялись и кошек :65 :265 :213 :176—177 . В одной быличке сказано, что «пряха» боится света. Появившуюся кикимору можно прогнать, ударив её мужскими штанами. :55 В Заонежье рядом с люлькой с младенцем подвешивали, обычно на ночь, веретено, кудель и лучину или кудель и ножницы, чтобы занять ими кикимору и таким образом защитить от неё ребёнка. :483 Чтобы прекратить бесчинства насланной кикиморы, следовало найти подкинутую куколку и наотмашь выкинуть её за пределы усадьбы или лучше кинуть в огонь :495 (в одной быличке говорится, что она извивалась и подпрыгивала при этом :59 ). В Свердловской области было поверье, что при строительстве дома нужно всегда рубить новый обкладник , чтобы вместе со старым не принести в дом кикимору.

В день Герасима Грачевника, 4 (17) марта , считалось, что кикимор можно было выжить из дома, так как в эту пору они становятся смирными. :133 Хозяева, перебираясь накануне обряда к соседям, оставляли в распоряжение знахаря свою хату. Он обметал печь и все углы избы, выгребал золу из подпечка, «домовничал» в избе до самого вечера — после чего объявлял, что нечистая сила ушла навсегда. Изгнание совершается с особыми заговорами :212 , например, «Кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калёными прутьями, сожгут огнём-полымем, зальют чёрной смолою» ( Южная Сибирь ) :133 :496 :212 .

Чтобы кикимора не вредила курам, на куриный насест :66 :54 или над ним :264 :54 на лыке подвешивали так называемого « куриного бога » — лоскутья кумача :66 , горлышко от разбитого глиняного умывальника :66 или кувшина :264 , горшок без дна , поношенный лапоть :264 или нередко попадающийся в полях камень с природной сквозной дырой :66 :495 , также могла подойти палочка с дырочкой от выпавшего сучка :54 . В Вологодской губернии и у русских в Эстонии этот камень так и назывался «кикиморой одноглазым». :495 По сведениям из Ростовского уезда Ярославской губернии , «куриный бог» толковался как символ того, что в курятнике поселился «дух, покровительствующий курам». По сообщению из Пошехонского уезда той же губернии, куры в курятнике с «куриным богом» как бы «отдавались кикиморе на сохранение, посвящались ей», поэтому она уже не могла им повредить. В хлеву для защиты скота от кикиморы под клали заострённую палку, которой закалывали свиней. :55

Другие персонажи

Николай Рерих . Лесовик . Кикимора. Чудо лесное. 1894 год

Образ кикиморы в народном представлении выглядит незаконченным, бесформенным, расплывчатым и неопределённым. :67 :176 В поверьях XIX и особенно XX века нарастает обезличивание кикиморы :380 , вытеснение её образа образом домового , а впоследствии и полтергейста :50 , потеря ею имени :64 .

Помимо, по-видимому, исходного и наиболее распространённого в традиционной культуре представления о кикиморе как о самостоятельном домашнем духе, её/его могли отождествлять с целым рядом других персонажей :65 . Прежде всего, под именем кикиморы мог описываться образ типичного домового :65 или его жены :65 :494 , с которыми у кикиморы очень много общего (по-видимому, их образы находились под взаимным влиянием) :176 . Также кикимора могла отождествляться с лешачихой (Сибирь) :65 :494 , лесной русалкой :494 :215 , водяной «хозяйкой» ( Вятская губерния :215 , Нижегородская область ), болотницей , болотной ведьмой (есть предположение о первичности образа болотной моры-кикиморы ), ( Новгородская и Архангельская губернии) :494 , духом, вызывающим кликушество ( Пермская и Вятская губернии) , лихорадкой ( Ярославская губерния ) и другими олицетворениями болезней ( Олонецкая губерния ) :215 . В Кадниковском уезде Вологодской губернии рассказывали, что в летнее время особая кикимора сторожит гороховые поля — ходит по ним, держа в руках калёную добела железную сковороду огромных размеров и жарит на ней того, кого поймает на чужом поле :67 :215 , данное поведение указывает на смешение с полудницей :494 :215 , хотя, в отличие от неё, кикимора сторожила горох по ночам :215 . Смешиваемая с марой , кикимора иногда предстаёт «ночным божеством сонных мечтаний», «ужасным привидением ». Здесь можно также отметить, что день , 17 февраля ( 2 марта , но празднуемый обычно на день раньше), в Вологодской губернии назывался Маремьяной-кикиморой. :494 :119 Там же и в Ярославской губернии кикиморой называли чучело, сжигавшееся на Масленицу . :494 Можно также отметить, что кикиморами называли летучих мышей ( Архангельская губерния ) :605 , а кукумарами — божьих коровок :52 .

Имя кикиморы-шишиморы, сделавшееся бранным словом, употреблялось и употребляется в самых разнообразных случаях. Кикиморой зовут женщин, имеющих смешной, нелепый , неряшливый или неопрятный вид :215 , нелюдимых домоседов , злых женщин :215 , женщин, которые очень прилежно занимаются пряжей :67 :215 , некий не слишком приятный объект . Шишиморой называли плутов и обманщиков ( Курская губерния ), невзрачного по виду человека ( Смоленская и Калужская губернии), скряг и нищих ( Тверская губерния ), прилежных, но кропотливых рабочих ( Костромская губерния ) :67 :215 , тех, «кто любит всё и везде осмотреть, вышарить, обшарить» ( Вятская губерния ) , а в начале XVII века — переносчиков вестей, лазутчиков и соглядатаев :67 .

В современной культуре

«В дочки, либо в сестрички возьмите меня, люди добрые». Иллюстрация к сказке « » по мотивам « » Ивана Сахарова . Журнал « Тропинка », 1909 год

В ряде художественных произведений, преимущественно XIX — начала XX века, кикимора показана как зловредный домашний дух. В романтической драме « » (1825) Вильгельма Кюхельбекера повелитель злых духов Бука отправляет непослушную кикимору, крошечное существо необыкновенной лёгкости, в наказание в услужение к главному герою на год :159 :31 ; кикимора здесь своего рода проявляющий дурные качества людей трикстер , она символизирует скепсис и рефлексию, завладевшие героем :364—368 ; в этой драме она имеет мало общего с мифологическим образом, по сути, это «слегка русифицированный» эльф :32 . В подражающем быличке рассказе « » (1829) Ореста Сомова повествуется о том, как этот дух в форме невидимой взрослым кошки ухаживал за маленькой девочкой, но когда кикимору попытались изгнать, она стала вести себя очень агрессивно и чуть не погубила свою любимицу. :56—57 :29—30 :162—163, 361—364 Кикимора играет видную роль в сказочно-историческом романе « » (1837) Александра Вельтмана , выступая в роли двойника князя Владимира и олицетворяя его «тёмное начало». :159 :51 В рассказе « Пугало » (1885) Николая Лескова кикимора «так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого взгляда в разных пыльных» местах. :29—31 В романе « » (1943) Алексея Ремизова даётся пересказ истории Сомова, но основное внимание уделено не диковинным происшествиям, а «нездешней», приводящей к трагедии материнской любви кикиморы, желающей стать человеком. Домашней кикиморе посвящена одноимённая симфоническая поэма (1909) Анатолия Лядова по мотивам « » Ивана Сахарова и балет на её основе ( 1916 ); «музыкальный образ Кикиморы раскрывается с помощью тембральной палитры симфонического оркестра » , для него характерны «таинственность и магическая зачарованность» . Подсаженные в дом кикиморы, выживающие нового хозяина — неблагодарного наследника, показаны в мультфильме « Дело прошлое… » (1990).

Однако, в связи с практически полным прекращением бытования мифологических рассказов и поверий о домашней кикиморе, в массовом сознании доминирует образ кикиморы из популярной культуры: литературных произведений, кинематографа, мультипликации, эстрады. Несмотря на то, что в традиционной культуре кикимора представлялась преимущественно домашним духом, в популярной культуре XX—XXI веков она предстаёт в основном болотным или лесным злым персонажем , что, возможно, связано с прочно закрепившимся ругательством «кикимора болотная» :58 . Это в основном маленькая, уродливая , скрюченная, неопрятная, растрёпанная, худая, остроносая, неряшливая, в лохмотьях немолодая женщина или старуха , покрытая тиной, болотными травами и мхом, живущая в непроходимых топях в лесных чащах , пугающая неприятными голосами, воем , вызывающая беспричинный страх , заставляющая блуждать по лесу, заманивающая в трясину и похищающая маленьких детей :187 . В Нижегородской области ей приписывают родство с русалкой: она либо её мать, либо сестра; вместе они «песни поют и волосами беду треплют». Согласно современной быличке из Воронежской области , когда болотная кикимора варит пиво, над рекой подымается туман.

Спектакль « Сказ о солдате и Бессмертном Кощее », 1990 год. Татьяна Кудрявцева в роли лесной Кикиморы

Лесная кикимора — один из персонажей сборника сказок « » (1907) Алексея Ремизова , это легко меняющее свой облик, озорное и строящее мелкие проказы людям, но тоскующее по человеческой природе существо, её дело — «сплетать обманы, причуды сеять и до умору хохотать». :341—342 :29, 31 В сказке « » (1910, сборник « ») Алексея Толстого девочка противостоит похитившей её сестру болотной кикиморе. :29—31 Нападающие на людей, особенно на детей, болотные кикиморы появляются в « Саге о Ведьмаке » (с 1980-х) Анджея Сапковского . В серии же игр « Ведьмак » кикиморы изображаются паукообразными существами, живущими колониями наподобие термитов . Болотные и лесные кикиморы — персонажи таких фильмов, как, например, « Весёлое волшебство » (1969), « Золотые рога » (1972), « Руслан и Людмила » (1972), « Там, на неведомых дорожках… » (1982), « » (1986); мультфильмов « Глаша и кикимора » (1992) , « Бабка Ёжка и другие » (2006), « » (2008), « Как поймать перо Жар-Птицы » (2013) и др. Кикимора — действующее лицо спектаклей « Аленький цветочек » (1950), « Бессмертный Кощей » (1978) , праздничных представлений для детей, в том числе новогодних ёлок . Образ кикиморы в этих произведениях часто комический — это смешной и даже жалкий персонаж.

В рамках проекта « Сказочная карта России » родиной кикиморы в 2011 году объявлен город Киров (Вятка) , так как в нём есть . :26 В отличие от большинства других персонажей проекта, здесь речь идёт о « брендировании отрицательного в основе своей персонажа, и потому требующего разъяснений и „литературной легенды“, то есть написания „новой сказки“».

В честь кикиморы назван род пауков с единственным видом Kikimora palustris («Кикимора болотная», 1988), вид ложноскорпионов (1994), вид наездников Cosmocomoidea kikimora (2013) и .

Комментарии

  1. Существование балто-славянского единства спорно.
  2. Н. А. Криничная отмечает, что в случае с «коряжиной» воспроизводится фольклорная формула сотворения человека : вода + дерево + огонь.
  3. Если факты верны, то это первое упоминание о нечистой силе в Санкт-Петербурге .
  4. А. В. Гура показывает на данном примере, что кошка являлась символическим аналогом медведя у восточных славян.

Примечания

  1. Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 61—67.
  2. Левкиевская Е. Е. Кикимора // Мифы русского народа. — М. : Астрель, АСТ, 2000. — С. 259—265, 493—494. — 528 с. — 10 000 экз. ISBN 5-271-00676-X , ISBN 5-17-002811-3 .
  3. Дынин В. И. : [ 19 марта 2020 ] // Этнографическое обозрение . — 1993. — . — С. 80—81.
  4. Кикимора / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 494—496. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  5. Коваль У. І. Кікімара // Народныя ўяўленні, павер'і і прыкметы. Даведнік па ўсходнеславянскай міфалогіі. — Гомель: Беларускае агенцтва навукова-тэхнічнай і дзелавой інфармацыі, 1995. — С. 84—85. — 180 с. — ISBN 985-415-005-4 . (белор.)
  6. Кікімары / У. А. Васілевіч // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. — Мн. : Беларусь, 2004. — С. 245—246. — 592 с. — ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  7. Кікімора // Этымалагічны слоўнік беларускай мовы. — Мн. : Навука і тэхніка, 1989. — Т. 5. К—Л. — С. 31—32. — 319 с. (белор.)
  8. Іваненко О. В. // Вісник Львівського університету . Серія філологічна. — 2012. — Вып. 56.1 . — С. 250—256 . — ISSN . (укр.)
  9. Власова М. Н. Кикимора // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  10. Чулков М. Д. // Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и прочего . — Типография Гиппиуса, 1786. — С. 218—219. — 326 с.
  11. Новичкова Т. А. Кикимора // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 210—218. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  12. Токарев С. А. Злые духи // Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века / Отв. ред. С. И. Ковалёв. — 2-е изд. — М. : Либроком, 2012. — С. 103—104. — 168 с. — (Академия фундаментальных исследований: этнология). — ISBN 978-5-397-02283-5 .
  13. Власова М. Н. Мара // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  14. Новичкова Т. А. Мара // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 360. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  15. Черепанова О. А. Очерк традиционных народных верований Русского Севера (комментарии к текстам): Народная демонология: Прочие персонажи // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. — СПб. : Издательство СПбГУ , 1996. — 212 с. — ISBN 5-288-01444-2 .
  16. Мара / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 178—179. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  17. Никитина А. В. Кикимора // . — 3-е изд., стер. — М. : Флинта, 2013. — С. 45—64. — 400 с. — ISBN 978-5-9765-1768-4 ; ISBN 978-5-9765-1767-7 . 17 августа 2016 года.
  18. Морозов И. А. / Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН . — М. : Индрик , 2011. — 352 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-114-8 . 30 октября 2018 года.
  19. Иванов В. В. , Топоров В. Н. / Отв. ред. И. И. Ревзин . — М. : Наука , 1965. — С. 173—174. — 245 с. 2 августа 2016 года.
  20. Власова М. Н. Мокоша // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  21. Боги / В. Н. Топоров // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 209. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  22. Власова М. Н. Пряха // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  23. Власова М. Н. Пустодомка // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  24. Никифоровский Н. Я. // . — Вильна: Н. Мац и К о , 1907. — С. 64—65.
  25. Гнатюк В. М. Нічки // Нарис української міфології. — Львів: (укр.) , 2000. — С. 137. — 263 с. — ISBN 966-02-1460-X . (укр.)
  26. Журавлёв А. Ф. / Отв. ред. С. М. Толстая . — М. : Индрик , 2005. — 1004 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-318-2 . 15 марта 2016 года.
  27. Виноградова Л. Н. Демонологические образы и мотивы в жанре славянских проклятий // / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов , О. Б. Христофорова . — М. : Индрик , 2013. — С. 169. — 400 с. — ISBN 978-5-91674-265-7 . 14 февраля 2019 года.
  28. Гуренко Н. В. // Вісник Сумського державного університету. Серія Філологія. — 2007. — № 1. Т. 2 . — С. 92 . 16 августа 2016 года. (укр.)
  29. Корчагин П. А. // / Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева); сост. и ред. Т. А. Быстрых. — Пермь, 2014. — С. 33—49. — 278 с. — ISBN 978-5-9903003-8-5 . 16 августа 2016 года.
  30. Винокурова И. Ю. // Ежегодник финно-угорских исследований. — 2015. — № 1 . — С. 46 . — ISSN .
  31. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  32. Черепанова О. А. Народные верования древних славян в трудах И. И. Срезневского: этнолингвистический аспект // / Отв. ред. И. М. Шеина, О. В. Никитин; Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина . — Рязань, 2012. — С. 86—89. — ISBN 978-5-88006-794-7 . 4 марта 2016 года.
  33. Кикимора / Вяч. Вс. Иванов , В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987—1988.
  34. Козлова Ю. А. // Проблемы истории России. Вып. 5. На перекрёстках эпох и традиций. — Екатеринбург: Волот, 2003. — С. 445—462 . 23 августа 2016 года.
  35. Пигин А. В. Кикимора в изображении русского книжника XVII в // Живая старина . — 2001. — № 3 . — С. 13—14 . — ISSN .
  36. Антонов Д. И. // / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова . — М. : Индрик , 2013. — С. 17. — 400 с. — ISBN 978-5-91674-265-7 . 14 февраля 2019 года.
  37. Черепанова О. А. Мифологические мотивы в памятниках древней славяно-русской письменности и литературы: О бесах в жилище и во дворе // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. — СПб. : Издательство СПбГУ , 1996. — 212 с. — ISBN 5-288-01444-2 .
  38. Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. — М. : Академический проект; Гаудеамус, 2004. — 1008 с. — (Summa). — ISBN 5-8291-0388-5 , ISBN 5-98426-022-0 .
  39. Перетц В. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. XV (1895): Керосин — Коайе. — С. 51—52.
  40. Зеленин Д. К. Народные верования: Домовой // Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К. Д. Цивиной. — М. : Наука , 1991. — С. 413. — 511 с. — (Этнографическая библиотека). — ISBN 5-02-0165700-0 (ошибоч.) .
  41. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин: Кикимора // / Сост. и комм. В. П. Зиновьев . — Новосибирск: Наука , 1987. — С. —311. — 400 с. — 75 000 экз.
  42. . Кікімара // . — Мн. : Право и экономика, 2009. — С. 184—195. — 324 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854427161 , ISBN 9789854427164 . 21 октября 2017 года.
  43. Сартаева Л. И. // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 1 (91) . — С. 99 . — ISSN . 11 августа 2016 года.
  44. Маркин П. Ф. . — Барнаул: Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств , 2009. — 359 с. 6 ноября 2017 года.
  45. Власова М. Н. Шишимора // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  46. Мадлевская Е. Л. Кикимора // . — М. : Мидгард, Эксмо, 2005. — С. —380. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9 .
  47. Капица Ф. С. Кикимора // . — М. : РИПОЛ классик, 2007. — С. —59. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 978-5-7905-4437-8 .
  48. Виноградова Л. Н. / ответственный редактор С. М. Толстая . — М. : Индрик , 2000. — 432 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-110-4 . 8 декабря 2015 года.
  49. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1881. — Т. 2. — С. 108.
  50. Глинка Г. А. // . — Митава, 1804.
  51. Касторский М. И. // . — СПб. : Типография К. Фишера, 1841. — С. 179. — 182 с.
  52. Комментарии // / Сост. и комм. В. П. Зиновьев . — Новосибирск: Наука , 1987. — С. —340. — 400 с. — 75 000 экз.
  53. Ахметгалиева Л. А., Кожеватова О. А., Кузнецова А. В. // Ежегодник Научно-исследовательского института русской культуры. 1994. — Екатеринбург: Уральский государственный университет , 1995. — С. 113. — ISBN 5-230-06743-8 .
  54. Паничкин В. // Кузнецкий рабочий . — 12.04.2016. — № 39 . 8 августа 2016 года.
  55. Кікімара / М. Ф. Піліпенка // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Галоўн. рэд. П. I. Шамякін . — Мн. : Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, 1989. — С. 260. — 575 с. — ISBN 5-85700-014-9 . (белор.)
  56. Нечаева Л. С. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. — Вып. 1 (7) . — С. 13 . — ISSN . 28 июля 2019 года.
  57. . Дата обращения: 24 июня 2016. Архивировано 1 мая 2016 года. . Дата обращения: 24 июня 2016. Архивировано 1 мая 2016 года.
  58. Любова Е. Ю. // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52) . — С. 32 . — ISSN .
  59. Пашков А. О., Нежинский Ю. В. Первый призрак Петербурга // . — Montreal: Т/О «Неформат», Accent Graphics Communications, 2013. — С. 6—8. — 53 с. — ISBN 9781301554980 . 16 мая 2017 года.
  60. Гура А. В. . — М. : Индрик , 1997. — 910 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6 . 15 марта 2016 года.
  61. Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 170—176.
  62. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М. : Правда , 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  63. Ермолин Е. А. // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 6 . — С. 321 . — ISSN .
  64. Быличка как жанр фольклора и её современные судьбы // / Сост. и комм. В. П. Зиновьев . — Новосибирск: Наука , 1987. — С. . — 400 с. — 75 000 экз.
  65. Любова Е. Ю. // Научный диалог. — 2015. — . — С. 111—113 . — ISSN . (недоступная ссылка)
  66. Фоминых Т. // Классика и современность: сборник научных трудов молодых учёных-филологов / Под ред. Т. В. Сенькевич. — Брест: Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина , 2011. — С. 276—277. — 333 с. — ISBN 978-985-473-728-7 .
  67. Хань Цзинхуэй. // Мир русского слова. — 2011. — № 2 . — С. 42 . — ISSN . 15 августа 2016 года.
  68. Чернева Н. // . — 2013. — С. 568 . 3 апреля 2019 года.
  69. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4. — С. 656.
  70. Ухова И. В. // Славянский сборник. Материалы XI Всероссийских (с международным участием) Славянских чтений «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия», проведённых 29-30 мая 2012 года / Глав. ред. Н. А. Паршиков; науч. ред. и сост. Н. А. Переверзева. — Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. — С. 26—33. — 234 с. — ISBN 978-8-91468-148-4 .
  71. Миф в художественном освоении мировосприятия человека литературой эпохи предромантизма и романтизма. — Одесса: Астропринт, 2006. — 432 с. — ISBN 966-318-557-0 .
  72. / Київ. нац. ун-т ім. Т. Шевченка . — К. , 2009. — 40 с. 9 ноября 2018 года. (укр.)
  73. Мейзерська Т. // Слово і Час. — 2007. — № 12 . — С. 73 . 17 сентября 2016 года. (укр.)
  74. Тиманова О. И. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2007. — № 3 . — С. 49—53 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
  75. // Культура народов Причерноморья. — 2006. — № 91 . — С. 84—86 . 17 сентября 2016 года.
  76. Клишина А. Р. // Молодёжь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ III Международного молодёжного конкурса. — Липецк: Аргумент, 2016. — С. 98. — 168 с. — ISBN 978-5-9906325-8-5 .
  77. Дементьева А. А. // Учёные записки Петрозаводского государственного университета . Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — Т. 1 (148) , № 3 . — С. 94 . 29 мая 2016 года.
  78. Ухова И. В. // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры . — 2003. — № 2 . — С. 36—41 . 22 декабря 2015 года.
  79. Чупахина Т. И. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2011. — № 9 . — С. 249 . 13 января 2016 года.
  80. Макарова В. К. Сказка в музыке русских композиторов: А. К. Лядов: 5 класс // Музыка в школе. — 2011. — № 1 . — С. 42—45 . — ISSN .
  81. Гануделёва Н. Г. // Jazyk a kultúra. — 2012. — . — ISSN . 19 августа 2016 года.
  82. Михеева Л. . Гармония. Дата обращения: 23 июня 2016. 6 августа 2016 года.
  83. Маркелова Е. Е. // Культура. Духовность. Общество. — 2013. — № 4 . — С. 34 .
  84. Максимов А. // Аргументы и факты : газета. — 30 июля 2013.
  85. Кузнецова И. В. // Политическая лингвистика. — 2005. — № 16 . — С. 180 . — ISSN . 15 августа 2016 года.
  86. Кирилова И. В. // Политическая лингвистика. — 2011. — № 1 . — С. 136 . — ISSN . 15 августа 2016 года.
  87. Хвостов А. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2011. — Т. 11 , № 3 . — С. 40 . — ISSN . 15 августа 2016 года.
  88. Матвеева Т. В. // Ежегодник Научно-исследовательского института русской культуры Уральского государственного университета . 1995—1996. — Екатеринбург: УрГУ, 1997. — С. 87—91. — ISBN 5-88664-021-5 .
  89. Смирнов Ю. И. Кикимора // Славянские мифы. — СПб. : Паритет, 2009. — С. 125. — ISBN 978-5-93437-232-4 .
  90. Сапковский А. Бестиарий Анджея Сапковского: Кикимора // Нет золота в Серых Горах / Пер. Е. Вайсброта . — М. : АСТ, 2002. — ISBN 5-17-011011-1 .
  91. Пухова Т. Ф. Указатель сюжетов, мотивов, их вариантов в сборнике «былички и бывальщины Воронежского края» // . — Воронеж: Воронежский государственный университет , 2009. — С. 28. — 280 с. — (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Вып. VII). — ISBN 978-5-98222-484-2 . 21 августа 2016 года.
  92. Барковская Н. В. // Филологический класс. — 2004. — № 11 . — С. 98 . — ISSN . 17 августа 2016 года.
  93. Чаплыгина Ю. А. / Курский государственный университет. — 2015. — С. 92—93 . 5 марта 2016 года.
  94. Гжись Х. Между фольклором и художественной литературой: Сорочьи и Русалочьи сказки А. Н. Толстого // Проблеми сучасного літературознавства. — 2015. — № 20 . — С. 106—107 . — ISSN .
  95. Дзивиш М. // Філологічні науки. — 2010. — Вып. 2 . — С. 135 .
  96. Развадовская Н. А. // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. — 2015. — № 2 . — С. 69 . — ISSN . 10 августа 2016 года.
  97. . Дата обращения: 7 апреля 2022. 16 ноября 2018 года.
  98. Знамеровская А. О. Лингвистические принципы локализации компьютерных игр (на материале игры «Ведьмак 3: Дикая охота») // Молодёжь и актуальные проблемы современной науки. Российская научно-практическая конференция (Ставрополь, 17—19 апреля 2018 года) / Гл. ред. О. Б. Бигдай. — Ставрополь, 2018. — . — С. 24. — 219 с. — 500 экз.
  99. Lesner E. D. // : [ 12 апреля 2020 ] / Herausgegeben von I. Bartoszewicz und A. Małgorzewicz. — Wrocław – Dresden : Neisse, 2017. — S. 110. — 266 s. — (Studia Translatorica. Vol. 8: ISSN 2084-3321). — ISBN 978-3-86276-254-5 ; ISBN 978-83-7977-346-6 . (нем.)
  100. Шаповалова Н. Г. // Русская устная речь: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «II-е Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения» (г. Саратов, СГУ , 18-19 ноября 2015 г.). — Саратов: Амирит, 2016. — С. 114. — ISBN 978-5-9907728-3-0 .
  101. Урусов К. Когда смерть пирует // На страже Родины. — 02.03.1991. — С. 5 .
  102. Владимиров О., Крыков В. Скоро сказка сказывается // Советский патриот. — февраль 1991. — № 6 . — С. 11 .
  103. Позднева Л. В поисках живительного родника // Советская Россия . — 01.08.1991. — № 149 (10600) . — С. 7 .
  104. Дейнекина М. Театр, преданный Отечеству // Встреча : Журнал Министерства культуры России . — 2003. — № 4 . — С. 34 . — ISSN .
  105. Драчёва Ю. Н. // Народная речь Вологодского края: между прошлым и будущим. — Вологда: Легия, 2015. — С. 216—217. — 256 с. — ISBN 978-5-89791-135-6 .
  106. Петрова Н. С. Кикимора Вятская и Кощей Тверской, или Фейклорная карта России // / Сост. М. Д. Алексеевский. — М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. — С. 30—38. — 352 с. — ISBN 978-5-86132-112-9 .

Литература

Литература на русском языке

  • Перетц В. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. XV (1895): Керосин — Коайе. — С. 51—52.
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 61—67.
  • Никифоровский Н. Я. // . — Вильна: Н. Мац и К о , 1907. — С. 64—65.
  • Токарев С. А. Злые духи // Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века / Отв. ред. С. И. Ковалёв. — 2-е изд. — М. : Либроком, 2012. — С. 103—104. — 168 с. — (Академия фундаментальных исследований: этнология). — ISBN 978-5-397-02283-5 .
  • Власова М. Н. Качица; Кикимора; Пряха; Пустодомка; Шишимора // Энциклопедия русских суеверий = Новая абевега русских суеверий = Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — 622 с. — 15 000 экз. ISBN 978-5-91181-705-3 .
  • Новичкова Т. А. Кикимора // Русский демонологический словарь. — СПб. : Петербургский писатель, 1995. — С. 210—218. — 640 с. — 4100 экз. ISBN 5-265-02803-X .
  • Черепанова О. А. Очерк традиционных народных верований Русского Севера (комментарии к текстам): Народная демонология: Прочие персонажи // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. — СПб. : Издательство СПбГУ , 1996. — 212 с. — ISBN 5-288-01444-2 .
  • Кикимора / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 494—496. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Левкиевская Е. Е. Кикимора // Мифы русского народа. — М. : Астрель, АСТ, 2000. — С. 259—265, 493—494. — 528 с. — 10 000 экз. ISBN 5-271-00676-X , ISBN 5-17-002811-3 .
  • Пигин А. В. Кикимора в изображении русского книжника XVII в // Живая старина . — 2001. — № 3 . — С. 13—14 . — ISSN .
  • Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. — М. : Академический проект; Гаудеамус, 2004. — С. 175—178; 463—493. — 1008 с. — (Summa). — ISBN 5-8291-0388-5 , ISBN 5-98426-022-0 .
  • Мадлевская Е. Л. Кикимора // . — М. : Мидгард, Эксмо, 2005. — С. —380. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9 .
  • Никитина А. В. Кикимора // . — 3-е изд., стер. — М. : Флинта, 2013. — С. 45—64. — 400 с. — ISBN 978-5-9765-1768-4 ; ISBN 978-5-9765-1767-7 .
  • Ухова И. В. // Славянский сборник. Материалы XI Всероссийских (с международным участием) Славянских чтений «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия», проведённых 29-30 мая 2012 года / Глав. ред. Н. А. Паршиков; науч. ред. и сост. Н. А. Переверзева. — Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. — С. 26—33. — 234 с. — ISBN 978-8-91468-148-4 .
  • Кузнецова Е. А. Дело о кикиморе вятской: демонологический персонаж и социальный контекст // / Сост. и ред. О. Б. Христофорова , Д. И. Антонов . — М. , 2018. — С. 84—94. — 196 с. — ISBN 978-5-7281-2044-5 .

Литература на других языках

  • Коваль У. І. Кікімара // Народныя ўяўленні, павер'і і прыкметы. Даведнік па ўсходнеславянскай міфалогіі. — Гомель: Беларускае агенцтва навукова-тэхнічнай і дзелавой інфармацыі, 1995. — С. 84—85. — 180 с. — ISBN 985-415-005-4 . (белор.)
  • Кікімары / У. А. Васілевіч // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. — Мн. : Беларусь, 2004. — С. 245—246. — 592 с. — ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  • . Кікімара // . — Мн. : Право и экономика, 2009. — С. 184—195. — 324 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854427161 , ISBN 9789854427164 . (белор.)
  • Іваненко О. В. // Вісник Львівського університету . Серія філологічна. — 2012. — Вып. 56.1 . — С. 250—256 . — ISSN . (укр.)

Сборники мифологических рассказов

  • Кикимора. Пустодомка // Мифологические рассказы русских крестьян XIX—XX вв / Составление, подготовка текстов, вступительная статья и комментарии М. Н. Власовой. — СПб. : Пушкинский дом , 2013. — С. 299—309, 753—757. — 920 с. — 300 экз. ISBN 978-5-91476-049-3 .
  • Кикимора // / Сост. и комм. В. П. Зиновьев . — Новосибирск: Наука , 1987. — С. —95; 310—311; 338—340. — 400 с. — 75 000 экз.
  • Народная демонология: Прочие персонажи // Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и комм. О. А. Черепанова . — СПб. : Издательство СПбГУ , 1996. — С. 85—86. — 212 с. — ISBN 5-288-01444-2 .
  • . Кікімара // . — Мн. : Право и экономика, 2009. — С. 190—195. — 324 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854427161 , ISBN 9789854427164 . (белор.)
  • Кікімара // / Укладанне, сістэматызацыя, тэксталагічная праца, уступны артыкул, рэдагаванне . — Мн. : Права і эканоміка, 2010. — С. 166—174. — 533 с. — (Гуманітарныя навукі). — ISBN 9854428559 , ISBN 9789854428550 . от 4 марта 2016 на Wayback Machine (белор.)
  • Кикимора // Былички и бывальщины: Суеверные рассказы Брянского края / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и прилож. В. Д. Глебова. — Орёл — Брянск: Издательство ОГУ, 2011. — С. 125—128. — 405 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-88898-452-9 .
Источник —

Same as Кикимора