Interested Article - Караимская национальная символика
- 2021-02-01
- 1
Караимская национальная символика — символика караимов , проживающих в странах бывшей Российской империи ( Литва , Польша , Россия , Украина ).
История
Примерно в 1929 году польской караимской художницей Лидией Каракаш-Шоле (1896—1943) был создан герб гахана , который вскоре стал и символом польско-литовской караимской общины . Уже в 1930 году герб был помещён на приветственном адресе, поднесённом лидерами польских караимов ( С. Шапшалом , Ш. Фирковичем, И. Лобаносом и др.) Владиславу Рачкевичу в связи с его избранием маршалом Сената Польши .
В 1987 году феодосийским художником Александром Худченко совместно с караимом М. Э. Хафузом был разработан герб караимов Крыма, представляющий из себя разбитый камень, на котором изображены сэнэк, калкан и символ (тамга) феодосийских караимов — белая лошадь ( др.-евр. סוס לבן [сус лаван]; караимск. акъ ат ) . Впервые этот герб был опубликован М. Э. Хафузом в 1991 году, а чуть позже появился на обложках Караимской народной энциклопедии .
Герб
Национальный герб караимов имеет форму геральдического щита и включает в себя следующие элементы : двурогое копье ( сэнэк ), щит ( калкан ), крепостная башня, традиционное облачение газзана — головной убор и молитвенное покрывало таллет . На гербе используются национальные цвета караимов — голубой, на фоне которого находится крепостная башня, белый, на фоне которого находится оружие — двурогое копьё, и жёлтый, на фоне которого находится щит.
Герб помещён над входом в кенассу в Тракае и на шпиль кенассы в Вильнюсе . В 2008 году сэнэк в качестве караимского символа был включён в герб литовского местечка Науяместис . Национальный герб используется в оформлении официальных сайтов караимов Литвы и Польши .
Печать караимской кенассы состоит из увенчанной головным убором караимского гахама пентаграммы, в центре которой находится сэнэк на фоне калкана (введена гахамом С.М. Шапшалом в качестве новой однотипной печати караимских кенас в 1916 году ).
Флаг
Национальный флаг Караимов представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — голубого, средней — белого и нижней — жёлтого цвета. Голубой цвет символизирует небо, белый — добро и жёлтый — солнце и огонь [ неавторитетный источник ] .
Гипотезы происхождения караимских национальных символов
Сэнэк и калкан — древние караимские символы
Аргументы за:
- эти символы вырезаны на мраморной плите над воротами восточной башни Биюк-капу города-крепости Чуфут-Кале ;
- по мнению С. С. Ельяшевича эти знаки являются начальными буквами названия Чуфут-Кале на древнееврейскоме языке: ס״ע « самех » и « аин » от др.-евр. סלע עברים «Сэла Иврим», т. е. «Скала Иудеев» .
Аргументы против:
- во времена строительства Орта-капу караимы составляли в городе меньшинство и имели слишком мало влияния, чтобы поместить свой символ на воротах ;
- эти символы просто и грубо вырезаны, в то время как караимы были умелыми скульптурами, поэтому создаваемые ими надписи всегда носили более искусный характер, сочетаясь с богато украшенными резьбой аллюзиями на тему Священного писания .
- А. Л. Бертье-Делагард , критикуя С. С. Ельяшевича, заключал, что название Чуфут-Кале слишком позднее и переводится как крепость, а не скала иудеев .
Сэнэк и калкан — тамга крымских татар
Аргументы за:
- слово «сэнэк» в крымском диалекте караимского обозначает деревянные вилы. В других диалектах караимского языка оно не зафиксировано ;
- до второй половины XIX века аналогичный знак был тамгой татарской деревни Кирк-Чолпан , и, таким образом, данная тамга могла относиться к роду с именем Кырк, перекликающимся с древним названием крепости (Кырк Ор) ;
- вилообразная тамга была найдена на надгробной плите с арабской надписью из разрушенного при строительстве города мусульманского кладбища ;
- символы на Биюк-капу перенесены с древних ворот Орта-капу в Чуфут-Кале, построенных в XIV-XV веке. Если бы это были тамги различных общин, занимавших каждая свой район поселения, то вряд ли бы они повторялись при въезде в Новый город Чуфут-Кале ;
- эти символы напоминали о подчинении татарским родам, сохранявшим контроль над крепостью даже после ухода из неё .
Галерея
-
Печать симферопольской кенассы
-
Караимская кенасса в Тракае в 1932 и 2002 годах. Место шестиконечной звезды заняли двурогое копье (сэнэк), щит (калкан) и крепостная башня
-
Юбилейная монета 50 литов в честь 600-летия поселения татар и караимов в Литве с изображением караимского воина, вооруженого сэнэком и калканом.
-
Сэнэк (по караимски вилы) в качестве караимского символа на гербе литовского местечка Науяместис (2009)
Примечания
- Mariusz Pawelec. (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2011. — Marzec ( nr 1 (30) ). — S. 14 . — ISSN . 3 августа 2020 года.
- // Известия Духовного управления караимов Республики Крым. — Евпатория, 2019. — Январь ( № 30 (39) ). — С. 24—25 . 17 февраля 2019 года.
- Хафуз М. Э. Историко-этнографические очерки // Караимы / под ред. М. Н. Губогло, А. И. Кузнецова, Л. И. Миссоновой, Ю. Б. Симченко, В. А. Тишкова. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. — Кн. 4. — («Народы и культуры» ; вып. XIV). — 200 экз. — ISSN .
- Лосев Д. А. «След малого, но гордого народа...» Караимская слобода в Феодосии // Крымский альбом : Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. — Феодосия; Москва: Издательский дом «Коктебель», 1996. — Вып. 1 . — С. 106—107 .
- Хафуз М. Э. Герб караимов Крыма // Караимские вести . — М. , 1995. — № 19 . — С. 2 .
- Полканов Ю. А., Полканова А. Ю. Реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов // Крымские караимы. История, территория, этнокультура. Симферополь: Доля, 2005.
- Irena Jaroszyńska. (польск.) // Awazymyz : Pismo Historyczno-Społeczno-Kulturalne Karaimów. — Wrocław, 2008. — Wrzesień ( nr 2 (19) ). — S. 19 . — ISSN . 24 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 26 мая 2019. 25 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 11 ноября 2019. 11 ноября 2019 года.
- . Дата обращения: 6 апреля 2014. 26 июля 2023 года.
- Ельяшевич С. С. Таинственная надпись // Караимская жизнь . — Москва, 1911. — Кн.3-4 (авг.-сент.). — С. 114.
- ↑ KIZILOV, Mikhail. Karaites Through the Travelers’ Eyes: Ethnic History, Traditional Culture and Everyday Life of the Crimean Karaites According to the Description of the Travelers — New York: Al-Qirqisani Center for the Promotion of Karaite Studies, 2003. — p. 194. — ISBN 0-9700775-6-4
- Бертье-Делагард А. Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде : Справки о Фуллах // Известия Таврической учёной архивной комиссии. — Симферополь, 1920. — № 57. — С. 115.
- Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. Ш. Шапшал, 1974, С. 499)
- Акчокраклы О. Эпиграфические находки // от 24 сентября 2014 на Wayback Machine Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии . — 1929. — Т. 3. — С. 185. (с ссылкой на Боданинского )
- ↑ Акчокраклы О. . от 19 сентября 2013 на Wayback Machine (Материалы научно-этнографической экспедиции по изучению татарской культуры в Крыму, 1925) // Известия Крымского педагогического института. — 1927. — Кн. 1. — С. 41.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка — , )
- 2021-02-01
- 1