Interested Article - Ролз, Джон
- 2020-01-10
- 2
Джон Бордли Ролз ( англ. John Bordley Rawls ; 21 февраля 1921 , Балтимор — 24 ноября 2002 ) — американский политический и моральный философ , теоретик социального либерализма , основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права , в значительной степени лежащей в основе современной [ прояснить ] политики США .
Его magnum opus является « Теория справедливости » — одна из самых значительных книг в политической философии . Этой книгой Джон Ролз возродил интерес к политической философии и стал одним из самых цитируемых современных философов .
Биография
Окончив Принстонский университет в 1943 году, ушёл в армию и служил в пехоте в Новой Гвинее , в Японии и на Филиппинах . Вернувшись в США, он защитил в том же университете диссертацию и на протяжении всей жизни преподавал в крупнейших университетах США ( Корнеллском , Гарвардском , а также Массачусетском технологическом институте ) и Великобритании ( Оксфордский университет ).
Идеи
В своей книге «Теория справедливости» философ разрабатывает теорию справедливости с помощью пересмотра классической теории общественного договора Джона Локка , Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта . Для Локка законность политической власти проистекала из добровольного согласия людей, выраженного в виде договора или соглашения между властью и народом . Ролз же поднимает идею общественного договора на более высокий уровень абстракции. Он рассуждает, что люди заинтересованы в увеличении своей и уменьшении общей доли выгоды, полученной из сотрудничества . Для того, чтобы это преодолеть, говорит Ролз, необходимо выработать такие принципы социальной справедливости, которые бы определяли права и обязанности основных институтов общества, и распределяли бы доли выгоды, полученные в результате сотрудничества, по приемлемому для всех принципу . Он поясняет, что принципы справедливости — это то, что люди примут в качестве определяющих принципов при заключении общественного договора. Именно они будут в дальнейшем определять права и обязанности и распределение социальных преимуществ.
Ролз построил гипотетическую мысленную конструкцию (« Вуаль неведения »), в которой он предполагает, что люди, находясь в «естественном состоянии», между собой равны: они не знают своего места в обществе, социального статуса, классового положения. В этой ситуации никто не может изменить что-либо для себя в лучшую сторону, что и определяет исходную ситуацию как честную . Ролз изначально рассматривает индивидов как рационально мыслящих людей, перед которыми стоит задача строительства справедливого общества. Также изначально в этой мысленной конструкции заложено то, что общественные институты, получившиеся в результате такого договора, беспрекословно подчиняются этим принципам справедливости, а люди, в них занятые, строят свои взаимоотношения на честности, то есть на тех условиях, на которые они согласились, будучи равными в естественном состоянии. Ролз рассуждает, что этот факт дал бы все основания на принятие этих принципов как общепризнанных и универсальных.
Два принципа справедливости
Ролз формулирует свои принципы следующим образом :
Отметив эти примеры приоритетов, я теперь хочу привести заключительную формулировку двух принципов справедливости для институтов. Ради полноты, я дам формулировку, включающую более ранние формулировки.
Первый принцип
Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей.
Второй принцип
Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно
а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений, и
б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей.
Первое правило приоритета (приоритет свободы)
Принципы справедливости должны располагаться в лексическом порядке, и, следовательно, основные свободы могут быть ограничены только во имя самой свободы. Существуют два случая:
а) менее широкие свободы должны укреплять всю систему свободы, разделяемую всеми; и
б) свобода, меньшая, чем равная, должна быть приемлемой для граждан, обладающих этой меньшей свободой.
Второе правило приоритета (приоритет справедливости над эффективностью и благосостоянием)
Второй принцип справедливости лексически предшествует принципу эффективности и принципу максимизации суммы выгод; а честное равенство возможностей предшествует принципу различия.
Существуют два случая:
а) неравенство возможностей должно увеличивать возможности людей с меньшими возможностями;
б) чрезмерная ставка сбережений должна в итоге уменьшать бремя тех, на ком оно лежит.
В порядке комментария следует отметить, что эти принципы и правила приоритета, без сомнения, неполны. Безусловно, необходимо внести и другие модификации, но я не буду далее усложнять формулировку этих принципов.
Основные труды
- Теория справедливости ( англ. A Theory of Justice ; 1971 )
- Политический либерализм ( англ. Political Liberalism ; 1993 )
- Закон народов ( англ. The Law of Peoples ; 1999 )
Публикации на русском
Монографии
-
Ролз Дж,.
Теория справедливости / пер. с англ. В. В. Целищева. —
М.
:
Издательство ЛКИ
, 2010. — 536 с. —
ISBN 978-5-382-01051-9
.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995. — 536 с. — ISBN 5-7615-0365-4 .
Статьи
- Ролз Дж. Идеи блага и приоритет права // Современный либерализм: Джон Ролз, Рональд Дворкин , Исайя Берлин , Уилл Кимлика , Майкл Дж. Сэндел, Джереми Уолдрон , Чарльз Тейлор / Пер. с англ. Л. Б. Макеевой. — М.: Прогресс-Традиция: Дом интеллектуальной книги, 1998.
- Ролз, Дж. ( PDF ) // Логос . — 2006. — № 1. — С. 35—60.
- Ролз Дж. // Вопросы философии . — 2006. — № 9. С. 79 — 105.
Примечания
- ↑ Duignan B. John Rawls // (англ.)
- ↑ John Rawls // (фр.) — 2007.
- (англ.) . John Simon Guggenheim Foundation . gf.org. Дата обращения: 19 сентября 2019. 27 сентября 2020 года.
- Duignan B. John Rawls // (англ.)
- (англ.) / J. Kahn — Manhattan, New York City: , , 2002. — ed. size: 443000 — ISSN ; ;
- (англ.) // The New York Times / J. Kahn — Manhattan, New York City: , , 2012. — ed. size: 443000 — ISSN ; ;
- ↑
- Cambridge Dictionary of Philosophy, "Rawls, John, " Cambridge University Press , pp. 774—775.
- Gordon, David (2008-07-28) от 24 февраля 2012 на Wayback Machine , The American Conservative
- . state.rin.ru. Дата обращения: 18 ноября 2016. 22 ноября 2016 года.
- ↑ Джон Ролз. Теория справедливости / Под ред. В.В. Целищева. — Издательство Новосибирского университета, 1995. — ISBN 5-7615-0365-4 .
Литература
- Алексеева Т. А. Джон Роулс и его теория справедливости // Вопросы философии . 1994. № 10. С.26-37.
- Литвиненко, Н. ( PDF ) // Логос . — 2006. — № 1. — С. 26—34.
- Макеева Л. Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин // История философии. 2005. № 12. с.45 — 62.
- Audard C. John Rawls. — Montreal, 2007. — 272 с.
- Edmundson W. John Rawls: Reticent Socialist. — Cambridge, 2017. — 220 с.
- Galisanka A. John Rawls: The Path to A Theory of Justice. — Cambridge, MA, 2019. — 272 с.
- Weithman P. Why Political Liberalism? On John Rawls’s Political Turn. — Oxford, 2011. — 379 с.
Ссылки
- 2020-01-10
- 2