История Испании по регионам
- 1 year ago
- 0
- 0
Леге́нды о вампи́рах существуют на протяжении тысячелетий практически во всех культурах; у древних месопотамцев , евреев , греков и римлян были рассказы о демонических сущностях и пьющих кровь духах, которые считаются «предшественниками» современных вампиров. Однако, несмотря на появление вампироподобных существ в легендах этих древних цивилизаций, фольклорный образ вампира в том виде, в каком мы знаем его сегодня, происходит почти исключительно из юго-восточной Европы начала XVIII века , когда словесные традиции многих этнических групп этого региона были записаны и опубликованы. В большинстве случаев вампиры являются ревенантами злодеев, жертвами самоубийств или ведьмами, но также могут быть созданы злобными духами из трупов или посредством укуса другого вампира. Вера в такие легенды стала настолько распространена, что в некоторых областях это вызвало массовую истерию и даже публичные казни людей, которые, как полагали, были вампирами. Вампиры упоминались в фильмах и сериалах, а также книгах « Дневники вампира », « Сумерки », «Вампиры» и других.
Практически во всех культурах и мифологиях мира сущетвуют мифы о питающейся кровью нежити . Если сегодня они в основном связаны с фигурой вампира, то в древности потребление крови и возвращение из мертвых приписывалось демонам или духам, в зависимости от культуры, которые также потребляли свежее человеческое мясо или трупы, и вызывали эпидемии или стихийные бедствия . Например, в Аравии многие из этих элементов приписывались гулям , в Древнем Египте — богине Сехмет, а в иудаизме и раннем христианстве — Дьяволу . Хотя большинство современных исследователей не считают их строго вампирами, некоторые из этих легенд, возможно, дали начало восточноевропейским вампирам .
В Месопотамии возникло множество суеверий о демонах, пьющих кровь. Историки указывают на Персию как на одну из первых цивилизаций, написавших об этих демонах. При раскопках были найдены черепки глиняной посуды, изображающие существ, пытающихся пить кровь людей .
В древнем Вавилоне ходили легенды о мифической Лилит , которая породила Лилит ( ивр. לילית ) и её дочерей, « Лилим » еврейской демонологии и Агады . Лилит считалась демоном, который питался кровью новорождённых младенцев . Однако её еврейский эквивалент также питался плотью взрослых .
Легенда о Лилит изначально была включена в некоторые традиционные еврейские тексты. Согласно популярной средневековой традиции , она была первой женой Адама до Евы . В этих текстах Лилит бросила Адама, чтобы стать царицей демонов, после того, как отказалась быть его подчинённой, за что и была изгнана из Эдема самим Яхве .
Уже будучи демоном, подобно римскому стриксу , она пила кровь детей и убивала по ночам их матерей и, в меньшей степени, мужчин , считаясь исключительно злом . Чтобы отразить её нападения, родители использовали амулеты, которые вешали на детские колыбели .
Альтернативная версия легенды повествует, что Лилит/Лилиту (и одноимённый дух) изначально возникли в Шумере , где она связана с «прекрасной и бесплодной девой», проституткой и вампиршей . Лилиту и подобные духи изображались в виде антропоморфных фигур с птичьими ногами , демонов ветра или ночи и сексуальных хищников, питавшихся кровью младенцев и их матерей .
Другие демоны Месопотамии, такие как вавилонская богиня Ламашту (и её шумерский эквивалент Димме), также могут быть отнесены к вампирам по своей природе . Ламашту — фигура, описание которой исторически старше, чем у Лилит, и которая повлияла на более позднюю мифологию . Многие заклинания называли ёе «Злой Дочерью Неба» или Ану, и её часто описывали как ужасающее кровожадное существо с головой льва и телом осла Как и Лилит, Ламашту в первую очередь нападала на новорождённых и их матерей. . Говорили, что она особенно внимательно наблюдала за беременными женщинами, особенно во время родов. Позже она вырывала новорождённого у матери, чтобы выпить его кровь и съесть его мясо. В так называемых текстах Лабарту она описывается следующим образом :
Куда бы оно ни пришло, где бы оно ни появилось, оно несёт зло и разрушение. Люди, звери, деревья, реки, дороги, здания, оно приносит вред всем. Оно кровожадный монстр, жаждущий свежего мяса.
С Лилит связаны и , хотя эти термины обычно используются для обозначения различных злых духов, называемых «злыми уттуке» или «злыми галли» . Они угрожают домам, нападают на людей и поедают их плоть. Кроме того, они позволяют собственной крови падать дождём, отравляя поля. Как проклятые духи, они не перестают нападать на людей и пить человеческую кровь .
Ламашту, Лилиту и галлу вызываются в различных магических текстах для создания амулетов. Позже фигура галлу восстанавливается в греко-византийском мифе как гелло , гило или гилло . Там она появляется как женщина-демон, которая крадёт и убивает детей подобно ламиям .
После упадка месопотамской культуры предания о вампирах вновь фиксируются в арабских сказках , в которых говорится о злых духах, живых или мёртвых, которые питаются человечиной. Одна из сказок, «История принца и ламии», повествует о женитьбе принца на ламии по имени Надилья, которую ему удаётся разоблачить и убить. В другой истории, «Честь вампира», принцесса по незнанию выходит замуж за вампира, который кормит её человеческой плотью, пока ей не удаётся обмануть его и вернуться к своей семье .
В греко - римской мифологии есть несколько предшественников современных вампиров. В « Одиссее » Гомера говорится о « тенях мёртвых» — духах, которые тянутся к крови . По рассказу Гомера, когда Одиссей отправляется в Аид , он приносит в жертву барана и чёрную овцу, чтобы привлечь тени и общаться с ними .
В римской мифологии лярвы или лемуры были призраками, восставшими из мертвых, но они не имеют ничего общего с вампирами .
Персонажами греко-римской мифологии, наиболее тесно связанными с вампирами, всегда были женщины, хотя они и не считались нежитью, такие как эмпуса и ламия , обе связанные с хтонической богиней подземного мира Гекатой и стриксом из римской мифологии . Со временем первые два общих термина стали словами для обозначения ведьм и демонов соответственно .
Эмпуса была дочерью богини Гекаты и описывалась как демоническое существо в виде призрака с ослиными ногами, одна из которых медная . Способная превращаться в молодую и красивую женщину, эмпуса могла соблазнять мужчин, а затем пить их кровь, пока они спали .
Ламия согласно классическому греческому мифу была дочерью Посейдона . Она была возлюбленной Зевса и родила от него Герофила . Когда Гера , супруга Зевса, узнала про Ламию, то её саму лишила красоты, а всех детей убила. Ламия , превратившаяся от горя в гибрид женщины и змеи , поклялась отомстить и убила нескольких маленьких детей, лежащих ночью в своих кроватях, и выпила их кровь .
По версии, видимо, историка Дурида, Ламия — дочь Бела и Ливии , которую полюбил Зевс, после чего Гера лишила её разума, и она убила своих детей . По другому сказанию, Ламия — чудовище, также называемое Сибарида; оно жило в пещере на горе Корфида , у подножия Парнаса . Её убил Эврибат из земли куретов. Она ударилась головой о выступ скалы, и там забил источник Сибарида . Поедала детей .
Плутарх записал легенду о том, что Ламия была лишена Герой способности закрывать глаза и чтобы заснуть, ей приходилось вынимать глаза и класть их на ночь в чашу
Стриксы , как и Ламия, питались человеческой плотью и кровью . Их описывают как ночных плачущих существ с телом ворона или птицы в целом, а позже они были включены в римскую мифологию как стриги («совы-вампиры»), питающиеся кровью и человечиной.
Румынские вампиры, именуемые стригоями , не имеют прямого отношения к греко-римским стриксам, но их название, как и албанские штриги и славянские стржиги , происходит из римской мифологии, хотя мифы об этих существах больше похожи на их славянские аналоги, чем классические .
Мормо был духом, спутником Гекаты, который кусал плохих детей. Позже мормо стали называть женщин-вампиров, которые пугали детей . Мормо чаще всего упоминаются в произведениях Аристофана .
Европа является частью света с наибольшим количеством сказок и легенд о вампирах , обычно зародившихся в Центральной и Восточной Европе . Некоторые из них были основаны на истории реальных персонажей, чья смерть послужила поводом для переосмысления старых традиций .
Мифы о вампирах в Центральной Европе настолько полны и многочисленны, что сформировали архетип универсального вампира и повлияли на остальные европейские традиции , особенно в XIX веке , благодаря готической литературе и книгам Брэма Стокера , Шеридана ле Фаню и Шарля Бодлера .
Некоторые из наиболее распространённых причин вампиризма в славянской мифологии основаны на образе колдуна , который стал вампиром, скончавшись «неестественной» или преждевременной смертью, такой как самоубийство , умер будучи отлучённым от церкви , был погребён без надлежащих ритуалов, прыгнул животным или пролетел птицей над телом или пустой гробницей , и даже за то, что родился с амниотическим мешком , закрывающим голову , с зубами, с хвостом, или будучи зачатым в определённые дни. С вампирами связана фигура , венгерского ночного злого духа, главной особенностью которого является то что он сосёт у людей кровь .
На юге России считалось, что люди, которые разговаривают сами с собой, рискуют стать вампирами , традиционно называемыми вурдалаками . Славянские вампиры были способны превращаться в бабочек , поскольку по народным преданиям это были души, отделившиеся от тела . В некоторых традициях говорится о «живых вампирах» или «людях с двумя душами», своего рода ведьмах , способных покидать своё тело и пить кровь, пока тело спит .
Среди верований восточнославянских народов , особенно у жителей северных областей (то есть большая часть современной России), «нежить», несмотря на наличие многих характеристик вампиров других славянских народов, не пьют кровь, и их имя не происходит от общеславянского корня слова «вампир». Со своей стороны, украинские и белорусские легенды более условны. В Украине вампиров описывают не как мёртвых , а как злых существ задолго до их смерти. Вампиры также описываются в украинском фольклоре как люди с красным лицом и маленькими хвостиками . Во время эпидемий холеры в XIX веке были случаи, когда людей сжигали заживо, обвиняя их в том, что они вампиры .
В фольклоре южнославянских народов считалось, что вампир должен пройти в своем развитии несколько стадий. Первые сорок дней считались решающими для создания вампира, начинавшегося лишь как невидимая тень, которая постепенно становилась сильнее благодаря выпитой крови. Таким образом, он образовал желеобразную и бескостную массу, которая эволюционировала в направлении создания тела, почти идентичного тому, которое было у человека при жизни. Эта эволюция позволила существу покинуть могилу и начать новую жизнь. Вампир, который обычно был мужчиной, также был сексуально активен и мог иметь детей либо от своей вдовы, либо от новой жены. Эти сыновья, называемые дампирами по-цыгански или вампировичами по-сербски , тоже могли стать вампирами, но они также обладали особыми способностями видеть и убивать нежить , поэтому часто становились эффективными охотниками на вампиров. Такой же талант приписывался людям, рождённым в субботу , называемым sabbatarios , саботничав по-болгарски и sabbatianoí по-гречески .
Чтобы отразить угрозу вампиров и болезней, братья-близнецы вели упряжку волов с плугом и пропахивали борозды вокруг поселения. Другая народная традиция гласит, что нужно разбить яйцо и забить гвоздь в пол дома недавно умершего человека. Кроме того, две-три старухи должны были пойти ночью на кладбище после похорон и воткнуть в могилу пять колючек или пять старых ножей: одну в том месте, где находится грудь, а другие в руки и ноги. Другие тексты описывают обычай взбираться на холм задом наперёд с зажжённой свечой и черепахой, чтобы избежать вампиров. Как вариант, могилу можно было обмотать красной шерстяной ниткой, которую сжигали . Если вампир проник в дом, надо было крикнуть «Приходи завтра, я дам тебе соли» или «Давай, приятель, возьми рыбки и возвращайся», после чего вампир убегал.
В албанской мифологии штрига — вампироподобное существо, способное принимала образ женщины, похожая на римских стрикс , которая ночью может поглощать кровь или « жизненную энергию » детей в виде летающего насекомого, вызывая серьёзную болезнь и, в конце концов, смерть . Обычно она изображается в виде женщины с длинными чёрными волосами и полностью изуродованным лицом. Албанская штрига также перешла в Италию под названием «стрега» .
Болгарские вампиры не имеют ни тени, ни костей и являются не нежитью , а душами, борющимися со смертью . Чтобы душа стала вампиром, после смерти хозяина должно пройти девять дней и ещё сорок дней, в течение которых эфирный вампир почти безвреден, будучи способным лишь криком и дрожью нарушать спокойствие соседей. По истечении этого времени он становится чрезвычайно могущественным и злобным существом, поэтому родственники, заподозрившие, что человек после смерти превратился в вампира, должны нанять ведьму или волшебника, чтобы убить его, пока он развивается, а не после. Согласно легенде, духа можно было обманом заключить в бутылку, которую затем сжигали .
В отличие от своих античных предшественников, современные греческие вампиры, называемые вриколакас ( βρυκόλακας ) или катакано ( καταχανάδες ) на Крите , откуда произошли румынские vârcolac , были существами, которые вернулись из мира мёртвых, чтобы отомстить своим жертвам, которых они съедали заживо .
Представления о вриколакасах, которые имеют много общего с традиционными вампирами, сохранялись на протяжении всей греческой истории и получили настолько широко распространение в XVIII и XIX веках, что появилось множество практик как для предотвращения вампиризма, так и для борьбы с ним. Умерших часто выкапывали из могил через три года после смерти, а останки помещали в ящик их собственные родственники. Затем их обливали вином, пока православный священник читал отрывки из Священного писания . Однако, если тело не разложилось достаточно, труп считался вриколаком .
В греческом фольклоре вампиры могли появляться по-разному: отлучение от церкви , осквернение религиозного праздника, совершение большого преступления или смерть в одиночестве. Другие причины включают в себя то, что кошка прыгнула на могилу, поедание мяса овцы, убитой волком, и проклятие . Считалось, что вриколаки неотличимы от живых людей, что породило множество сказок на эту тему . Кресты и антидор ( просфоры ) православной церкви считались эффективными средствами защиты. С другой стороны, чтобы вампиры не восстали из мёртвых, их сердца пронзали железными гвоздями, пока они находились в могилах, или их тела сжигали, а пепел развеивали. Поскольку Греческая православная церковь была против сожжения людей, принявших миропомазание в обряде крещения , кремация считалась крайней мерой .
В румынском фольклоре вампирами могли быть морои (от старославянского « мора » или «мара», возникшего от праиндоевропейского корня *mer- (вредить), и обозначающее духов, вызывающих « кошмары ») , или стригои или стригоайка (оба слова произошли от рум. strigă (ведьма, сова- сипуха ), которое в свою очередь произошло от лат. strix ), которые могли быть как живыми, так и мёртвыми. Живые стригои были ведьмами, которые жили с двумя сердцами или двумя душами, иногда с обоими, со способностью посылать свои души ночью, чтобы собираться с другими стригоями и потреблять кровь животных и соседей. С другой стороны, мёртвые стригои были ожившими трупами, которые сосали кровь и нападали на свои прежние семьи .
Стригои становятся нежитью после смерти, но есть и много других способов стать вампиром. Дети, рождённые с амниотическим мешком , покрывающим голову, дополнительным соском, хвостом или обильными волосами , были обречены стать вампирами. Та же участь ожидала седьмого ребёнка в любой семье, если все предыдущие братья или сёстры были одного пола, а также того, кто родился слишком рано или того, чья мать скрестилась с чёрным котом. Если беременная женщина не ела соль и не подружилась с вампиром или ведьмой, ее ребенок тоже мог стать вампиром, так же как и дети, рождённые вне брака, хотя многие из этих суеверий носят выраженный нравоучительный характер. Другими субъектами, рискующими стать вампирами, были те, кто умер неестественным образом или до крещения. Наконец, рыжеволосый человек с голубыми глазами также считался потенциальным стригоем .
Румынские вампиры кусают своих жертв в сердце или между глаз . Некоторые могилы отрывали через пять или семь лет после захоронения, чтобы проверить труп на признаки вампиризма .
В сербском фольклоре появляется фигура Савы Савановича , предполагаемого вампира, который жил на старой водяной мельнице на реке Рогачица (Зарожье, Баина-Башта ), где он убивал других крестьян . Сохранились упоминания о других предполагаемых сербских вампирах, таких как Петар Благоевич из Велико Градиште , умершего в 1724 году и явившегося одним из образцов вампирской истерии XVIII века .
Страны Западной Европы , такие как Франция , Испания или Италия , не имеющие собственных вампирских традиций, предания о кровожадных существах являются калькой балканских или греческих верований, перенятые в XIX веке и ассимилированные в свои собственные мифологические пантеоны каждой культуры .
В скандинавской мифологии единственным существом, похожим на вампира, является драуг , оживший мертвец , который обитает в гробницах викингов и может быть уничтожен только героем .
В Дании сохранились предания о существе по имени маре , злобной женщине-вампире, способной превращаться в человека, чтобы соблазнять мужчин .
В Исландии известны две истории о духах, обречённых скитаться между жизнью и смертью и враждебных людям, в « Саге о Греттире » и в « Саге о Людях с Песчаного Берега » , хотя обе истории имеют больше общего со страхом смерти, чем с общечеловеческим мифом. вампира .
В испанской мифологии есть несколько существ с вампирскими наклонностями. В Астурии выделяется , которую описывают как старуху, которая ночами проникает в дома, чтобы вонзить в жертву свой единственный зуб и высосать кровь, отчего жертвы постепенно чахнут и заболевают . В Кантабрии есть её эквивалент с именем . В Каталонии существует легенда об адских псах, называемых . По легенде, это чёрные лохматые собаки, которые имеют дьявольское происхождение (потому хромые на одну ногу) и пьют кровь скота и людей .
На Канарских островах верили в кровососущих ведьм. Одним из таких примеров является легенда о ведьмах из Байладеро-де-Анага на Тенерифе .
Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский , английские писатели и хронисты XII века , записали несколько историй о нежити, похожей на вампиров , хотя более поздние легенды о вампирах на английском языке редки . Эти мифы похожи на восточноевропейский фольклор о вампирах XVIII века, откуда миф вернулся в Англию и Германию , где его приукрашивали и популяризировали. Среди этих мифов есть истории о «вампирском замке Алник » на севере Англии , в которых рассказывается о слуге, который в XII веке воскрес из мёртвых и мстил соседям пока его труп не был сожжён за пределами города , или о монахе «вампирского » , который вступал в половую связь после смерти и чей прах пришлось развеять, чтобы предотвратить его возвращение .
Мифологическое существо , известное в фольклоре Хайленда как , женщина- фэйри , похожая на суккуба или банши , и Лианнан Ши с острова Мэн — фэйри с явно вампирскими элементами .
Наиболее известным современным случаем является легенда про « » , набор слухов и предполагаемых наблюдений за вампирами, которые привели к «охоте» на вамипиров в начале 1970-х годов на Хайгейтском кладбище в Лондоне . Эти события вдохновили кинематографистов на создание фильма ужасов « Дракула, год 1972 » .
( leanashe ) или даэг-ду ( dearg-due ), буквально «красный кровопийца» на гэльском языке , в Ирландии — это вампироподобное существо, которое поднимается из своей могилы и питается кровью . Даэг-ду можно убить, положив камни на его могилу, что помешает ему покидать её . Возможно, повлиял на создание вампирских персонажей ирландских авторов Шеридана Ле Фаню и Брэма Стокера .
Брукса ( Bruxsa ) из Португалии , которая ночью принимает форму птицы и охотится на путешественников, — ещё одна женщина-вампир, враждебная людям .
В Древней Индии в старом санскритском фольклоре находили рассказы о Vetala, существах, которые поселялись в трупах. Хотя большинство легенд о Vetala были скомпилированы в Baital Pachisi , заметная история из Kathasaritsagara рассказывает о короля Викрамадитья ( Vikramāditya ) и его ночных походах в попытках захватить кого-то неуловимого. Vetala описывается как неживое существо, которые, подобно летучей мыши день висит вниз головой на деревьях на территории захоронений и кладбищ (чем связывается с современным пониманием вампиризма). Pishacha, вернувшийся дух злодея или того, кто умер безумным, также обладает некоторыми атрибутами вампиров.
Португальский вампир исключительно женского пола, поскольку это транформация женщины, занимавшейся при жизни колдовством и поэтому превратившейся в демоническое существо. Днем это внешне нормальная женщина, ведущая обычную, казалось бы, жизнь, может быть, даже замужняя и имеющая детей. Ночью же брукса превращается в призрачную птицу, нападает на людей и высасывает из них кровь.
Убить бруксу невозможно, нет таких способов, хоть вбивай ей куда угодно осиновые колья — не поможет. Столь же малоэффективно серебро. Единственная защита от вампирши — это осторожность и молитва.
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|