Гор Чаха́л
(настоящее имя
Гор Размикович Оганисян
;
1961
,
Москва
) — российский художник
.
Содержание
Биография
Родился в 1961 году в
Москве
. С 1972 по 1976 год учился рисунку в студии
. В 1985 году окончил с отличием
Московский инженерно-физический институт
по специальности «Прикладная математика». В том же году организовал совместно с поэтом
Аркадием Семёновым
и рок-группой «
Вежливый отказ
» группу «
»
. В 1989 году снялся в главной роли в фильме «
Посвящённый
».
В 1995-96 годах был стипендиатом Берлинской Академии Художеств (Akademie der Kunst). В 2004 году получил стипендию MuseumsQuartier, Вена.
В 2010 году организовал в
Храм Мученицы Татианы при МГУ
выставку «Двоесловие/Диалог» работ художников, развивающих тему современного христианства
.
В 2011 году стал победителем конкурса Opencall международного симпозиума Pro&Contra в номинации «Экранные интерактивные медиа»
.
Решением президиума Российской Академии Художеств от 18.11.2014 избран почётным членом Академии
.
Решением президиума Российской Академии Художеств от 01.09.2015 награждён медалью «Достойному»
[
источник не указан 2490 дней
]
.
Куратор I биеннале Христоцентричного искусства 2020-2021 гг.
.
Куратор специального проекта Ярославской биеннале 2022 г. «Просветление» в Центре Современного Искусства (Дом Муз).
Фамилия Чахал является родовой фамилией его деда по отцовской линии. Старшим братом художника является
Санасар Оганисян
, олимпийский чемпион по вольной борьбе.
2008
— «Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом воздействии произведений современного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля».
Винзавод
,
Москва
.
2009
— «Этот смутный объект искусства. Русское искусство 1974—2006 гг. из коллекции Stella Art Foundation». Параллельная программа Венецианского Биеннале, Ca' Rezzonico,
Венеция
.
2009
— «Европейская Мастерская: творчество в общем культурном пространстве». Центральный Дом Художника, Москва.
2009
— «Лицо. Образ. Время. От модернизма к современности». Фонд Культуры «Екатерина», специальная программа 3-й Московской Биеннале Современного Искусства,
Москва
.
1999
— «Новый
ВХУТЕМАС
». Выставочный проект Государственного центра современного искусства и Ярославского центра современного искусства «Арс-Форум», «Арс-Форум»,
Ярославль
.
1999
— «Музей современного искусства в Москве». Выставочный проект Государственного центра современного искусства в рамках Первого Международного фестиваля музеев «ИНТЕРМУЗЕЙ — 99», «Экспоцентр»,
Москва
.
1999
— «Новый
ВХУТЕМАС
». Выставочный проект Государственного центра современного искусства в рамках Московского международного художественного салона ЦДХ\99, ЦДХ,
Москва
.
1998-99
— Выставочный проект Государственного центра современного искусства «А. С. П. посвящается…». Передвижная выставка произведений российских художников в рамках фестиваля «Пушкин и современность» . Центр современного искусства «Арс Форум»,
Ярославль
; Муниципальная художественная галерея,
Кострома
; Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,
Плёс
; Нижегородский художественный музей,
Нижний Новгород
; Нижнетагильский музей изобразительных искусств,
Нижний Тагил
; Екатеринбургский музей изобразительных искусств,
Екатеринбург
; Пермская государственная картинная галерея,
Пермь
; Государственный художественный музей им. Нестерова,
Уфа
; Самарский художественный музей,
Самара
; Казанский музей изобразительных искусств,
Казань
.
1998
— Первое Международное Биеннале. Институт Искусств, Gumri,
Армения
.
«Deutsche Messe AG: Sommer Atelier. Junge Kunst in Europa». Klinkhard&Biermann. Мюнхен. 1990. 356 страниц.
ISBN 3-7814-0293-2
. (с.304).
«Московский романтизм». М.: «Galart». 1992. 128 страницы.
ISBN 5-269-00861-0
. (сс. 13-14, 27, 105, 126, 128).
"Коллекция современного искусства «РИНАКО». Типография «Лев Толстой». Тулa. 1993. 21 лист.
«Contemporary Photographic Art from Moscow. Zeitgenössische Fotokunst aus Moskau». Prestel. Mюнхен. 1995. 128 страниц. ISBN 10: 3791316079/ISBN 13: 9783791316079. (сс. 39-43, 112,125).
«Фотобиеннале-96». М.: LBL. 1996. 98 страниц. (с. 49).
«Будущее России». «Ин-Версия. Современные технологии в искусстве». Нижегородская Ярмарка. «Промполиграфия». Нижний Новгород. 1996. 464 страницы. (сс. 453, 456).
«Сними, одень, никогда не снимай». М.: RASTER’S. 1997. 32 страницы. (сс. 30-31).
«Гор Чахал. Любовь». Галерея М. Гельмана. М.: «Экспериментальная типография». 1997. 16 страниц.
«Фауна». М.: «Магазин искусства». 1998. (том 1: с. 49; том 2: сс. 58, 65, 69).
«Фотобиеннале-98». Московский Дом Фотографии. М.: МДФ. 1998. 216 страниц. (сс. 101, 188—189).
«Gumri». First International Biennial 1998. «Tigran Mets». Ереван. 1999. 128 страниц.
ISBN 99930-52-05-1
. (сс. 88-89).
«Культурные герои XXI века». М.: GIF. 1999. 192 страницы. (с. 30).
«Искусство против географии». Государственный Русский Музей. АООТ «Типография „Правда“. Санкт-Петербург. 2000. 224 страницы. (сс. 88-89).
„Сериалы“. М.: ГЦСИ. 2000. 56 страниц. (сс. 52, 55, 56).
„PS. За красным горизонтом“. М.: Артхроника. 2005. 192 страниц.
ISBN 5-902647-12-6
. (сс. 152—153, 173, 187).
„Milano Europa 2000“. La Triennale di Milano 2001. Electa. 2001. Милан. 380 страниц.
ISBN 88-435-7898-7
. (сс. 90-91, 295—296, 366).
„Мастерская Арт Москва 2001“. М.: GIF. 2001. 128 страниц. (сс. 66-67, 91, 122—123).
„GUMRI“. The second International Biennial 2000. „Tigran Mets“. Ереван. 2002. 144 страницы. (с. 76).
„Mосковское время“. ГЦСИ. М.: Linia Grafic. 2002. 128 страницы.
ISBN 5-94620-001-1
. (сс. 58-59, 108—109).
„Мелиорация“. Фестиваль современного искусства в бухте Радости». М.: "Типография «Новости». 2003. 296 страниц. (сс. 114—116).
«АрткКлязьмa». Международный фестиваль современного искусства. М.: "Типография «Новости». 2003. 366 страниц. (сс. 56-58).
«Art Digital 2003». М’АРС. М.: "Типография «Новости». 2003. 40 страниц. (сс. 32-33).
«Electric Visions. Видеоарт России и стран северной Европы последних лет». Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге. 2003. 36 страниц. (с. 25).
«Рай». Московский Международный Форум Художественных Инициатив '2004. Ganimed Publishers. 2004. 48 страниц. (сс. 40-41).
«Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony». Центральный Дом Художника. М.: LINKSY. 2004. 112 страниц. (сс. 72-73, 105—107).
«Здесь и сейчас. Современное искусство в России». М.: ГЦСИ. 2004. 152 страниц.
ISBN 5-94620-014-3
. (с. 141).
«Новые поступления в коллекцию ГЦСИ». М.: ГЦСИ. 2005. 76 листов.
«Art Digital 2005». Центр современного искусства M’ARS. М.: «Aldi print». 2005. 68 страниц. (сс. 8-9, 63-64).
«Фотоэстафета. От Родченко до наших дней». Страницы истории советской и современной российской фотографии. Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Музей «Московский дом фотографии». М.: "Типография «Новости». 2006. 320 страниц.
ISBN 5-93977-023-1
. (с. 272).
«К 15-ти летию галереи М. Гельман». Каталог. М.: LiniaGrafic!. 2007. 560 страниц.
ISBN 5-9237-0026-3
. (сс. 330, 472—479, 510—511).
«Премия Кандинского. Выставка номинантов». М.: "Типография «Новости». 2007. 160 страниц.
ISBN 978-5-903489-05-3
. (cc. 106—109).
«Будущее зависит от тебя. Коллекция Пьера Кристиана Броше 1989—2007». М.: «Авангард». 2007. 240 страниц.
ISBN 978-5-86394-284-1
. (сс. 10, 13, 26, 27, 29, 205—211).
«Гор Чахал. Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля». «ВИНЗАВОД». М.: "Типография «Новости». 2008. 312 страниц.
«Thaw: Russian Art from Glasnost to the Present». Chesea Art Museum. «Russia! magazine» 2008. 84 страницы. ISSN: 0-9764633-2-6. (сс. 9, 20-21, 58-59).
«Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве». М.: «УП Принт». 2009. 56 cтраниц. (сс. 51-52).
«That Obscure Object of Art. Contemporary Russian Art 1975—2007». Venice. Ca' Rezzonico. Ueberreuter Print Korneuburg, Австрия. 2009. 216 страниц. (cc. 26, 61-66, 197).
«День открытых дверей: особняк — гимназия -клиника — музей». М.: MMOMA. 2010. 260 страниц.
ISBN 978-5-91611-015-9
. (сс. 185, 221).
«ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ». Храм Св. мч. Татианы при Московском Государственном Университете. Москва. 24 страницы.
ISBN 978-5-98833-013-4
. (сс. 12-13, 22-23, 24).
«Улица как музей — Музей как улица. Международный фестиваль современного искусства». «Книга». Самара. 2011. 216 страниц.
ISBN 978-5-91899-052-0
. (с.139).
«Гор Чахал. Хлеб Неба». Государственная Третьяковская Галерея. М.: «Немецкая фабрика печати». 2011. 104 страницы.
ISBN 978-5-269-01082-3
.
«Public Art Lower Austria». Том 10. SpringerWienNewYork. 360 страниц.
ISBN 978-3-7091-0780-5
. (сс. 82-83, 164, 172, 240, 241).
«Русские художники на Венецианской биеннале, 1895—2013». SIA Press nams Baltic, Латвия. 2013. 768 страниц.
ISBN 978-5-904652-04-3
/978-5904652-06-7. (сс. 645, 756).
«Реконструкция». Том I. Фонд «Екатерина». August Borg. 2013. 248 страниц.
ISBN 978-5-905110-27-6
. (сс. 19,70,74, 80, 94, 98, 102, 104, 166, 192, 202, 204, 208, 210, 216, 218, 222, 228, 236).
«Реконструкция». Том II. Фонд «Екатерина». August Borg. 2014. 322 страницы.
ISBN 978-5-905110-33-7
. (сс. 18, 47, 48, 49, 70, 76, 88, 98, 174, 186, 187, 196, 218, 220, 230, 262).
«Дары». Государственный Музей Архитектуры им. Щусева. М.: «AЗ Принт». 2014. 56 страниц. (сс. 3-4, 26, 43, 46, 50),
«Christianity, Spirituality and the other». The Mdina Cathedral Contemporary Art Biennale 2015. Horizons. 2016. 272 страницы.
ISBN 978-99957-63-07-7
. (сс. 110—111).
«Vulgata. 77 hits on the Bible». Verlag Ferdinand Scheoningh GmbH. Падерборн. 2017. 320 страниц.
ISBN 978-3-506-78859-7
. (сс. 38-39, 54-55, 308, 309).
«The Mediterranean: A See of Conflicting Spiritualities». APS Mdina Cathedral Contemporary Art Biennale 2017. Horizons. 2017. 216 страниц.
ISBN 978-99957-75-12-4
. (сс. 128—131).
Гор Чахал, «Аналогоцентризм в искусстве». Каталог выставки: «Новый отсчет». Цифровая Россия вместе с SONY, М.: LINXI, 2003, с. 105—107; сборник научных статей Российской Академии Художеств «Особенности развития техник и технологий в современном искусстве, архитектуре, дизайне», Ярославль, «Филигрань», 2014. Cc. 172—181.
Гор Чахал, «Солнце Правды, Добра и Красоты». Каталог выставки: «Рай/Paradise». IX Московский Международный форум художественных инициатив, М.: GANYMED, 2004.
Гор Чахал, «Ступени». Каталог выставки: «Art Digital 2005». М.: Алди-принт, 2005, с. 8-9.
Хачатуров С., «Гор Чахал. Гора Фавор». Каталог выставки: Гор Чахал, «Хлеб Неба». М., «Немецкая фабрика печати», 2010. Сс. 18 −19.
Мизиано В.
, «Трансцендентальная буффонада Гора Чахала». Каталог выставки: Гор Чахал, «Хлеб Неба». М., «Немецкая фабрика печати», 2010. Сс. 71 −99.
Головина В., «„Хлеб Неба“ Гора Чахала в программе спецпроектов Третьяковской галереи». Журнал «Третьяковская галерея», № 4 2010(29), сс. 92-101.
Cornelia Offergelg, «Gor Chahal Installation at Melk Benedictine Abbey». Public Art Lower Austria volume 10, SpringerWienNewYork, 2011, сс. 82-83.
Cornelia Offergeld, «Gor Chahal. Sculpture for the Park at Melk Abbey». Public Art Lower Austria volume 10, SpringerWienNewYork, 2011, сс. 172, 198—199.
Theresa Pasterk, «Gor Chahal: Die hundert Namen Gottes und der Versuch, orthodoxe Bildtradition und Computerkunst zu verbinden». Kunst und Kirche, SpringerWienNewYork, 2012, сс. 53-57.
Johannes Rauchenberger, «Gor Chahal». Johannes Rauchenberger, «No Museum has God. Religion in Art in the Early 21-st Century», Verlag Ferdinand Schoeningh, Paderborn, 2015.
ISBN 978-3-506-78241-0
, сс. 952—958.
Флорковская А., «Религиозная тема и поиски современного искусства». «Искусствознание», № 3-4, 2015, сс. 428—451.
Tatjana Petzer, «Synergie: Medienkust». Tatjana Petzer, «Wissen und Glaube. Figurationen des Synergos in der Slavischen Moderne», Wilhelm Fink Verlag, ein Imprint der Brill-Gruppe, 2021.
ISBN 978-3-7705-6558-0
, сс. 262—265.