Скрижали из Пирги
- 1 year ago
- 0
- 0
Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от др.-евр. לֻּחֹת הַבְּרִית лухо́т ха-брит или др.-евр. לֻחֹת הָעֵדֻת лухо́т ха-эду́т , соответственно) (в синодальном переводе : Скрижа́ли открове́ния ) — две каменные плиты , на которых, согласно Библии , были начертаны Десять заповедей .
Согласно Пятикнижию , Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай . Десять заповедей («… наставление и заповедь, которые Я написал ») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» ( Исх. ). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу ( Исх. ). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз ( Исх. ). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей ( Втор. ). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» ( Исх. ) (в синодальном переводе : «скрижали откровения»), так как они свидетельствуют о Завете , заключённом Богом с народом Израиля.
Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
— Исх.
И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения. И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь. Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей.
— Исх.
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.
— Втор.
Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключён союз между Богом и еврейским народом. Согласно талмудической традиции, это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю, в тот самый день, когда согласно библейскому установлению праздновался День Искупления ( Йом Кипур ) — один из наиболее священных еврейских праздников.
Поскольку заповеди установили завет, вполне вероятно, что они были высечены на обеих скрижалях. Это можно сравнить с дипломатическими договорами Древнего Египта , когда каждая из сторон получала свой экземпляр.
Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета , который находился в Скинии . Впоследствии Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме . По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну . Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов .
Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.
Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.
Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг. Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы ( ). Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей [ источник не указан 4714 дней ] .
Традиционно в искусстве текст на скрижалях изображают еврейским квадратным письмом или же более ранним самаритянским письмом (извод арамейского письма, ещё сохранивший угловатые начертания знаков для письма по твёрдому материалу).
В переносном смысле — «то, что хранит» (то есть куда заносят даты, памятные события, имена, идеи и т. п.) .