Interested Article - Лани, Мария

Мария Лани́ ( фр. Maria Lani , урождённая Мари́я Елене́вич , польск. Maria Jeleniewicz ; 24 июня 1905 , Кольно , Царство Польское , Российская империя 11 марта 1954 , XIII округ Парижа ) — натурщица, выдававшая себя за известную киноактрису. В конце 1920-х годов она послужила моделью для более чем 50 ведущих парижских художников и скульпторов. После обвинений в самозванстве переехала с мужем в США, где их история привлекла внимание писателей и кинематографистов. По слухам, по мотивам её жизни французский режиссёр Жан Ренуар собирался снять фильм «Женщина с сотней лиц», причём на главную роль рассматривались крупнейшие голливудские актрисы своего времени. После окончания Второй мировой войны вместе с мужем вернулась во Францию, где умерла в бедности в 1954 году.

Биография

Мария Еленевич родилась в Польше в городе Кольно и выросла в Ченстохове . После переезда в Чехословакию работала в Праге стенографисткой. Весной 1928 года приехала в Париж , выдавая себя за звезду немого кино , снимающуюся в Берлине и якобы учившуюся у выдающегося театрального режиссёра Макса Рейнхардта . Вместе со своим мужем Максимилианом Абрамовичем (после переезда в США стал известен под фамилией Ильин) и своим братом Александром она объявила о том, что они работают над фильмом, для которого по сюжету требуется несколько её портретов. Мария подружилась с Жаном Кокто , который с энтузиазмом поддержал мнимый проект и написал 40 её портретов . При его поддержке 59 художников также создали портреты Марии . В их число среди прочего входили такие известные мастера: Пьер Боннар , Марк Шагал , Андр Дерен , Анри Матисс , Жорж Руо , Сюзанн Валадон , Моисей Кислинг , Фернан Леже , Франсис Пикабиа , Альбер Марке , Кес ван Донген , Хаим Сутин , Пьер Боннар , Джорджо де Кирико , Эдуар Вюйар .

Буклет «Мари Лани глазами Боннара» с 51 репродукцией был опубликован ограниченным тиражом в 1929 году в Париже издательством Éditions des Quatre Chemins . Эссе для неё написали Кокто, Мак Рамо и . Во второй половине ноября 1930 года прошла выставка её портретов в галерее Жоржа Бернгейма. Однако слава «кинозвезды» оказалась скоротечной: «критики не преминули подчеркнуть, что выставленные картины в большинстве случаев — не более чем эскизы ; многие стали обвинять девушку в самозванстве и мошенничестве». В сентябре 1935 года Максимилиан подписал с Кокто эксклюзивный договор на английский перевод и постановку одноактной пьесы драматурга « Человеческий голос ». В 1944 году она была опубликована. В 1956 году Максимилиан участвовал в инициированном им судебном процессе к издательству, издавшему пьесу в другом переводе. Именно на основе судебных документов установлено, что Максимилиан Ильин и Максимилиан Абрамович — одно и тоже лицо .

В 1941 году Мари с мужем и её братом переехали в Нью-Йорк, где Мария выступала в « », развлекательном центре для военнослужащих. В марте 1944 года Максимилиан рассказал историю её жизни писателям Томасу Манну и Луису Бромфилду ( Louis Bromfield ). По некоторым сведениям, они стали соавторами сценария, вдохновлённого историей о ней. Однако позже высказывались сомнения в том, что эти писатели стали причастны 60-страничному машинописному сценарию проекта фильма, известного под рабочим названием «Женщина с сотней лиц». Французский режиссёр Жан Ренуар , живший в США с начала Второй мировой войны , по слухам, согласился снять этот фильм. Известно, что 16 мая 1944 года Манн ужинал с Ренуаром , однако неизвестно, действительно ли они тогда разговаривали о фильме про женщину, которой, по выражению киноведа Паскаля Мерижо, удалось за несколько лет «вдохновить полсотни самых знаменитых художников своего времени на картины и скульптуры со своим изображением» . По разным сведениям, в предполагаемом фильме должна была сниматься в главной роли то ли Кэтрин Хёпберн , то ли звезда немого кино Грета Гарбо . Позднее против реальной возможности их участия высказывались сомнения, а слухи связывали с усилиями мужа Мари (Мерижо). Фильм так и не был снят, но созданные ранее портреты выставлялись в Европе и США, а Лани и Абрамович сумели сохранить их у себя . В выпуске журнала Life Magazine от 3 декабря 1945 года было воспроизведено пятнадцать портретов Лани . После войны Мари с мужем вернулись в Париж, где Максимилиан стал причастен к кинопроизводству. Так, он участвовал в создании дополнительных диалогов к фильму американского режиссёра Фрэнка Таттла « Стрелок на улицах города » с Симоной Синьоре в главной роли. Кроме того, он опубликовал две книги о художниках: Севеке и Морисе Утрилло . Мария умерла 11 марта 1954 года и была похоронена в могиле для нищих .

В 2011 году Мария Лани стала источником вдохновения для весенне-летней коллекции модельера Джона Гальяно , в работах которого явно прослеживались отсылки к её портретам .

Примечания

  1. , с. 480.
  2. , с. 480—481.
  3. , с. 481.
  4. . — 1945-12-03. . Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  5. . Vogue Magazine UK (2 октября 2010). Дата обращения: 2 апреля 2022. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Мерижо, Паскаль. Жан Ренуар / Пер. с фр. С. Козина и И. Мироненко-Маренковой. — М. : Rosebud Interactive, 2021. — 816 с. — ISBN 978-5-905712-49-4 .
  • Lackman, Jon (June—July 2014). "Maria Lani's Mystery". Art in America . New York: Brant Publications: 49—52. {{ cite journal }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )

Ссылки

  • . Art Institute of Chicago . Дата обращения: 2 апреля 2022.
  • . Metropolitan Museum of Art . Дата обращения: 2 апреля 2022.
  • . Kelsangdongsar blog (16 декабря 2010). Дата обращения: 2 апреля 2022.
Источник —

Same as Лани, Мария