Корсет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Корсет от Мейнбокера» ( англ. The Mainbocher Corset ) — чёрно-белая студийная фотография американского фотографа моды и портретиста немецкого происхождения Хорста Пауля Альберта Бормана , более известного как Хорст П. Хорст. Фотография создана в 1939 году для журнала Vogue и стала последней из сделанных им в Париже, непосредственно перед отъездом в США , вызванного событиями предшествующими началу Второй мировой войны . «Корсет от Мейнбокера» признаётся самым известным снимком Хорста и одной из самых знаменитых модных фотографий XX века, вызвавшей к жизни несколько подражаний.
Образ женщины, стоящей спиной к зрителю с фотографии Хорста, имеет богатую художественную традицию. В числе источников называют работы Диего Веласкеса и сюрреалиста Ман Рэя . Несмотря на то, что в названии содержится отсылка к американскому модному дому , на самом деле корсет изготовлен французской компанией Detolle .
В конце 1920-х годов Хорст Пауль Альберт Борман переехал из родной Германии в Париж , чтобы учиться у одного из крупнейших архитекторов XX века Ле Корбюзье . В 1931 году Хорст присоединяется к команде журнала Vogue , и его первая работа публикуется на страницах декабрьского номера французской версии издания. С того времени с модным журналом (с перерывом) он сотрудничал на протяжении десятилетий и создал более 90 обложек . Уже в следующем году прошла его первая персональная выставка, одобрительно встреченная публикой и критикой. С периода 1930-х годов его стали называть «волшебником света», что характеризовало его методы работы: фотографии снимались в студии при участии многочисленной команды, при искусственном освещении и отмечены особой игрой света и тени. На формирование эстетики Хорста оказали влияние стилистика Баухауза, сюрреализма и неоромантизма, а в ранний период особо прослеживается любовь к классической греческой скульптуре. Со временем Хорст стал признаваться одним из самых влиятельных фотографов моды и фотопортретистов XX века и его по праву называют «королём модной фотографии» .
Съёмки рекламной фотографии для коллекции 1939 года американского модного дома Mainbocher проходили в парижской студии в августе 1939 года. Они заняли целый день: такую продолжительность Хорст объяснял тем, что никогда ранее не фотографировал корсетов . Моделью послужила некая мадам Бернон, о которой мало что известно. В некоторых источниках вообще отмечается, что имя женщины неизвестно . Когда мастер закончил съёмку, то вернулся в свой дом, собрал вещи и отправился на семичасовом поезде до Гавра, чтобы сесть на трансатлантический лайнер « Нормандия ». По его словам, в то время он понимал, что его постпарижская жизнь теперь будет совсем другой, но также и обдумывал свою последнюю работу: «Когда я делал эту фотографию, я думал обо всём том, что оставляю позади…» Фото было предназначено для октябрьского выпуска французского журнала Vogue , однако в связи с началом Второй мировой этот номер не вышел. «Корсет от Мейнбокера» был напечатан в американской и британской версии издания . Эротический характер фото привёл к скандалу в мире моды .
На фотографии представлена женщина, стоящая спиной к зрителю, на ней корсет со шнуровкой, отсылающий, по мнению исследователей, к моде викторианской эпохи . Нижней частью тела модель опирается о стилизованную под мрамор балюстраду, заставляющую вспомнить о формах классической архитектуры, так любимой автором. По оценке исследователей, таланты его помощников из журнала «могли сделать так, что дешёвые материалы, такие как строительный гипс, выглядели дорогими, как мрамор» . В свою очередь и модель выглядит словно «живая статуя», в чём отразились предпочтения Хорста, часто посещавшего парижский Лувр и хорошо знавшего работы великих живописцев и скульпторов. Отмечается, что пропорции и силуэт женщины «так же совершенны как у Афродиты , греческой богини красоты» .
Затянутое в талию тело женщины дополнительно приобрело форму « песочных часов » благодаря продуманному ракурсу, свету и ретушированию. Кроме того, откровенный по тем временам участок тела женщины был дополнительно ретуширован по цензурным соображениям: на оригинале «корсет свободно свисает на одну сторону», что является более вызывающим . Важнейшая роль на снимке отведена искусственному освещению, которым особенно славился мастер. Для создания художественных теней и световых пятен использовались несколько прожекторных ламп и отражателей. Несмотря на кажущуюся простоту, студийное освещение было очень сложным и продуманным . Это позже подтверждал и сам автор, отмечая, что второй раз не смог бы его воссоздать . Вместе с тем работа, как это характерно для фотографа, была не «абсолютно безупречна», более свободна, чем это было принято. Это проявилось в свисающих с балюстрады лентах корсета в нижней половине снимка, создающих художественный «баланс» геометрического силуэта модели, что придаёт сцене элемент небрежности. Про эту особенность своего творчества Хорст говорил, что на его работах всегда имеет место «небольшой беспорядок» .
Несмотря на то, что в названии содержится отсылка к модному дому Mainbocher, однако на самом деле корсет был изготовлен французской компанией Detolle по заказу влиятельного в межвоенный период американского модельера Мейн Руссо Бокера ( Main Rousseau Bocher ) . Он позже так отзывался о Хорсте: «Ваши фотографии — чистый гений, они радуют мою душу… Каждая из них совершена сама по себе» . Предполагается, что источником вдохновения послужила фотография парижского знакомого Хорста сюрреалиста Ман Рэя « Скрипка Энгра » (1924) и, как следствие, картина Жана Огюста Доминика Энгра « Купальщица Вальпинсона » (1808). Натурщицей в «Скрипке Энгра» выступила одна из самых известных моделей и муз художников Парижской школы 1920-х годов — Кики с Монпарнаса , с которой Рэй встречался на протяжении ряда лет. Как и обнажённая у Энгра, она запечатлена художником со спины. Предполагается, что в работе Хорста, возможно, также содержится отсылка к полотну Диего Веласкеса « Венера с зеркалом » (ок. 1647—1651), имеющего богатую художественную традицию. В частности, об этом может свидетельствовать такая деталь, как ленты, которые сжимает сын обнажённой богини красоты, Купидон , держащий перед ней зеркало .
Фотография Хорста считается одной из самых известных и влиятельных в мире моды XX века, ей неоднократно подражали, обыгрывали (например, одноимённая работа французского мастера Жанлу Сьеффа , созданная в 1962 году) . Одна из самых известных отсылок содержится в видеоклипе на песню « Vogue » (1990), снятом режиссёром Дэвидом Финчером для певицы Мадонны , где в одной из заключительных сцен поп-звезда предстала в образе с фотографии Хорста . В 2005 году авторский отпечаток был продан на аукционе Christie’s за 216 000 долларов США .