Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Футуристический кинематограф» ( итал. La cinematografia futurista ) — лидеров итальянского футуризма , написанный и обнародованный осенью 1916 года. Его авторами стали основоположник движения Филиппо Томмазо Маринетти , а также несколько его единомышленников. Программное заявление посвящено обновлению кинематографической эстетики, в том числе использованию алогизмов , абстрактности , ирреальности, отказу от устаревших театральных форм.
5 февраля в газете Gazzetta dell’Emilia в Болонье , а затем в виде платного объявления — на первой странице французской газеты « Фигаро » 20 февраля 1909 года был опубликован « Манифест футуризма », являющийся первым из программных выступлений движения футуристов. Его автором стал Филиппо Томмазо Маринетти — основоположник и лидер футуризма. Текст и идеи документа легли в основу масштабного художественного движения, связанного с обновлением искусства, попытками придать ему новую форму. Он расценивался как основа обновления художественной системы и стал одним из этапных моментов формирования европейского модернизма . За этим выступлением последовал ещё целый ряд манифестов футуристов, затрагивающих самые различные вопросы общества, культуры и искусства (политика, литература, театр, музыка, танец и т. д.) . Итальянские футуристы считаются основоположниками литературно-художественных манифестов в современном, искусствоведческом понимании. Предшествующие программные художественные выступления стали относить к манифестам уже более поздние исследователи . По другому мнению, заявления футуристов называют первыми художественными манифестами XX века . Исследователи условно подразделяют историю футуризма до Первой мировой войны и после. В первом случае говорят о «героическом» периоде, поколении, а о послевоенном, как о «втором» (термин Энрико Крисполти) .
В сферу интересов представителей течения входили различные формы искусства, в том числе театр и кино. Об этом свидетельствуют соответствующие манифесты: «Футуристический синтетический театр», «Театр-варьете», направленные на кардинальный пересмотр эстетики. После этих опытов они решили обратиться к кино, в связи с чем появился программный документ «Футуристический кинематограф» ( La cinematografia futurista ). Авторами киноманифеста стали Маринетти, Бруно Корра ( Bruno Сorra ), Эмилио Сеттимелли ( EmilioSettimelli ), Арнальдо Джинна ( Arnaldo Ginna ), Джакомо Балла , Ремо Кити ( Remo Chiti ). Он был впервые опубликован в сентябре 1916 года в виде листовки Дирекции футуристического движения и подписан «Милан, 11 сентября 1916». 15 ноября того же года был напечатан на страницах флорентийской газеты «Футуристическая Италия» ( L’Italia Futurista ) .
В манифесте обосновывалась необходимость обновления киноязыка, отказ от устаревших форм, почерпнутых из театральных постановок. По мнению футуристов обновлению культуры и избавлению от отживших форм способствует «гигиеническая война», бушевавшая в это время в Европе. Книги признавались устаревшей формой выражения («абсолютно пассеистское средство сохранения и передачи мысли»). Их должен сменить «футуристический кинематограф, который мы замышляем»: «радостная деформация Вселенной, алогичный и неуловимый синтез мировой жизни, станет лучшей школой для молодёжи — школой радости, скорости, силы, смелости и героизма. Футуристический кинематограф обострит и разовьёт чувствительность, ускорит творческое воображение, даст уму чудесное чувство симультанности и вездесущности» .
Несмотря на то, что кино на первый взгляд исторически и технически является новым искусством, но на самом деле оно всё ещё оставалось глубоко устаревшим, представляя собой «театр без слов», так как унаследовало от сцены анахроничные приёмы. В связи с этим сохранили актуальность предыдущие манифесты футуристов, посвящённые театральному искусству, а их положения применимы и к кино. Для того, чтобы избавиться от «пассеистской» стилистики необходимо относиться к кино как к самостоятельному, новому искусству: «Кинематограф — это искусство само по себе. Значит, кинематограф никогда не должен копировать театральные подмостки. Будучи по сути своей визуальным, он должен прежде всего проделать эволюцию живописи — оторваться от реальности, от фотографии, от прелестного и торжественного. Стать антиграциозным, деформирующим, импрессионистским, синтетичным, динамичным и словосвободным» . Характеризуя новые эстетические принципы, на которых должен основываться кинематограф, авторы указывали, что в нём должны быть представлены аналогии, заменяющие реальность; поэтические образы; методы симультанности и взаимопроникновения места и времени; приёмы почерпнутые из музыкальной практики; изображение человеческой психологии, души; алогичность; драматизация образов вещей; ирреальность, а также некоторые другие методы, призванные осовременить кино .
По наблюдению российской исследовательницы футуризма Екатерины Лазаревой, авторы программного заявления стремились развить в нём идеи «ассоциативного монтажа, выдвигали идею полиэкрана и абстрактного кинематографа». Некоторые принципы новой медиаэстетики нашли отражение в опубликованном позже манифесте футуристов « Радиа. Футуристический манифест » (Маринетти, Пино Масната; 1933). По мнению Лазаревой: «футуризм открыл пространство для интереснейших экспериментов в новых видах искусства, предугадав векторы художественных поисков на полвека вперёд» . Воплотить программные принципы движения стремился Карло Брагалья , в своём футуристическом фильме «Вероломные чары» (1917). Историк кино Ежи Тёплица , неодобрительно отмечавший, что итальянское кино после Первой мировой войны «всё глубже погружалось в болото декаданса», писал про эту работу: «Эта авангардистская лента не многим (разве что декоративностью оформления) отличалась от коммерческих произведений, создаваемых по „кассовым рецептам“» .