Interested Article - Юрта

Юрта на почтовой марке Киргизии
Текинская кибитка
Казахский шанырак
Деревянный каркас юрты
Киргизская юрта

Ю́рта (также устар. «кибитка») — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников .

Этимология

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», а также — пастбище , родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», синоним слова «Родина», дословно: «народ отца». В современном монгольском языке слово юрта ( гэр ) синонимично «дому». В тувинском языке юрту называется «өг», которое при добавлении «-бүле» составит слово «семья». В киргизском языке юрта называется «боз үй» — «серый дом», так как обычно войлок для юрты сероватого оттенка, богато отделанные юрты покрыты более дорогим белым войлоком и называются «ак үй» — «белый дом», в казахском языке юрта называется «киіз үй», что в буквальном переводе — «дом из кошмы».

История

Возможно, прообразом юрты в эпоху поздней бронзы XII— IX веках до нашей эры являлись жилища андроновцев . Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов, навьюченных деталями юрты) дошли на погребальных статуэтках середины I тысячелетия н. э. из Северного Китая . Разнообразный материал, характеризующий развитие юрты со времён монгольских завоеваний XIII века, содержится в китайских, а также среднеазиатских, иранских и турецких миниатюрах.

Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Туркменские юрты имеют двустворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах вместо деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Двустворчатые деревянные двери были в татарских юртах 1920-х годов. Казахские юрты ниже киргизских из-за сильных ветров в степи. Монгольские, бурятские и тувинские юрты из-за прямых потолочных жердей ещё ниже. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения.

Сейчас юрты используются и для туристического отдыха. В этом случае они могут иметь богатое убранство.

Несмотря на то, что классическая юрта — это сложное по конструкции сооружение, имеющее большое количество деталей, сегодня в русском языке «юртой» могут называть любое примитивное переносное жилище на каркасе из жердей, покрытое шкурами или корой, например, яранги и чумы сибирских и северных народов .

Устройство юрты и её сборка

Небо через дымовой выход тувинской юрты. Видны две центральные опоры

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности . Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом . Основные части юрты: кереге/канат (решётчатые складные стенки), уук/уык (жерди, составляющие купол), тюндюк/шанырак (круг на вершине купола, скрепляющий жерди), ергенек (дверца входа), кошма, покрывающая все сооружение. Для формирования решётчатых стенок (кереге) используется тесьма из сыромятной кожи , называемая «кок» . Юрты монгольского типа (монгольские, бурятские, калмыцкие и тувинские) имеют пару подпорок по центру для поддержания низкого свода. Тюркские (киргизские, казахские, башкирские, туркменские и каракалпакские) юрты обходятся без подпорок за счёт более высокого свода и стяжки ремнями по периметру. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана , Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через открытый тундюк / шанырак — решётчатый круг/отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Оно же служит днём для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны сквозь решётчатые стенки (кереге), позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени. Почётное место в юрте ( тор ), куда сажают дорогих гостей, расположено прямо напротив входа, рядом с горкой из сундуков и постельных принадлежностей, стоящей на подставке- жукаяке .

Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север — юг. Вход — с южной стороны. Сторона юрты, где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере . В центре юрты расположен очаг .

Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток — женская, а запад — мужская . На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Эта половина гостевая.

Киргизская юрта обычно обращена выходом на восток. Правая сторона (при взгляде снаружи) от входа женская (эпчи жак) с домашней утварью, левая — мужская (эр жак) для ружья, уздечки, седла и т. п., напротив входа почётное место (төр/tör), центр юрты — место для очага. Юрта обычно покрывается войлоком с серым оттенком. Отсюда её название боз үй - серый дом. Богатые юрты покрыты белым войлоком. Такие юрты называются ак үй - белый дом.

Современное состояние

В современных условиях развития туризма в Центральной Азии многие народы развивают юрточный туризм, например, многие гости Киргизии, Монголии и Казахстана могут пожить некоторое время в юртах кочевников. Этот вид отдыха трансформировался в отдельное направление туризма — Джайлоо-туризм . Во многих городах можно встретить рестораны или туристические объекты со стилизованными или натуральными юртами.

В Туве юрты используются в качестве туристических объектов: две юрты стоят прямо перед Национальным музеем Республики Тыва «Алдан-Маадыр». В местечке Алдын-Булак стоит одноимённый этнотуристический центр, выполненный в тувинском стиле с юртами и чумами, где имеются все удобства современной жизни. А также по всей Тыве в туристических местах можно встретить юрты.

На территории Горного Алтая туристы могут остановиться в юрточных кемпингах , а также в юртах чабанов непосредственно на пастбищах. Стоит отметить, что традиционные юрты можно встретить только в южных районах республики. В Улаганском и Кош-Агачском аймаках, в районах проживания казахского и теленгитского населения, аутентичные юрты устанавливаются для проживания туристов . В более северных районах турфирмы устанавливают не аутентичные имитации жилищ кочевников.

Юрта в топонимике и этнонимике

В Дагестане, Ингушетии, Чечне «юрт» является одной из основ названий населённых пунктов: Верхний Юрт , Бабаюрт , Кизилюрт , Ножай-Юрт , Толстой-Юрт , Хасавюрт . Эти названия вероятнее всего даны тюркскими жителями Северного Кавказа, возможно ногайцами и кумыками .

Также в Иркутской области существует железнодорожная станция и посёлок городского типа Юрты . Есть другие населённые пункты с этим названием (см. Юрты ) в местностях, где проживали тюркоязычные народы или казаки.

В Астраханской области один из местных народов носит название юртовые ногайцы .

Юрта в архитектуре

Одно из крупнейших в мире зданий, стилизованных под юрту, находится в Марах , Туркменистан .
Строение «Ак-Өргө» в городе Ош, Киргизия.
Трёхъярусная юрта в сквере города Ош.

В Алма-Ате форму юрты имеет ресторан «Аул», здание цирка и другие культурные объекты.

В 2015 году в туркменском городе Мары было построено крупнейшее в Туркменистане здание, стилизованное под юрту на 3000 человек, диаметром в 70 метров и высотой 35 метров . Самое крупное в мире здание в виде юрты построено в автономной Кызылсуу-Кыргызской области КНР. Оно имеет три этажа

В киргизском городе Ош у подножия горы Сулайман-Тоо имеется строение в виде юрты «Ак-Өргө». Диаметр стилизованной юрты около 17 метров. Изначально это был магазин национальных сувениров, впоследствии свадебная фотостудия. В расположенном рядом сквере имеется трёхъярусная юрта, изготовленная к празднованию 1000-летия эпоса «Манас». В данный момент она используется как этнографический музей.

Галерея

См. также

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. А. X. Маргулан, К. А. Акишев, М. К. Кадырбаев, А. М. Оразбаев. . — Алма-Ата, 1966. — С. 34, 151, 173. 4 марта 2016 года.
  4. . Дата обращения: 19 апреля 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 18 декабря 2019. 22 сентября 2020 года.
  6. . Дата обращения: 18 декабря 2019. 18 декабря 2019 года.
  7. . Дата обращения: 18 декабря 2019. 30 мая 2022 года.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  10. Жуковская, Н. В., Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах, Москва, «Наука», 1990, с. 7.
  11. . Дата обращения: 26 января 2020. 26 января 2020 года.
  12. . Дата обращения: 12 февраля 2019. 10 февраля 2019 года.
  13. . Дата обращения: 2 декабря 2015. 30 ноября 2015 года.
  14. 6 декабря 2015 года.
  15. . Дата обращения: 17 июня 2021. 24 июня 2021 года.

Литература

Ссылки

  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine (уфимский центр этнологических исследований)
  • Зайнолла Самашев , главный научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана МОН РК, к.и.н.
Источник —

Same as Юрта