Interested Article - Редегины

Редегины — общее условное название ряда московских боярских родов, происхождение которых по родословной легенде и родословным росписям конца XVII века выводили от касожского князя Редеди , упоминающегося в Лаврентьевской летописи в 1022 году. Представители этого рода в основном служили удельным князьям.

Наиболее знатный из данных родов, Лопухины , был признан в княжеском достоинстве с пожалованием герба в 1799 году.

Происхождение

После поединка Мстислав убивает Редедю перед полками касожскими. Радзивилловская летопись

Существует родословная легенда, по которой родоначальником рода был касожский князь Редедя (Редега), упоминающегося в Лаврентьевской летописи в 1022 году . Согласно сообщению в этом году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый . Князь Редедя, который не желал губить своих воинов, предложил князю Мстиставу личный поединок с условием, что победитель возьмёт семью, землю и «всё», включая жизнь побеждённого. Победителем вышел Мстислав, убивший Редедю .

Частные родословцы скопировали сообщение летописей о Редеди, добавив, что у того было двое сыновей, Юрий и Роман, которых Мстислав Владимирович после убийства противника взял себе, женив Романа на своей дочери. Именно от Романа выведено происхождение рода, однако там существуют хронологические проблемы: от Романа до живших во второй половине XIV века Андрея Одинца и Константина Добрынского указано всего 5 поколений, хотя их не могло быть меньше десяти-двенадцати. Исследователь московской боярской знати С. Б. Веселовский указывает, что хотя родословная легенда о происхождении этого рода от Редеги не выдерживает критики, однако она является отголоском того, что представители разных ветвей рода помнили об общем родоначальнике .

Три ветви рода попали в Государев родословец , но каждая в особую главу: Добрынские — в главу 27, Белеутовы — в главу 28, Сорокоумовы-Глебовы — в главу 32. Однако ни у одной ветви не было указано легенды о выезде, только у Белеутовых указано, что род происходил у Редеги. В более поздних источниках (родословных росписях, поданных в XVII веке для составления родословной книги, в родословных книгах и т.д.) всё же осталось достаточно указаний на то, что у всех этих родов был единый родоначальник .

О происхождении от Редеги указывает название одной из ветвей рода Добрынских, которая в разрядных книгах XVI века носит родовое прозвание Зайцевых-Редегиных .

Варианты родословия

В частных родословцах существует 2 родословные росписи первых колен рода. Первая указана в росписи, поданной в конце XVI века представителями родов Елизаровых-Гусевых и Бирдюкиных-Зайцевых , при этом в качестве родичей указаны Сорокоумовы-Глебовы :

  • Роман , второй сын Редеди
    • Юрий
      • Яков Сорока
        • Михаил
        • Кузьма
        • Никифор
      • Глеб
        • Василий
        • Кузьма
        • Илья
        • Иван
        • Василий Меньшой
    • Иван
      • Иван Домотко (Домоткан)
        • Константин Добрынский , родоначальник Добрынских
        • Андрей Одинец
          • Александр Белеут , родоначальник Белеутовы

Другая версия происхождения Сорокоумовых по мнению Н. П. Лихачёва , является более древней и, возможно, восходит к росписи, которую Сорокоумовы подали в середине XVI века при составлении Государева родословца :

  • Сююндюк , внук Редеди, в крещении Иван Черменка
    • Яков
      • Михаил Сорокоум
        • Глеб
          • Василий
          • Кузьма
            • Андрей Дурной
            • Борис Крюк
            • Михаил Кашкар
            • Василий
          • Иван
          • Илья
          • Василий Меньшой

В этой росписи хотя и есть упоминание о происхождении от Редеди, но изменены прозвища и смещены некоторые поколения; кроме того, в ней не указаны Добрынские и Белеутовы. Версия этой росписи без трёх первых колен была использована в Бархатной книге . В ряде частных ролословцах использовалась версия Бархатной книги, в некоторых — версия Добрынских, однако Яков Сорока показан сыном Михаила Сорокоума .

С. Б. Веселовский объясняет сбивчивость родословия поздним попаданием в среду московской боярской знати. Когда в середине XVI века составлялся Государев родословец, род уже достаточно давно разделился, каждая ветвь подавала росписи отдельно. Так, из потомков Константина Добрынского Елизаровы-Гусевы , Викентьевы и Хабаровы подали достаточно полные и достоверные родословные, а Зайцевы, представители которых не занимали высокого положения, подали неполную и не очень достоверную роспись, в которой присутствовало слишком большое количество колен. При этом в древнейшей росписи, напечатанной в Типографской летописи , среди сыновей Константина Добрынского Дмитрий Заец, родоначальник Зайцевых, отсутствует. По предположению Веселовского, Зайцевы подавали свою роспись в XVI веке отдельно и «приписались» к роду Добрынских с позволения других ветвей рода. Белеутовы подали достаточно достоверную роспись, однако у них с Добрынскими, судя по всему, не было согласия по поводу общего родоначальника, поэтому в ряде родословных они показаны отдельными родами. В родословной сильно размножившегося рода Сорокоумовых достаточно много пробелов, более-менее достоверным она становится только с Глеба, а информация о коленах, предшествовавших ему, перепутана .

История

Точно не установлено, когда представители рода оказались на службе у московских князей. С. Б. Веселовский считает, что Редегины были старорусским родом, однако его представители не входили в состав верхов московского боярства. В XIV—XV веках род сильно разросся, а его ветви имели владения во многих частях Московского великого княжества. У Одинцовых-Белеутовых самые старые вотчины располагались в Московском, Волоколамском, Дмитровском и Звенигородском уездах, а также, возможно, в Ростове. У Сорокоумовых самые старые и значительные владения находились в Московском уезде около Серпухова, а также в Дмитрове, Рузе и Волоколамске. Владения Добрынских находились на востоке Московского княжества .

Первой, вероятно ещё в XIII веке, от общего рода отделились Сорокоумовы-Глебовы. Данная ветвь в XV—XVI веках разделилась на множество линий, усвоивших различные родовые прозвания. Позже разделились Добрынские и Белеутовы. Белеутовы сохранили своё общее прозвание, добавляя к нему разные прозвища, а Добрынские разделились на несколько родов .

В источниках информация о службе Редегиных московским князьям появляется достаточно поздно. Вероятно они находились на службе и в XIV веке, занимая различные места. Возможно, они служили удельным князьям. Только во второй половине XIV века представители рода оказываются среди московской боярской знати. Во время правления Дмитрия Донского боярином был , при Василии I Дмитриевиче на его службе оказываются сыновья . Сорокоумовы в среде московской боярской знати оказались ещё позже — при Василии II Тёмном , причём большинство высоких чинов не достигали .

Ветви рода

Примечания

  1. Веселовский С. Б . Род Редегин (Редеди) // Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — С. 287—292.
  2. // ПСРЛ . — Т. 1, вып. 1. — Стб. 146—147.
  3. Зимин А. А . Формирование боярской аристократии в России. — С. 214—223.
  4. Н. Новиков. Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих (Бархатная книга). В 2-х частях. Часть II. Тип: Университетская тип.  1787 г. Глава 32. Род Остафьевых стр. 194-196.

Литература

Источник —

Same as Редегины