Памятник Дзержинскому (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пáмятник Максимилиáну Робеспьéру — одна из ранних работ ленинского плана монументальной пропаганды , первая крупная работа скульптора Беатрисы Сандомирской . Располагался у Итальянского грота в Александровском саду . Был открыт к первой годовщине Октябрьской революции – 3 ноября 1918 года , разрушился уже через несколько дней – в ночь на 7 ноября .
12 апреля 1918 года первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин выпустил декрет « » для расширения сферы влияния советской идеологии . В документе предписывалось уничтожить памятники царского режима и заменить их на монументы, посвящённые революционным деятелям и Октябрьской революции . Первой такой скульптурой стал открытый 22 сентября памятник писателю Александру Радищеву работы Леонида Шервуда , установленный у Зимнего дворца в Петрограде .
Согласно плану монументальной пропаганды, к первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года предполагалось соорудить 12 новых памятников. В их число вошёл монумент французскому революционеру Максимилиану Робеспьеру . Проект скульптуры заказали студентке Московского училища живописи, ваяния и зодчества Беатрисе Сандомирской. Установить монумент было решено у грота в Александровском саду . Памятник создавался в короткие сроки, для его строительства использовался недолговечный бетон .
Торжественное открытие скульптуры состоялось 3 ноября 1918 года. Как сообщалось в газете «Коммунар», памятник привлёк внимание публики, а люди толпились у него до позднего вечера . Газета « Правда » описывала открытие следующим образом:
Стройными рядами заполняют красноармейские полки Александровский сад. Пьедестал памятника обвит гирляндами живых цветов. Величественное, прекрасное зрелище. Торжественная тишина. Памятник окружён стягами и знамёнами. Музыка играет «Марсельезу». Падает покрывало. К подножию кладут венки хризантем .
На церемонии также присутствовал представитель французских коммунистов Жак Садуль , его речь переводила нарком государственного призрения Александра Коллонтай :
Старая религия учила народ подчиняться и обещала рай на небе. Новая религия коммунизма учит строить рай на земле. Буржуазия всячески старалась унизить истинное значение Французской революции и оклеветать Максимилиана Робеспьера, этого честного и преданного революционера, так же как клевещет сейчас на наших вождей. Советская Россия ставит памятник Робеспьеру, в то время как во Франции памятника «Неподкупному» нет .
Скульптуру обнаружили разрушенной 7 ноября 1918 года. По сообщению газеты «Северная коммуна», от памятника осталась груда мелких осколков, разбросанных вокруг, а постамент уцелел. В тот же день на место происшествия был поставлен караул .
В ходе расследования было озвучено несколько версий произошедшего. По официальным данным, опубликованным 9 ноября 1918 года в газете «Правда», памятник был взорван злоумышленниками. Эту версию подтверждал корреспондент газеты «Знамя трудовой коммуны» . Выдвигалось также предположение, что скульптуру взорвали гранатой белогвардейцы . По версии газеты « Известия ВЦИК », монумент мог рассыпаться из-за «неправильного расположения центра тяжести всей фигуры памятника, что было замечено ещё при постановке его» . Согласно другому предположению, некачественный бетон пропитался дождевой водой и не выдержал ночных заморозков .
Памятник Робеспьеру — первая крупная работа Беатрисы Сандомирской. Бетонное изваяние, выполненное в духе реализма, изображало революционера в рост, в одежде и парике XVIII века . Произведение не отличалось высоким профессиональным уровнем , ему были присущи черты схематизма и архаизации . Работа выделялась монументальной обобщённостью образа и напряжённостью пластики .
По свидетельству управляющего делами Совнаркома Владимира Бонч-Бруевича , Ленин оставил о монументе положительный отзыв. Он высоко оценил позу, мысль и решительность, с которыми был изображен Робеспьер .