Interested Article - Хваджаган

Хваджага́н или ходжаган ( перс. خواجگان ‎, мн. ч. от перс. خواجه ‎, ходжа — «хозяин») — суфийский тарикат , основанный Абдул-Халиком Гидждувани и ставший предтечей накшбандийского тариката .

История

Основателем тариката хваджаган считается Абдул-Халик Гидждувани , живший в XII веке. На его взгляды повлияли учения школ маламатия и каландария . Гидждувани были разработаны восемь основных принципов духовно-религиозной жизни для последователей тариката. Также он сформулировал около 60 положений, которых должен придерживаться истинный мусульманин, занятый мистико-аскетической практикой .

По мнению немецкого исламоведа , хваджаган является не суфийским братством, а скорее мистическим учением, последователями которого были различные разрозненные и мало организованные группы в городах и сельской местности Мавераннахра в XIII—XV веках. У хваджаганов отсутствовали какие-то устоявшиеся общие практики. Их объединяло притязание на статус духовных последователей Абдул-Халика Гидждувани , понятие о «жизни хорошего мусульманина» и чувство того, что после монгольского нашествия их общество погрязло в вещах, чуждых исламу .

Бахауддин Накшбанд , живший в XIV веке, был лидером одной из групп хваджаганов в окрестностях Бухары . Он учился у Амира Кулала , который был представителем пятого поколения последователей Гидждувани . Накшбанд полностью воспринял основные принципы хваджаганов, разработанные основателем тариката, и добавил к ним ещё три принципа (вукуф адади, вукуф замани, вукуф калби) , тем самым заложив основы нового суфийского братства, впоследствии ставшего известным как хваджаган-накшбандия или просто накшбандия . Со временем накшбандийский тарикат стал одним из самых популярных суфийских братств, уступая лишь тарикату кадирия , и распространился на огромной территории от Египта и Балкан до Китая и Индонезии , от Поволжья и Северного Кавказа до Индии и Аравийского полуострова .

Хваджаганы в Восточном Туркестане

Первые шаги по распространению тариката хваджаган на территории Восточного Туркестана были предприняты ещё в конце XV века, когда орден возглавил Махдуми Азам (Ахмад Касани). Однако эти попытки были неудачны — могольские ханы отдавали предпочтение более умеренным представителям местного тариката увайсия . В XVI веке сын Махдуми Азама Мухаммед-Исхак был выслан из Моголистана . Лишь к XVII веку хваджаганы смогли резко усилить своё политическое влияние в ханстве и стали влиятельными феодалами. В это же время произошёл раскол между группами « белогорцев » (актаглык) и «черногорцев» (каратаглык) . Белогорцы были последователями старшего сына Махдуми Азама — Мухаммед-Амина (Ишан-и Калан), а черногорцы — Мухаммед-Исхак Вали, младшего брата Мухаммед-Амина. Непримиримая борьба двух ветвей хваджаганов привела к расколу и двоевластию в стране, их деятельность поспособствовала дестабилизации и распаду Восточного Туркестана. К 1683 году Могольское ханство распалось на три части — одно теократическое государство и два светских государства, подчинённые джунгарским ханам .

Учение хваджаганов

Восемь основных принципов Гидждувани :

  • хуш дар дам ( перс. هوش در دم ‎ — «контроль за дыханием», «осознанность каждого вдоха-выдоха»);
  • назар бар кадам ( перс. نظر بر قدم ‎ — «контроль за каждым шагом»);
  • сафар дар ватан ( перс. سفر در وطن ‎ — «странствие в вотчине»);
  • халват дар анджуман ( перс. خلوت در انجمن ‎ — «уединение в обществе»);
  • йадкард ( перс. یاد کرد ‎ — «постоянное поминание»);
  • базгашт ( перс. بازگشت ‎ — «возвращение»);
  • нигахдашт ( перс. نگاهداشت ‎ — «сохранение бдительности»);
  • йаддашт ( перс. یادداشت ‎ — «осознанное запоминание»).

Чего должен придерживаться истинный мусульманин, согласно Гидждувани :

Гидждувани осуждал любые контакты с представителями власти. Его последователи должны были сторониться «лжесуфиев», совершать коллективную молитву- намаз , не стремиться быть имамом (в молитве) или муэдзином , не привлекать к себе внимания и быть незаметным, сторониться славы, не быть гарантом в делах, не обращаться в суды, не подписывать договоров купли-продажи и векселей , ограничивать себя в общении, сне и еде, быть постоянно в духовном уединении , следить за своим внешним видом и быть аккуратными, ни с кем не спорить, ничего не требовать от людей и никому не служить (кроме шейхов ). Гидждувани проповедовал фактическое безбрачие , отрицательно относился к строительству суфийских обителей ( завия , ханака ) и совместному проживанию в них. Он признавал пользу радений с песнями и танцами ( сама ‘) и не был против подобных практик, но с условием, что они не должны занимать слишком большое место в религиозной жизни суфиев .

Примечания

  1. , с. 112—113.
  2. , p. 15.
  3. , p. 16.
  4. , с. 113.
  5. , с. 306.
  6. , с. 263—268.

Литература

  • Le Gall, D. . — State University of New York Press, 2005. — 285 p. — ISBN 9780791462454 .
  • . — М. : Восточная литература РАН, 2000. — Т. III. — 696 с. — ISBN 5-02-018102-1 .
  • / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. — Восточная литература РАН, 2006. — Т. I. — 655 с. — ISBN 5-02-018209-5 .
Источник —

Same as Хваджаган