Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо . Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением .
Картина существует в трёх версиях, ныне хранящихся в Эрмитаже (инв. № ГЭ 45), Метрополитен-музее (из коллекции Д. Вильденштайна, в музее на временном хранении) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус . Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно из Нью-Йорка, картина из Бадминтон-хаус, по мнению исследователей, — копия с эрмитажного.
Существует мнение, что «Лютнист» — это парная картина к «Концерту» (« Музицирующие мальчики ») Караваджо (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Вероятно, это первое произведение, где художник использовал свою знаменитую контрастную светотеневую моделировку.
Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого, Палаццо Мадама , в Риме художник прожил несколько лет. Об этом варианте «Лютниста» известно из сообщений биографов художника Бальоне (1642) и Беллори (1672, упоминается вместе с картинами Караваджо « Святая Екатерина Александрийская » и « », тоже принадлежавшими кардиналу) . В 1628 году она была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини. Исследователи Маон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая в своё время дель Монте, попала впоследствии в собрание , и этот вариант полностью написан самим Караваджо. В то же время Маурицио Марини называет версию из коллекции Вильденштайна репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично .
Ранее считалось, что первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани . В 1980-е годы были найдены документальные подтверждения приобретения этой картины в 1628 году кардиналом Антонио Барберини . После обнаружения этих документов стало ясно, что художник написал две картины с одинаковым сюжетом — для дель Монте (ныне — в Метрополитен-музее) и Джустиниани (в настоящее время — в Эрмитаже) .
В картину, исполненную для дель Монте, Караваджо внёс некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет , на заднем плане появилась клетка с щеглом. Экземпляры музыкальных инструментов, изображенные на этой картине, обладали высокой ценностью, и, вероятно, они происходили из личной коллекции дель Монте.
Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в « Мученичестве святого Матфея ». Однако критик Джейсон Кауфман считает, что версия Вильденштайна слабее эрмитажного полотна, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо .
Ни у Бальоне, ни у Беллори нет сведений о картине, принадлежавшей Джустиниани, тем не менее она упоминается в инвентаре Джустиниани, составленном в 1638 году :
«Картина над дверью — полуфигура юноши, который играет на лютне; с различными фруктами и цветами и нотными тетрадями — написана на холсте высотой 4 пяди, шириной 5 пядей … в профилированной чёрной раме с золотым орнаментом; кисти Микеланджело да Караваджо»
Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В 1673 году картину из собрания Джустиниани описал в стихах на латыни Джованни Микеле Силос, назвав персонажа на ней «citarestae effiges». Силос в своём поэтическом произведении отмечал идею гармонии, положенную в основу картины . В 1797 году теоретик-дилетант Ф. Б. В. фон Рамдор (1757—1822) утверждал, что художник изобразил музицирующую святую Цецилию , до начала XX века в различных изданиях отмечалось, что Караваджо написал девушку. Картине присваивали названия «Садовница», «Девушка с лютней» .
В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Александр I приобрёл эту картину для Эрмитажа через своего личного советника по искусству и при посредничестве директора Лувра Доминика Виван-Денона . Впервые картина была исследована В. Каллабом в 1906—1907 году, авторство Караваджо подтвердил Л. Вентури в 1910 году .
Существуют различные версии датировки картины :
Автор | Датировка картины | Год атрибуции | Примечание |
---|---|---|---|
Д. Маон | 1594—1595 | 1951 | Подтверждение датировки «Лютниста» после открытия «Музыкантов» — 1952 |
1591 | 1952 | ||
Р. Хинкс | 1595—1596 | 1953 | |
Х. Вагнер | 1590—1592 | 1958 | |
Э. Арслан | до 1590 | 1959 | |
Р. Джулиан | ок. 1595 | 1961 | |
Л. Салерно | 1966 | Публикация записи из инвентаря Джустиниани | |
К. Л. Фроммель | 1597 | 1971 | Картина написана ранее « Мальчика, укушенного ящерицей » |
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, из собрания графа де Бофор (холст, масло, 96 х 121 см). Впервые она появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, картина во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию портрета из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками. В то же время кувшин на этой версии «Лютниста» повторяет кувшин с картины «Мальчик, укушенный ящерицей». В букет же входят цветы, как из той, так и из другой картины Караваджо. С. Всеволожская создание этой версии относит к периоду после 1610 года . Предполагается, что это копия, исполненная по заказу Просперо Орси, поставщика картин дома Алтемпса , который имел права на работы художника.
«Лютнист» — одна из ранних картин Караваджо , для которых (среди них « » и один из вариантов « Гадалки ») нередко позировал его друг, художник Марио Миннити (Минити). Фроммель (1971) предположил, что Миннити послужил моделью и для «Лютниста», Чинноти согласен с ним, так как, по его мнению имеется сходство персонажа с гравюрой начала XIX века, изображающей Миннити, восходящей, вероятно, к более раннему образцу . Питер Робб, биограф художника, также считает, что Караваджо изобразил своего спутника Миннити.
Андрогинный тип внешности модели давал исследователям повод утверждать, что художник написал кастрата (Тринкьери Камиц 1988) . Предполагается, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте , который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу .
Есть также версия, основанная на неверном прочтении имени, начертанного на второй тетради («Gallus» вместо «Bassus», (Борла, 1963)), что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта .
По мнению А. Зобора (1955), это автопортрет, пятый по счёту, исследователь помещает его в хронологическом ряду автопортретов Караваджо между более ранними «Музыкантами» и написанным позже «Мальчиком, укушенным ящерицей» .
На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта . На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора на слова Петрарки : Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? . Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство , союзника Франции и противника Испании.
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в « Призвании апостола Матфея ») освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещённых предметов: на щеку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта , жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики . Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте , среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта . Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры .
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет в варианте Джустиниани составлен из следующих цветов: ирис , дамасская роза , жасмин , маргаритка . Все они цветут примерно в одно время — весной-ранним летом, к ним добавлены листья апельсинового дерева . Известно, что фламандские мастера цветочных натюрмортов: Ян Брейгель , Амброзиус Босхарт , ван дер Хелст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой букет . Фрукты же ( инжир , слива , груша ) не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их в корзине или миске, но позже просто разместил на столе из искусственного мрамора, который соединяет пространство зрителя и пространство картины .
По мнению исследователей Салерно (1971) и Спеццаферро (1966) «Лютнист» — это символическое изображение любви и гармонии. В представлении Спеццаферро оно построено на согласии противоречий ( лат. concordia discors ) — мужчина-женщина, искусство-природа. Из цветов появляются плоды, музыкант с помощью инструмента извлекает звуки музыки, музыка пробуждает любовь . В работах этого периода любовное чувство символически передаётся через изображение плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка здесь выступает как символ мимолётного чувственного наслаждения) . Предметы, составляющие натюрморт, имеют также эротическое значение и могут быть частями « Vanitas », знаменовать собой пять чувств, отсылать к идее спасения .
Некоторые исследователи изображенные одновременно цветы и плоды склонны связывать со словами Иисуса из Евангелия от Иоанна : «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» и с представлением Христа одновременно и цветком и плодом ( Святой Амвросий , Тертуллиан ). Роза, жасмин, ирис могут отсылать к образу Девы Марии, и, в то же время: ирис символизировать явление Христа, водворяющего на земле мир (irini); роза — Страсти Христовы и кровь Христа; маргаритка — его детство; жасмин — прощение, земную любовь; лилия — чистоту .
Вероятно, появление в букете листьев дерева апельсина, есть отсылка к увлечению Винченцо Джустиниани, который устроил парк в Бассано, перепланировал парки близ своих римских дворцов и уделил внимание садово-парковому искусству в своём труде «Рассуждение об Архитектуре» .
Эрмитажное полотно частью покрыто лаком, который со временем пожелтел. Определяются мельчайшие частицы песка, что обыкновенно для произведений живописи, относящихся к той эпохе. По границе красочного слоя наблюдаются следы загибов, возможно, появившихся при дублировании холста, которое производилось в XIX веке. Ясно видны засечки на грунте, вероятно, это следы ручки кисти, нанесённые Караваджо .