Шахматисты (картина Бордоне)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахматисты ( Игра в шахматы , англ. The Chess Players , англ. Chess Game ) — картина, приписываемая руке Либерале да Верона ( итал. Liberale da Verona , 1445—1527/29). Является частью панно кассоне на неизвестный литературный сюжет. Находится в коллекции музея Метрополитен в США .
Картина создана около 1475 года (распространённой является датировка между 1467 и 1476 годами). Размер деревянной панели — 34,9 на 41,3 сантиметров. Живописная поверхность — 33,3 на 40,3 сантиметров. Хранится в музее Метрополитен. Инвентарный номер 43.98.8. Поступила из частной коллекции по завещанию Мейтленд Ф. Григгс в 1943 году .
Данная картина и парная ей панель (1986.147) представляют собой фрагменты из живописной росписи кассоне ( итал. cassone ). Третий фрагмент находится в коллекции Бернарда Беренсона в Гарвардском Центре ренессансных исследований во Флоренции . Allen Weller (в 1940 году ) первым отметил, что панель из коллекции Беренсона находилась слева от сцены шахматной игры . Только после идентификации третьего фрагмента росписи кассоне (фрагмента с девушкой, появляющейся в окне дворца) оказалось возможным установить это окончательно. Искусствоведческая экспертиза показала, что все эти три фрагмента являются фрагментами одной горизонтальной панели и образовывали непрерывную сцену, в которой фрагмент из коллекции Беренсона действительно находился между двумя другими .
Повествование панно делится на два последовательно происходящих эпизода, в первом эпизоде действие происходит на лоне природы перед дворцом, второй эпизод происходит в интерьере комнаты этого дворца. В этом эпизоде юноша в сопровождении трёх спутников сидит на камнях перед дворцом. Одетая в изысканное узорное платье девушка с тоской на лице появляется в окне дворца. Юноша протягивает руку к ней с мольбой, в то время как она поднимает правую руку, словно призывая его присоединиться к ней. Следующие два фрагмента кассоне образуют второй эпизод и имеют местом действия интерьер дворца. На фрагменте Беренсона группа молодых людей смотрит, как их друг играет в шахматы с девушкой, которая находится в окружении своих подруг. На втором фрагменте девушка потерпела поражение в партии, она кладет правую руку на руку победителя, кокетливо повернув голову в сторону, её взгляд устремлен вверх и в сторону. Подруги девушки явно расстроены её поражением.
Хотя отдельные элементы подобной истории (юноша у окна и шахматный поединок между двумя влюблёнными) присутствуют в ряде рыцарских романов, все попытки идентифицировать конкретный литературный источник не увенчались успехом. В качестве возможного первоисточника указывался роман о Гуоне Бордосском (фр. Huon de Bordeaux), в котором молодой рыцарь Гуон, представившись менестрелем , выигрывает право провести ночь с дочерью короля, победив её в партии в шахматы . Тем не менее, этот рассказ не содержит эпизод, который соответствует более ранней сцене (девушка появляется у окна и юноша сидит на груде камней перед её дворцом).
Патрисия Саймонс отмечала подчёркнуто эротический характер изображения игры в шахматы на картине. Наличие свидетелей партии, сопереживающих героям — постоянный мотив подобных изображений. Мотив любовника, впервые увидевшего свою любимую у окна также был весьма распространён в средневековой рыцарской литературе. В частности Данте имел видение Беатриче у окна в «Vita Nuova» (Глава XXXV). Предпринимались попытки отождествить панно с эпизодом «Декамерона» Боккаччо . Подобное также происходит в рассказе Энея Сильвия Пикколомини о двух влюбленных, в котором есть подробное описание юноши, имеющее непосредственное отношение к изображению на кассоне: юноша описывается одетым в одежду с золотым шитьём, а его спутники имеют вьющиеся волосы и бледные лица . Светлые волосы особенно ценились в Сиене (там существовала даже практика сознательного обесцвечивания волос на солнце) . Кейт Кристиансен попыталась отождествить сцену игры в шахматы с эпизодом в куртуазном романе «La châtelaine du vergy» (в итальянской версии: «La dama del vergiù»), где рыцарь играет в шахматы с герцогиней в её дворце . Кассоне, очевидно, включает в себя отдельные мотивы из различных рыцарских романов .
Существует версия, что изображение не связано с рыцарскими романами и отражает другую литературную традицию — аллегорических трактатов по шахматной игре, где объяснение отдельных правил чередуется с абстрактными аллегориями на этические темы. В частности, таким источником может быть книга Évrart de Conty «Нравоучительная книга о шахматах любви» (написана около 1405 года , манускрипт, выполненный Робине Тестаром в 1496—1498 годах, хранится в Bibliothèque Nationale de France в Париже ; книга была опубликована в Монреале в 1993 году ) .
Доска нестандартных размеров (8 на 14 клеток), на ней присутствуют только чёрные фигуры. Отсутствует даже белый король, мат которому мог бы показывать победу юноши. Создаётся впечатление, что художник и его заказчик ориентировались на некий литературный источник, где упоминается поединок в шахматы, но сами в шахматы не играли, о правилах представления не имели и наблюдали подобные партии только мимоходом, не вдумываясь в смысл происходящего на доске. Фигуры на доске имеют некоторое сходство с реальными, используемыми в это время.
Первоначально была широко распространена атрибуция этих фрагментов Франческо ди Джорджо , на этом уже в 1928 году настаивала Helen Comstock , она же первой установила соответствие этой панели панели MMA 1986.147, это соответствие в настоящее время является общепринятым. Такая атрибуция была решительно отвергнута Federico Zeri (впервые в 1950 году ), который утверждал, что это работа малоизвестного североитальянского художника и миниатюриста Джироламо да Кремона ( итал. Girolamo da Cremona ). Впоследствии эта точка зрения стала весьма распространённой .
Карло дель Браво (впервые в статье 1960 года ) приписал эти панели Либерале да Верона и отнёс создание панели к 1475 году . Его атрибуцию поддержали и другие специалисты .
Либерале да Верона испытал в своём творчестве влияние и Франческо ди Джорджио (влияние этих художников друг на друга было взаимным, предполагали даже наличие совместных работ двух художников), и Джироламо да Кремона. Xavier F. Salomon и Luke Syson (в 2007 году ) предположили, что кассоне выполнен не самим Либерале, а неизвестным сиенским художником, который испытытал сильное влияние Либерале да Верона, но был более эклектичен, чем этот мастер. Исследование двух фрагментов музея Метрополитен с помощью рефлектограммы показало богатство незамеченного прежде декора, а качество предварительного рисунка полностью соответствует тому, которое можно было бы ожидать от самого Либерале да Верона. Фигуры выписаны с большой уверенностью и есть признаки первоначального декора костюмов, который либо не был перенесен в живопись, либо был утерян впоследствии, но заметен на рентгенограмме.