Нарциссический опросник личности
- 1 year ago
- 0
- 0
Опро́сник Марсе́ля Пру́ста ( фр. Questionnaire de Proust ) — анкета знаменитого французского писателя Марселя Пруста , своими ответами прославившего такого рода опросники. В дальнейшем «опросником Пруста» стали называть любой набор подобных вопросов, хотя к самому Прусту они не имели уже никакого отношения. Анкеты появились ещё до рождения писателя, были популярны во всей Европе и в других странах мира. В различных формах подобное анкетирование сохранилось до наших дней и применяется, в частности, на телевидении, в других средствах массовой информации и интернете.
В конце XIX века , когда Пруст был ещё подростком, он заполнил анкету, называвшуюся «Альбом для записи мыслей, чувств и т. д.», которая принадлежала его подруге Антуанетте, дочери будущего французского президента Феликса Фора . В то время подобные анкеты, показывавшие вкусы, черты характера, стремления и убеждения заполнявших их людей, были модны и распространены в английских салонах.
Модная салонная традиция, зародившаяся в образованном обществе викторианской эпохи , была известна под названием « альбом признаний», на каждой странице которого располагался ряд вопросов. Владелица альбома давала его своим друзьям и знакомым, собирая их ответы и высказывания на память. Это увлечение охватило всю Европу и долго не выходило из моды . Из подобного рода опросников составлялись альбомы или книжки с «исповедями» и «признаниями», содержащие довольно стандартный список вопросов, к ответам на которые прилагались фотографии и портреты отвечающих, автографы, а также стихи, пожелания и т. д., что во многом сближает анкеты с ранее особо популярными в эпоху сентиментализма и романтизма альбомами, которые также составлялись из «чужих слов» (текстов) .
Свидетельством популярности таких занятий могут служить слова Франциски Кугельман, близкой к семье Карла Маркса : «Во время своего пребывания в Ганновере Женни подарила моей матери так называемую книгу-исповедь: такие книги появились тогда в Англии, а затем и в Германии под названием „Познай самого себя“» . Это увлечение распространилось и приняло различные формы, хозяйки таких сборников рассылали анкеты по почте с просьбой заполнить вопросники, кроме того, позже ответы известных людей стали публиковать.
Пруст заполнял анкету несколько раз в своей жизни, и всегда с энтузиазмом. До наших дней дошли две анкеты, заполненные Марселем Прустом. Первая, датируемая 1886 годом, была заполнена писателем в 13 или 14 лет; вторая, датируемая 1891 или 1892 годом, — в 19 или 20 лет. В 1924 году была найдена рукопись с его ответами, датируемая 1890 годом. 27 мая 2003 года она была продана на аукционе за € 102 000 . Альбом с этой анкетой обнаружил среди личных вещей Антуанетты Фор её сын, психоаналитик Андре Берж. Он опубликовал страницу с ответами Пруста во французском литературном журнале « Les Cahiers du Mois ». В своей статье под названием «О счастливой находке» Берж утверждал, что текст ответов Пруста необходимо подвергнуть психоанализу. Так, он отметил, что на вопрос «представление о несчастье» Пруст ответил: «Быть вдали от матери», затем зачеркнул часть фразы, заменив её на «быть разлучённым с матерью» .
Существует биографическое истолкование неординарных ответов Пруста, которое основывается на фактах из его детства, сложных взаимоотношениях с друзьями и товарищами по учёбе, связанных с их неспособностью оценить эмоциональные особенности и характер будущего писателя, и, возможно, его гомосексуальными наклонностями, которые он вынужден был скрывать. Так, литературовед Субботина Г. А. отмечала, что в поведении Пруста в период взросления за внешней мягкостью скрывалось стремление контролировать своих близких и манипулировать ими, а «двойственная, манипулятивная природа дружеских привязанностей Пруста видна и в ответах на анкету, которую будущий писатель заполнил в возрасте двадцати лет». Биограф писателя по этому поводу писала:
Главной чертой своей личности он называет „необходимость быть любимым и, точнее, необходимость, чтобы его ласкали и баловали больше, чем восхищались“. В своих друзьях он ценит способность быть нежным с ним, но только в случае, если они достаточно изысканны, „чтобы нежность имела ценность“. Занятие, которому он отдаёт предпочтение, — „любить“. Достоинства, которыми он хотел бы обладать, — это „воля и способность соблазнять“». — Г. А. Субботина. Марсель Пруст
Вторая анкета Пруста была опубликована значительно раньше первой в журнале « La Revue Illustrée » в 1890-х, то есть ещё при жизни Пруста, но до того, как к нему пришло литературное признание.
Сам Марсель Пруст не составлял опросник, анкеты появились ещё до его рождения, однако именно его ответы были признаны наиболее оригинальными, и такие анкеты вошли в историю именно под именем Пруста .
Датируется 4 сентября 1887 года и состоит из 24 вопросов.
Анкета № 1 | Ответы 16-летнего Марселя Пруста |
---|---|
Какие добродетели Вы цените больше всего? | Те, которые не ограничены принадлежностью к какой-либо секте , то есть общечеловеческие . |
Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине? | Ум, чувство морали . |
Качества, которые Вы больше всего цените в женщине? | Нежность, естественность , ум . |
Ваше любимое занятие? | Читать, мечтать, заниматься поэзией , историей , посещать театр . |
Ваша главная черта? | ---- |
Ваша идея о счастье ? | Жить с людьми, которых я люблю, в окружении красивой природы, среди множества книг и музыки, и неподалёку от французского театра. |
Ваша идея о несчастье? | Быть в разлуке с мамой. |
Ваш любимый цвет и цветок? | Я люблю все цвета, а по поводу цветов — я не знаю. |
Если не собой, то кем Вам хотелось бы быть? | Поскольку этот вопрос неактуален, я бы предпочёл не отвечать на него. В то же самое время, я не отказался бы быть Плинием Младшим . |
Где Вам хотелось бы жить? | В стране идеала или, точнее, моего идеала. |
Ваши любимые писатели? | Жорж Санд , Огюстен Тьерри . |
Ваши любимые поэты? | Мюссе . |
Ваши любимые художники и композиторы? | Мейсонье , Моцарт , Гуно . |
К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? | К частной жизни гениев. |
Каковы Ваши любимые литературные персонажи? | Те из романов и лирики, которые скорее выражают идеал, чем служат примером для подражания. |
Ваши любимые герои в реальной жизни? | Нечто среднее между Сократом , Периклом , Магометом , Мюссе, Плинием Младшим и Огюстеном Тьерри. |
Ваши любимые героини в реальной жизни? | Гениальная женщина, ведущая обыкновенный образ жизни. |
Ваши любимые литературные женские персонажи? | Те, которые являются более, чем женщинами, однако не утратившие своей женственности: нежные, поэтичные, чистые и во всех отношениях прекрасные. |
Ваше любимое блюдо, напиток? | ---- |
Ваши любимые имена? | ---- |
К чему Вы испытываете отвращение? | К людям, которые не чувствуют, что есть добро , которые пренебрегают счастьем любви. |
Какие исторические личности вызывают Вашу наибольшую антипатию ? | ---- |
Ваше состояние духа в настоящий момент? | ---- |
Ваше любимое изречение? | Любимое изречение — то, которое нельзя резюмировать (или пересказать вкратце), поскольку его наиболее простое выражение представляет собой всё, что есть самого лучшего, красивого и великого в природе. |
Датируется приблизительно 1890 годом или немного позднее и состоит из 31 вопроса.
Анкета № 2 | Ответы 19-летнего Марселя Пруста |
---|---|
Ваша самая характерная черта? | Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения. |
Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине? | Женственное обаяние . |
Качества, которые Вы больше всего цените в женщине? | Добродетели мужчины и искренность в дружбе . |
Что вы больше всего цените в Ваших друзьях? | Нежность по отношению ко мне, при том, что их личности настолько утончённы, что их нежностью стоит дорожить. |
Что является Вашим главным недостатком? | Неумение, неспособность «желать». |
Какое Ваше любимое занятие? | Любить. |
Какова Ваша мечта о счастье? | Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами. |
Что Вы считаете самым большим несчастьем? | Никогда не знать мою маму или бабушку. |
Каким Вы хотели бы быть? | Самим собой — таким, каким меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь. |
В какой стране Вам хотелось бы жить? | В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным . |
Ваш любимый цвет? | Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии. |
Ваш любимый цветок? | Любимый цветок любимого человека, а затем — все остальные. |
Ваша любимая птица? | Ласточка . |
Ваши любимые писатели? | Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти . |
Ваши любимые поэты? | Бодлер и Альфред де Виньи . |
Любимый литературный герой? | Гамлет . |
Любимые литературные героини? |
|
Любимые композиторы? | Бетховен , Вагнер , Шуман . |
Любимые художники? | Леонардо да Винчи , Рембрандт . |
Любимые герои в реальной жизни? | Месье Дарлю, месье Бутру . |
Любимая героиня в истории? | Клеопатра . |
Любимые имена? | В каждый данный момент у меня только одно любимое имя. |
Что вы больше всего ненавидите? | То дурное, что есть во мне. |
Исторические персонажи, которых Вы презираете? | У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос. |
Какой момент в военной истории Вы цените больше всего? | Когда я записался в добровольцы! |
Реформа, которую вы цените особенно высоко? | ---- |
Способность, которой вам хотелось бы обладать? | Сила воли и умение очаровывать. |
Как Вы хотели бы умереть? | Став лучше, чем я теперь, и любимым. |
Ваше состояние духа в настоящий момент? | Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы. |
К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? | К тем, которые мне понятны . |
Ваш девиз? | Я предпочитаю его не раскрывать, чтобы он не принёс мне несчастья. |
На вопросы подобных анкет отвечали многие знаменитости: Оскар Уайльд (в альбоме «Ментальные фотографии. Альбом для признаний о вкусах, привычках и убеждениях»), Артур Конан Дойл , Стефан Малларме , Поль Сезанн и др. Однако наибольшую известность получили именно ответы Пруста, которые оказали в дальнейшем столь масштабное влияние, что, как считается, «со временем они стали самым популярным образцом личностного опросника в истории» .
По совету Андре Моруа французский литературовед и критик Леонс Пейар (фр. Léonce Peillard ) обратился с просьбой ответить на опросник Пруста известных французских писателей XX века. Несколько человек отказались: «кто-то счёл это „недопустимым душевным стриптизом“, кто-то — глупой светской забавой». Но многие согласились и ответили если и не на все, то на часть вопросов, подобных тем, какие были заданы Прусту. Пейар начал составлять этот своеобразный «альбом» в 1952 году, а в 1969 году он издал его под названием «Сто французских писателей отвечают на „Анкету Пруста“» .
В 1975 году ведущий французского телевизионного ток-шоу Бернар Пиво использовал модифицированный вариант анкеты в заключительной части своей программы «Апострофы» (фр. Apostrophes ). Передача была широко известна во Франции, и её аудитория в период наибольшей популярности составляла порядка 6,4 миллиона зрителей, а каждый её выпуск завершался опросом. Свою версию анкеты телеведущий представлял в эфире как дань уважения Прусту, однако его список из десяти вопросов, в том числе «ваше любимое ругательство» и «если бы Бог существовал, что бы вы хотели от него услышать при встрече в загробном мире», не соответствовал тем вопросам, на которые отвечал писатель. Джеймс Липтон (англ. James Lipton ), американский журналист-интервьюер и телеведущий цикла передач под общим названием «В студии актёрского мастерства» (англ. Inside the Actors Studio ), увидев в 1980-х годах французскую передачу с этим опросником, оценил по достоинству этот приём и решил применить его и в США. В автобиографии 2007 года он отметил, что опросник Пиво — это « тест Роршаха в устной форме, который расскажет зрителю о респонденте больше, чем часовой опрос». Липтон применил эту идею для своего шоу, которое начали транслировать по американскому кабельному каналу «Bravo» начиная с 1994 года. Французскую программу «Апострофы» сняли с эфира в 1989 году, но Пиво вернулся к своему опроснику в своей следующей передаче «Культурный бульон» («Культурная кухня») (фр. Bouillon de Culture ) на телеканале Antenne 2, где вновь воспроизвёл этот формат, а в финальном выпуске в 2001 году Пиво и Липтон согласились сами впервые ответить на вопросы анкеты, выступив в этом качестве вместе . В разное время в программах Пиво участвовали Александр Солженицын , Владимир Набоков , Жорж Сименон , Чарльз Буковски , Умберто Эко и другие. Последний, на знаменитый вопрос Пиво: «Если бог существует, что бы вы хотели от него услышать после вашей смерти?» ответил: «Господин Эко, почему вы так часто обо мне говорите на телевидении? Оставьте меня уже в покое навсегда!»
В 1993 году американский журнал « Vanity Fair » на последней странице своих номеров начал публиковать ответы известных людей на «анкету Пруста», а в 2009 году опубликовал наиболее примечательные ответы в виде книги .
По мнению американского критика Эвана Кэйндли, неослабевающий интерес к подобного рода опросникам заключается в его престижности и по сути дела означает широкое признание заслуг анкетируемого. Он отмечал, что уже само предложение принять участие в подобном анкетировании подаётся как честь и представляет собой своего рода знак, свидетельствующий о том, что достижения творческого человека получили признание и выходят за пределы однообразного рекламного цикла :
Он приглашён не для того, чтобы выплюнуть какой-то товар — аудитория заинтересована именно в нём. Если в типичном журналистском интервью нужно выявить особые черты гостя, то опросник Пруста — неизменный ритуал, который добавляет определенный престиж, представляя вкусы, взгляды, предпочтения звёзд во всей философской, вневременной притягательности. Философ ты или актёр ситкомов , твоя ценность подтверждается самим фактом, что тебе вообще задают эти вопросы. — Эван Кэйндли. Опросник Пруста: от литературной безделицы к престижной личностной анкете
Польский писатель Марек Бенчик, указывая на английское происхождение опросника, писал, что это: «Собрание самых знаменитых в мире вопросов (кроме таковых о происхождении зла, о том, откуда и куда мы идём, о возможности существования иных форм жизни в космосе), подобно самолёту „ Конкорд “, является продуктом совместного франко-английского производства» . По мнению Бенчика, после смерти Пруста «имя писателя прилипло к милым вопросам, которых он сам, скорее всего, никому бы задавать не стал»: «К примеру, Джойсу во время знаменитого, организованного Сиднеем Шиффом, ужина Пруст задал только один вопрос: „Вы знаете герцога Монфокона?“» .
Сам Пруст отрицательно относился к привлечению фактов биографии творческих личностей для понимания и истолкования их художественных произведений, о чём он писал в своём неоконченном сборнике эссе «Против Сент-Бёва», первое издание которого вышло только в 1954 году. Как указывал в предисловии к русскому изданию работы Пруста литературовед А. Д. Михайлов, Сент-Бёв прочно ассоциируется с так называемым « », а сам этот французский критик стал во многом создателем и по крайней мере наиболее значительным представителем этого метода: «Почти все особенности творчества того или иного писателя он истолковывал, исходя из тщательно собранных и детально изученных фактов его биографии, понимая последнее достаточно широко…» Противоположной точки зрения придерживался Пруст: по его мнению, жизнь творческого человека разительно отличается от «деятельности других людей и иной деятельности самого писателя», а в своём полемическом эссе едко заметил: «Кажется, за всю свою жизнь Сент-Бёв так никогда и не понял, в чём суть литературы. Он ставил её на одну доску с беседой» .
Г. А. Субботина находит отражение этих взглядов уже в юношеской анкете будущего писателя. Так, по её мнению, особенно удивляет зрелость ответа на вопрос о том, какие недостатки он готов простить окружающим, а в самом ответе он даёт «концентрированное выражение всего своего дальнейшего творчества»:
Пруст объявляет, что он готов примириться с „частной жизнью гениев“. В этой фразе ясно прослеживается основная идея критического этюда „Против Сент-Бёва“: в нём писатель рассуждает о том, что повседневная жизнь одаренных людей не имеет ничего общего с их творениями, а потому недостатки писателя, проявляющиеся в повседневности, не должны влиять на оценку достоинств их произведений. Таким образом, обнаруживается, что Пруст начал размышлять над одной из главных для его философских построений проблем ещё в совсем юном возрасте. — Г. А. Субботина. Марсель Пруст
Как замечает Эван Кэйндли, в настоящее время можно уверенно сказать, что «парадигма Сент-Бёва одержала победу, если не в среде критиков, то по крайней мере в культуре в целом». По его мнению, люди склонны оценивать друг друга, основываясь на конкретных симпатиях и антипатиях, в настоящее время распространены «бесконечные онлайн-тесты и опросы ради того, чтобы показать себя своим друзьям и подписчикам». Кроме того, в наши дни в сфере искусства и культуры очень ограниченное количество людей могут отделять свою частную жизнь, привычки и убеждения от работы, поэтому и возобладала такая точка зрения: «Частная жизнь гениев это не порок, к которому нужно относиться со снисхождением, как полагал молодой Пруст, а источник, который нужно разрабатывать и подготавливать для общественного потребления» .
Марек Бенчик также отмечает, что в настоящее время при ответах на опросник Пруста «выгоднее не резать правду-матку, а произвести яркое впечатление» и приводит подобные характерные примеры, которые издатель сборника «Vanity Fair» выделяет для читателя как наиболее яркие ответы опрашиваемых знаменитостей :
„Самое разрекламированное достоинство: 60 сантиметров в талии“ ( Лорен Бэколл , легенда Голливуда). „Самое экстравагантное во мне: моя карта Visa “ ( Тони Беннетт , эстрадный певец). „Любимое путешествие: последняя миля до дома“ ( Джонни Кэш , исполнитель музыки кантри) или „Отсюда до холодильника с пивом” ( Пол Ньюмен )“. „В друзьях более всего ценю зарядное устройство для аккумулятора и буксирный трос“ ( Том Уэйтс , музыкант). „Мой девиз: Крепость не сдавать, я иду!“ — это в школьном возрасте, а теперь: „Да пошли вы…“ ( Майк Уоллес , тележурналист). „Когда и где я была счастлива: между двумя замужествами“ ( Хеди Ламарр , кинозвезда, изобретатель). „Что меня больше всего пугает: пересчёт километров в мили“ ( Дэвид Боуи , рок-музыкант). — Марек Бенчек. Анкета Пруста. Полцарства за красное словцо
Различные свидетельства бытования подобных анкет можно найти также в российской и советской истории. Так, поэтесса И. В. Одоевцева , любимая ученица Н. С. Гумилёва , в своих мемуарах вспоминала, что он, рассказывая ей о своих детских и юношеских годах, упоминал о том, что и сам заполнял один из вариантов такой анкеты. По его словам, в молодости он «был ужасным эстетом и снобом» и в таком духе ответил на вопросы анкеты :
Я в те дни был влюблён в хорошенькую гимназистку Таню. У неё, как у многих девочек тогда, был „заветный альбом с опросными листами“. В нём подруги и поклонники отвечали на вопросы: „Какой ваш любимый цветок и дерево? Какое ваше любимое блюдо? Какой ваш любимый писатель?“ Гимназистки писали — роза или фиалка. Дерево — берёза или липа. Блюдо — мороженое или рябчик. Писатель — Чарская .
Гимназисты предпочитали из деревьев дуб или ель, из блюд — индюшку, гуся и борщ, из писателей — Майн Рида , Вальтер Скотта и Жюль Верна . Когда очередь дошла до меня, я написал не задумываясь: „Цветок — орхидея . Дерево — баобаб . Писатель — Оскар Уайльд . Блюдо — канандер “. Эффект получился полный. Даже больший, чем я ждал. Все стушевались передо мною. Я почувствовал, что у меня больше нет соперников, что Таня отдала мне своё сердце. — И. В. Одоевцева. На берегах Невы: Литературные мемуары.
По мнению исследователей, в русской и советской школьной и девичьей среде жанр анкеты получает распространение не позже 1930-х годов и является популярным до сих пор. Существование традиций заполнения личных анкет отражено в повести Льва Кассиля « Великое противостояние » (1939—1947), представляющей картины предвоенной школьной жизни конца 1930-х — начала 1940-х годов. В этой книге школьницу Симу Крупицыну побуждают заполнить вопросник её друзья :
На столике перед диваном лежала толстая тетрадь. Все окружили столик, подталкивая меня:
— Пусть и Крупицына напишет!
Я взяла тетрадь. На первой странице её было крупно выведено: „Прошу писать откровенно“.
Я уже слышала, что в школе в старших классах ребята завели такой вопросник. Там наставили разные вопросы о нашей жизни, настроении, о дружбе, о любви, и каждый должен был писать тогда всё начистоту и без утайки. И наши девчонки, видно, собезьянничали у старших. — Л. А. Кассиль. Великое противостояние
В повести приводятся некоторые вопросы анкеты, среди которых были следующие: «Когда вам бывает скучно?», «Кого или чего вы больше всего боитесь?», «Мстительны вы или нет?», «Можете ли вы пожертвовать собой?», а также варианты ответов :
Тетрадка спрашивала и о том, кого я больше всего люблю на свете, и о том, что мне нравится во владельце тетрадки, то есть в Тате, — эта страница целиком была заполнена всякими похвалами Тате: ум, красота, глаза, волосы, весёлый нрав, хороший характер. Потом надо было ещё написать, каков у меня характер (отвратительный!), что лучше — откровенность или скрытность (скрытность), чем увлекаюсь (ещё не знаю), с кем я хочу дружить (с Татой), есть ли у меня враги (Ого! А Ромка?..), кто моя симпатия (нет ещё), довольна ли я жизнью (своей — не совсем) и о чём я мечтаю (совершить какой-нибудь подвиг для людей и купить пуховый берет, как у Таты). — Л. А. Кассиль. Великое противостояние
Культуролог Архипова А. С. в своей работе «Карл Маркс и советская школьница: о происхождении жанра „школьной анкеты“» проследила историю возникновения распространённого со времён хрущёвской оттепели обычая школьниц (в возрасте 12—16 лет) заполнять анкеты с определённым набором вопросов. Архипова прослеживает генезис этого фольклорного жанра — от «Исповеди» Маркса, впервые опубликованной в СССР в 1956 году, через «рецепцию и адаптацию вопросов-ответов „Исповеди“ массовой советской литературой и кино и внедрение практики ответов на вопросы (из „Исповеди“ Маркса) в рамках школьных кружков или „Марксовских чтений“ к появлению и стремительному распространению анкет среди школьников — анкет с модифицированным набором вопросом и без сохранения памяти о претексте» .
По мнению Архиповой, до пятидесятых годов такого типа анкеты в СССР практически отсутствовали, в связи с отрицательным к ним отношением со стороны партийных идеологов и функционеров как к буржуазному и пошлому пережитку (по крайней мере, она не находит письменных подтверждений их бытования: «отсутствие материала наводит на мысль, что, скорее, её не было — пока не доказано обратное») . Распространение опросников она объясняет официальной кампанией, связанной с основателями марксизма и начавшейся программой «очеловечивание» вождей, в результате чего возникла устойчивая «письменная форма фольклора». Так, в 1956 году выходит книга «Воспоминания о Марксе и Энгельсе», где в статье Франциски Кугельман упоминается анкета Маркса и приводится текст анкеты с вопросами и его ответами на них. В 1961 году в журнале « Юность » публикуется статья с названием «Признания», где приводятся и сама анкета (со ссылкой на альбом Женни Маркс), и ответы на неё Маркса, его жены, его трёх дочерей, Фридриха Энгельса и других его соратников и друзей . В 1963 году выходит новое собрание сочинений Маркса и Энгельса, и в 31-м томе, с не совсем точной пометкой «первая публикация», воспроизведена анкета Маркса под названием «Исповедь Карла Маркса» . В том же издании были напечатаны ответы Энгельса, данные им в шутливом тоне на вопросы Женни Маркс. Так, на вопрос о несчастье он ответил — «визит к зубному врачу», а на вопрос о счастье — « Шато-Марго 1848 г.» В 32-м томе собрания сочинений Маркса и Энгельса анкета последнего под названием «Исповедь» была опубликована по рукописному тексту, сохранившемуся в альбоме Женни Маркс . По мнению Архиповой, анкета Маркса «была легитимирована сразу на трёх уровнях: идеологическом (публикация в собрании сочинений), социальном (воспоминания Ф. Кугельман) и массовом молодёжном (публикация в „Юности“). Эти публикации и породили большое количество переработок в беллетристической и методической литературе о Марксе для школьников в 1960-х годах», а эпизод с заполнением Марксом анкеты встречается практически во всех изданиях для школьников тех лет .
В 1958 году выходит фильм « Дорогой мой человек », где в начале присутствует сцена, которая иллюстрирует момент выбора дальнейшего жизненного пути главными героями фильма и в которой молодые люди — Володя Устименко и Варвара Степанова — лежат на крыше и обсуждают анкету Маркса, из которой в ленте фигурируют четыре вопроса: «Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение?», «Ваша отличительная черта?», «Ваше представление о счастье?» и «Что Вы больше всего цените в женщинах?»
В дальнейшем анкеты, по инициативе сверху, копировались и раздавались для того, чтобы школьники сами их заполняли, а потом и обсуждали. Апогея эта кампания достигла в 1968 году в связи со 150-летним юбилеем со дня рождения основателя марксизма, в ходе проведения так называемых «Марксовых чтений» . На эту тему стала выпускаться различная методическая литература, в которой можно было прочесть: «Интерес старшеклассников к Марксу и Энгельсу тесно сплетается с интересом к самим себе, с открытием „я“. Не случайно в школьной практике закрепилась известная анкета „Исповедь“, на вопросы которой отвечал в своё время по просьбе дочерей Карл Маркс. Часто бывает, что именно она даёт „первотолчок“ личностному осмыслению темы» . С конца 1960-х годов появляется много уже довольно самостоятельных анкет, в них сначала упоминаются те же вопросы, что и в анкете Карла Маркса, но постепенно фольклорная традиция отходит от них: «Они почти перестают касаться философских, абстрактных тем, становятся максимально конкретными». В конце концов все эти факторы привели к созданию фольклорной девичьей рукописной анкеты, некоторые следы бытования которой прослеживаются практически до современных дней .
В июне 1970 года В. С. Высоцкий ответил на вопросы анкеты из 56 вопросов артиста А. С. Меньшикова . На вопросы этой анкеты также ответили Валерий Золотухин , Вениамин Смехов , Леонид Филатов , Борис Хмельницкий и другие актёры Театра на Таганке .
В. А. Базанов полагает, что основная функция подобного рода анкет — коммуникативная, а развлекательная, эстетическая и когнитивная, по его мнению, «имеют подчинительный характер по отношению к коммуникативной. Кроме того, анкета является „инструментом“ малой социализации, средством проникновения в социальную структуру… подросткового коллектива (не только для хозяина анкеты, но и для респондентов)» . По мнению С. Б. Борисова, эти функции следует также дополнить любовно-коммуникативным контекстом, так как анкеты-вопросники фактически являются «устойчивым жанром девичьей рукописной культуры, реализующей функцию любовной коммуникации и гендерной социализации в формах легитимных для данного пола (девочки) и возраста (10—13 лет)» .
В конце каждой телевизионной программы «Познер» ведущий программы Владимир Познер задаёт приглашённому несколько вопросов из опросника Пруста. Он также дополняет эту анкету своими вопросами, как, например: «Представ перед Богом, что вы ему скажете?» или «Если б Вы могли пообщаться с любым из когда-либо живших людей, это был бы кто?». В своей книге «Познер о „Познере“» ведущий даёт краткую справку о возникновении и традициях подобного рода анкет, приводит ответы Пруста и свои собственные .
В казахстанском глянцевом журнале Teens and People есть рубрика «The Person», в которой главный редактор Александр Гребенников использует вопросы из опросника Пруста и задаёт их интересным, по мнению редакции, гостям. Оканчивается рубрика вопросом гостю о пожеланиях читателям.