Крещение Святым Духом
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мясная лавка со святым семейством , раздающим милостыню» [ источник не указан 2098 дней ] , или «Мясная лавка» , — аллегорический натюрморт голландского художника Питера Артсена , написанный в 1551 году. Картина сочетает в себе черты бытового жанра и религиозного искусства и, в соответствии с живописной традицией золотого века голландского натюрморта , наполнена глубоким символизмом .
Питер Артсен (1508—1575) считается одним из виднейших представителей Северного Возрождения и, в частности, северного маньеризма , характеризующегося высокой степенью натуралистичности и детализации. Артсен считается одним из первооткрывателей как натюрморта , так и бытовой живописи; особенно примечательно, что на некоторых его картинах, в том числе «Мясной лавке», сочетаются оба эти жанра. В творчестве художника отразилось становление натюрморта, до того не существовавшего в качестве самостоятельного жанра и, как и пейзаж, использовавшегося как фоновое дополнение к картинам, содержащим фигуры . «Мясная лавка» представляет собой характерное для зрелого периода творчества Артсена сочетание натюрморта, занимающего основное пространство картины, и бытовых и религиозных сцен, вынесенных на задний план. Символизм, пронизывающий все планы картины, соединяет их в одно целое и раскрывает смысл картины.
Раннее творчество Питера Артсена было связано с созданием преимущественно религиозных картин и заказных церковных алтарей. Однако с распространением Реформации в Нидерландах начался период иконоборчества и многие творения Артсена были уничтожены. Это заставило художника изменить манеру творчества. В зрелых картинах Артсена всё большее внимание уделено крестьянам и торговцам, красочные детали натюрморта или бытовой сцены занимают передний план, привлекая внимание, в то время как религиозные образы и отсылки намеренно вынесены художником на второй план . Помимо «Мясной лавки», к категории полотен с такой композицией можно отнести картину «Христос в доме Марфы и Марии» .
Весь передний план картины занимает прилавок с разнообразными продуктами, написанными с необычайным реализмом: мясом, ветчиной, салом, колбасами, окороками, копчёной рыбой, свиной и говяжьей головой, маслом, молоком, битой птицей и другими. Задний план картины разделен на две части; в правой мужчина, вероятно, трактирщик, набирает воду из колодца в кувшин (или разбавляет водой вино ), позади него в помещении видна компания людей — двое мужчин и две женщины, обсуждающие что-то за столом.
В левой части виден пейзаж с уходящей вдаль дорогой и едущей процессией, в которой можно узнать святое семейство — Марию с младенцем , едущую на осле и подающую хлеб нищей девочке, и Иосифа , наблюдающего за этим. Эта сцена иллюстрирует новозаветный сюжет о бегстве святого семейства в Египет . Одежда всех изображённых, а также обстановка, предметы быта и здание на заднем плане в левом углу современны автору, что типично для религиозной и исторической живописи XVI века.
Художественный метод, использованный Артсеном, называют «перевёрнутым натюрмортом» — второстепенное, привлекающее внимание зрителя изобилие продуктов вынесено на первый план, в то время как глубокий религиозный сюжет скрывается на заднем плане и занимает несравнимо мало места в общей композиции полотна. В этом, вероятно, скрыт основной посыл картины — сатира художника на современное ему общество, слишком занятое мирской стороной жизни и мало внимания уделяющее истинным христианским ценностям (противопоставление «пищи телесной» и «пищи духовной») .
Помимо этого, картина наполнена сложной символикой:
Картина принадлежит Художественному музею Северной Каролины , но существуют минимум три копии «Мясной лавки», выполненных в мастерской художника, что указывает на её значительную популярность в то время. Копии отличаются от оригинала в незначительных деталях, а также размером: