Interested Article - Женщины-гладиаторы
- 2020-12-31
- 1
Женщины- гладиаторы — тип гладиаторов женского пола, сражавшиеся в Древнем Риме на аренах друг с другом и с дикими животными, подобно своим «коллегам»-мужчинам.
Неизвестно, когда точно зародилось это явление, но наибольшего расцвета, если верить дошедшим литературным источникам, оно достигало в периоды правления императоров Нерона (54—68 годы н. э.) и Домициана (81—96 годы н. э.) .
Женские гладиаторские бои, в отличие от мужских, не так хорошо изучены историками, однако их существование можно считать установленным фактом .
Исторические свидетельства
Среди дошедших до нас свидетельств о существовании женщин-гладиаторов можно выделить юридические источники (памятники законодательства), литературные источники (произведения античных авторов-современников) и артефакты, обнаруженные при раскопках.
Юридические источники
Относительно женщин-гладиаторов в Древнем Риме было принято несколько законодательных актов.
Так, в 11 году н. э. издан senatus consulta ( сенатусконсульт ), запретивший свободнорождённым женщинам до двадцати лет и таким же мужчинам до двадцати пяти лет появляться на сцене или на арене .
В 19 году н. э. принят новый senatus consulta, которым были установлены дополнительные, к объявлению инфамии , наказания для каждого мужчины или женщины из сословий сенаторов или всадников , которые будут участвовать в представлениях на сцене или сражениях на арене; также этим законом (нанесённым на бронзовую таблицу, впоследствии известную как ) запрещалось вербовать в гладиаторы не достигших двадцатилетнего возраста дочерей, внучек и правнучек сенаторов и всадников .
В 200 году н. э. декретом императора Септимия Севера участие женщин в гладиаторских боях было полностью запрещено .
Литературные источники
В « Сатириконе » Петрония рассказывается о некоем Тите, у которого «есть несколько парней, и женщина- эсседария , и Гликонов казначей…» (ХLV) . Эсседарий — это особый тип гладиатора, вооружённый луком и стоящий на колеснице .
« Анналы » Тацита повествуют о событиях 63—64 годов н. э. так: «Этот год также отмечен устройством гладиаторских игр, не уступавших в великолепии предыдущим; но при этом ещё большее число знатных женщин и сенаторов запятнало себя выходом на арену» (15.32.3) .
Дион Кассий в одной из книг «Римской истории» (62.17.3) сообщает о празднике, устроенном императором Нероном в честь его матери. На этом празднике мужчины и женщины участвовали не только в конных состязаниях, но и выступали, с разрешения Сената , в оркестрах, цирке, а также участвовали в травле животных и гладиаторских боях (некоторые — охотно, некоторые — против своей воли) ; в другой книге «Римской истории» Кассий говорит об устроенном в период правления Тита грандиозном сражении с участием гладиаторов и животных, в котором принимали участие и женщины, не занимавшие особого положения в обществе, — как в группах, так и сами по себе (66.25.1.2) .
Светоний , приводя в « Жизни двенадцати цезарей » сведения об эпохе правления Домициана , сообщает среди прочего: «Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины, но и женщины» (8.4.1) .
В «Книге Зрелищ» Марциала содержится и такая эпиграмма (6b):
О поражении льва в обширной долине Немеи,
О Геркулесовом встарь подвиге пела молва.
Пусть замолчит стародавняя быль: такое же чудо,
Цезарь, ты дал совершить ныне и женской руке — .
Женщины-гладиаторы высмеиваются в 6-й сатире Ювенала (250—259):
Ей бы участвовать в играх под трубы на празднике Флоры;
Вместо того не стремится ль она к настоящей арене?
Разве может быть стыд у этакой женщины в шлеме,
Любящей силу, презревшей свой пол? Однако мужчиной
Стать не хотела б она: ведь у нас наслаждения мало.
Вот тебе будет почёт, как затеет жена распродажу:
Перевязь там, султан, наручник, полупоножи
С левой ноги; что за счастье, когда молодая супруга
Свой наколенник продаст, затевая другие сраженья!
Этим же женщинам жарко бывает и в тонкой накидке — .
Стаций в (1.6.51-55) негодует: «Среди этих кликов и небывалых забав слабый и неприспособленный к оружию пол позорит себя, давая сражения, созданные для мужчин» .
Артефакты
Данные археологических раскопок и изучение древних надписей также свидетельствуют, что среди гладиаторов были женщины. В частности, на территории Римской Британии , входившей в состав Римской империи, было обнаружено два захоронения, которые, по мнению археологов, могли принадлежать женщинам-гладиаторам:
- захоронение женщины примерно двадцати лет, умершей в I веке н. э., которое было обнаружено в 1996 году в лондонском районе Саутуарк (об открытии было объявлено в 2000 году). В дальнейшем женщина стала известна как «Женщина с Грейт-Давер-стрит» ( англ. Great Dover Street Woman ). В данном захоронении были обнаружены, в частности, две масляные лампы , на одной из которых имеется изображение павшего гладиатора, на другой — египетского бога Анубиса , ассоциировавшегося с римским богом Меркурием ; последний же, в свою очередь, считался в том числе проводником человеческих душ в царство мёртвых, в силу чего его культ был тесно связан с состязаниями гладиаторов. Некоторые учёные допускают 70-процентную вероятность, что захороненная женщина являлась именно гладиатором ;
- захоронение женщины, обнаруженное в графстве Херефордшир в июле 2010 года. Археологам удалось установить, что при жизни женщина обладала массивным телосложением и сильно развитой мускулатурой. Хотя оружия или иных предметов, ассоциируемых с бытом гладиаторов, в захоронении найдено не было, некоторые исследователи, исходя из места захоронения (за пределами поселения) и других его особенностей, полагают, что женщина могла быть гладиатором .
В Британском музее хранится мраморная плита, датируемая I—II веком н. э., которая была найдена близ турецкого города Бодрум , расположенного на месте античного города Галикарнас . На плите изображены две сражающиеся друг с другом женщины, одетые в обычную и для гладиаторов-мужчин экипировку (но без шлемов), обе вооружены мечами и используют щиты. На плите по-гречески написаны имена участниц поединка — Amazon и Achilia (предполагается, что это не настоящие их имена, а прозвища, использовавшиеся ими при выступлениях в качестве бойцов) .
Кроме того, в Музей искусств и ремёсел Гамбурга была обнаружена бронзовая статуэтка, изображающая обнажённую девушку (на ней только набедренная повязка и повязка на левом колене) с занесённой над головой левой рукой, в которой она держит некий предмет. Сторонники того, что это скульптура женщины-гладиатора, утверждают, что в руке у девушки — сика (фракийский меч), а повязка на колене — отличительный знак гладиаторов; противники этой версии полагают, что фигура является скульптурным изображением спортсменки, а в руке она держит не меч, а стригиль — род скребка, которым в античном мире по причине отсутствия мыла очищали кожу от грязи. Также они указывают на то, что на девушке нет доспехов, тогда как гладиаторы не выступали топлесс и изображались обычно в доспехах .
Другие материальные свидетельства существования женщин-гладиаторов — это несколько надписей античных времён, дошедших до наших дней. Известна, в частности, надпись из Остии , посвящённая местному магистрату по имени Гостилиан (Hostilianus), которую можно прочитать так: «Гостилиан был первым, при котором город открыл для себя женские бои» (в оригинале: QUI PRIMUS OM[NI]UM AB URBE CONDITA LUDUS CUM [--] OR ET MULIERES [A]D FERRUM DEDIT ); исследователи отмечают, что, поскольку надпись датируется III веком н. э., то, по-видимому, декрет 200 года о запрете участия женщин в боях на практике не всегда соблюдался .
В Ланкастере был обнаружен керамический осколок (возможно, часть какого-то украшения), содержащий латинскую надпись VERECVNDA LVDIA LVCIUS GLADIATOR , один из возможных переводов которой указывает, что данный предмет принадлежал женщине-гладиатору (другой вариант перевода — танцовщице) по имени Верекунда .
В надписи, найденной в одной из римских школ гладиаторов, упомянута некая Валерия Иукунда (Valeria Iucunda), судя по всему, ученица данной школы, прожившая 17 лет и 9 месяцев .
Жизнь женщин-гладиаторов
О повседневной жизни женщин-гладиаторов известно мало, поэтому исследователи вопроса делают два предположения:
- поскольку женщины участвовали в гладиаторских боях и одевались при этом как мужчины, что видно из барельефа, хранящегося в Британском музее, то на арене они следовали тем же правилам, что и гладиаторы мужского пола;
- поскольку женщины-гладиаторы на арене следовали тем же правилам, что и их коллеги-мужчины, то и в повседневной жизни они должны были пытаться вести такой же образ жизни, что должно было выглядеть как вызов принятым в обществе нормам .
Гладиаторами становились не только рабыни или простолюдинки, но и женщины из знатных семейств: если первые делали это преимущественно по нужде или принуждению, то вторые стремились самоутвердиться, продемонстрировать свою силу и независимость, прославиться, хотя с точки зрения господствовавшей в то время морали это расценивалось как позор для женщины . Кроме того, принимать участие в подобных боях со временем стало просто модно .
Отмечается, что «женщин-гладиаторов было немного, и чаще всего они выступали в качестве пегниариев, веселящих публику, нежели гладиаторов, сеющих смерть» . При этом смешанные поединки между разнополыми гладиаторами не допускались .
Очевидно, что женщины принимались и в школы гладиаторов .
В кино
Женщинам-гладиаторам посвящены, в частности, следующие фильмы:
- « Гладиатрикс » ( англ. The Arena ) (США — Россия, 2001; режиссёр Тимур Бекмамбетов ) — исторический боевик;
- « » ( англ. Gladiatress ) (Великобритания, 2004; режиссёр Брайан Грант) — комедия .
См. также
Комментарии
- Объявление бесчестья. Наказание в Древнем Риме, которому подвергались лица, совершившие порочащие поступки (например, двоежёнцы) или занимающиеся порочащим ремеслом, в том числе гладиаторы .
-
В оригинале:
Hos inter fremitus novosque luxus
spectandi levis effugit voluptas:
stat sexus rudis, insciusque ferri
ut pugnas capit improbus viriles!
Перевод дан по: Мишель Монтень . [www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten2.txt Опыты. Том II] . Библиотека Максима Мошкова . Дата обращения: 2 октября 2013. .
Примечания
- (англ.) . roman-colosseum.info. Дата обращения: 2 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- . drevnij-rim.ru. Дата обращения: 2 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- (англ.) . gladiatrix.info. Дата обращения: 2 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- ↑ Steven Murray. (англ.) . Journal of Combative Sport (июль 2003). Дата обращения: 2 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- . Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона . Дата обращения: 2 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- Carla Ricci. (итал.) . Led on Line. Дата обращения: 7 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- [lib.ru/POEEAST/PETRONIJ/satirikon.txt Петроний Арбитр. Сатирикон] . Библиотека Максима Мошкова . Дата обращения: 2 октября 2013.
- . GladiWiki. Дата обращения: 2 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013. 1 июля 2014 года.
- (англ.) . penelope.uchicago.edu. Дата обращения: 2 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- (англ.) . penelope.uchicago.edu. Дата обращения: 2 октября 2013. 24 июня 2014 года.
- . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013. 28 апреля 2017 года.
- . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013. 5 октября 2013 года.
- . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013. 30 мая 2013 года.
- (лат.) . thelatinlibrary.com. Дата обращения: 15 апреля 2013. 14 октября 2012 года.
- ↑ Heather Pringle, Julian Broad. (англ.) . Discover Magazine (1 декабря 2001). Дата обращения: 3 октября 2013. 5 октября 2013 года.
- Joshua J. Mark. (англ.) . Ancient History Encyclopedia (18 января 2012). Дата обращения: 3 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- . Еженедельник 2000 (29 сентября 2000). Дата обращения: 3 октября 2013. Архивировано из 4 октября 2013 года.
- (англ.) . BBC (1 июля 2010). Дата обращения: 3 октября 2013. 3 февраля 2011 года.
- . Информационное агентство InterRight (2 июля 2010). Дата обращения: 3 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- (англ.) . The British Museum. Дата обращения: 3 октября 2013. Архивировано из 5 октября 2013 года.
- Дмитрий Целиков. . Компьюлента (18 апреля 2012). Дата обращения: 3 октября 2013. Архивировано из 5 октября 2013 года.
- Alfonso Manas. (англ.) . Abstract . The International Journal of the History of Sport. Volume 28, Issue 18, 2011. Дата обращения: 3 октября 2013. 9 марта 2021 года.
- Андрей Медведев. . Журнал «Планета» (март 2006). Дата обращения: 2 октября 2013. 1 октября 2015 года.
- Волошин Д.А. . Центр антиковедения ЯрГУ. Дата обращения: 3 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- ↑ Руперт Мэттьюз. . razlib.ru. Дата обращения: 2 октября 2013. 4 октября 2013 года.
- . filmadventure.org. Дата обращения: 3 октября 2013. Архивировано из 5 октября 2013 года.
Литература
- Дюпарк Э. Воительницы. О самых прекрасных и самых бесстрашных. Пер. с фр., предисл. и коммент. Сергея Нечаева. — М.: Эксмо, 2007. — 318 с. ISBN 978-5-699-20780-0
- 2020-12-31
- 1