Шпет, Густав Густавович
- 1 year ago
- 0
- 0
Густав Фьестад ( швед. Gustaf Adolf Christensen Fjæstad , 1868—1948) — шведский художник и дизайнер. Работы Фьестада находятся во многих национальных и международных коллекциях. Получил широкую международную известность как мастер снежного пейзажа .
В молодости активно занимался конькобежным и велосипедным спортом, установил мировой рекорд в беге на коньках
.Родился в Стокгольме 22 декабря 1868 года в семье сапожника Педера Кристенсена и его жены Кристины Андерссон. Учился в Королевской академии свободных искусств (1891—1892), затем — в . Был учеником известных шведских художников Бруно Лильефорса (вместе с ним участвовал в оформлении ) и Карла Улофа Ларссона (ассистировал ему при создании фресок для Национального музея Швеции ) .
В молодости активно занимался спортом. В 1891 году на соревнованиях в Норвегии по бегу на коньках установил мировой рекорд на дистанции в 1 милю (2.51,2). В 1892 году стал победителем 10-километровой велогонки Mästerskapsridt för Sverige — первой в Швеции, открытой для всех желающих; в том же году победил во впервые проводившейся велогонке .
В 1897 году Фьестад переехал в старую студию скульптора в деревне около города Арвика в провинции Вермланд (сейчас это жилой район в составе Арвики), где прожил до конца своей жизни. В 1898 году из Тасеруда он отправил на выставку в Стокгольм свои работы, которые принесли ему первый успех. Со временем в Тасеруде Фьестад организовал колонию художников Ракстад ( Rackstad , от названия близлежащего озера ) .
В 1908 году в Стокгольме состоялась его первая персональная выставка, на которой были показаны как его картины, так и образцы декоративно-прикладного искусства . Позже состоялось ещё несколько его персональных выставок — в 1910 году снова в Стокгольме, в 1914 году — в Берлине , в 1927 году — в Лондоне , в 1932 году — в . Его работы, отличавшиеся особой изобразительной техникой, печатались во многих изданиях и были широко известны по всей стране, в то же время профессиональные критики оценивали его работы не столь восторженно. Значительная часть его работ — это зимние пейзажи Вермланда (Фьестада называли Rimfrostens mästare — «мастер (хозяин) инея» ), для которых характерно большое внимание к деталям и стилистическая близость к японскому пейзажному искусству . По мнению критиков, Фьестад со своим «декоративным реализмом» стоит в шведском искусстве особняком .
Помимо живописи, Фьестад занимался также мебельным искусством и художественной ковкой , а также создал несколько цветных гравюр на дереве . Его сосновая мебель в деревенском стиле обычно имела отделку, имитирующую древесную кору. Наиболее известным образцом его мебели является так называемый «Диван Тиля» ( Thiels soffa ) из просмолённой сосны, — сделанный по заказу комплект, состоящий из огромного дивана, стола и кресел .
Скончался 17 июля 1948 года в Арвике .
Жена (с 15 июля 1898 года) — Керстин Мария (Майя) Фьестад (в девичестве Халлен, 1873—1961), занималась созданием гобеленов , а также гравюр на дереве .
У пары было четверо детей, в том числе (1903—1991), ставший художником и скульптором. Одна из дочерей, Агнета (1901—1997), в 1981 году опубликовала книгу о своих родителях, написанную на основе документов, писем и собственных воспоминаний. По воспоминаниям Агнеты, Густав Фьестад был человеком могущественным и главенствующим ( kraftfull och dominerande ) — и дети его немного побаивались .