Interested Article - Тропы против женщин в видеоиграх

«Тропы против женщин в видеоиграх» ( англ. Tropes Vs. Women in Video Games ) — серия видеороликов, созданных феминисткой Анитой Саркисян и опубликованных на YouTube . Сериал затрагивает использование устоявшихся гендерных стереотипов о женщинах в видеоиграх . Его создание финансировалось за счёт краудфандинговой компании, запущенной на Kickstarter . Сериал привлёк внимание широкой общественности после того, как Саркисян стала жертвой массовой травли и преследований на почве сексистской ненависти . Сериал выходил на канале FeministFrequency с марта 2013 по апрель 2017 года, он включает 18 серий.

В своём сериале Саркисян приводит в пример и критикует устоявшиеся женские образы в видеоиграх, которые ориентируются на гетеросексуальную мужскую аудиторию. Она также затрагивает проблему полового дисбаланса в играх в пользу мужских персонажей и злоупотребление сексуальной объективации женских персонажей. Критике подвергаются в основном американские и японские игры. Саркисян приводит и положительные примеры видеоигр, с правильной, по её мнению, репрезентацией женских персонажей. На протяжении выпуска сериала Саркисян стала предметом критики, ненависти и травли со стороны сторонников геймергейта и даже была вынуждена покинуть свой дом из-за поступавших угроз физической расправы. Западная пресса в целом положительно отозвалась о сериале, хотя он подвергался и критике. Журналисты заметили, что негативная оценка была в целом «заглушена» и дискредитирована неконструктивными и личностными оскорблениями в адрес Саркисян.

Предыстория

В 2009 году Саркисян запустила свой веб-сайт Feminist Frequency — сайт феминистской критики, но и ориентированный на молодую аудиторию . В 2011 году она создала серию видеороликов на YouTube под названием «Tropes vs. Women» в рамках сотрудничества с феминистским журналом (англ.) . В них она критиковала устоявшиеся женские стереотипы в фильмах, сериалах и иных видах средств массовой информации. По мнению Саркисян, данные образы способствуют укреплению отрицательных и вредных для женщин стереотипов . После успеха «Tropes vs. Women» Саркисян решила снять ещё один сериал похожей тематики. В 2012 году активистка была приглашена на интервью с представителями студии Bungie , где была затронута тема изображения сильных женских персонажей в видеоиграх; интервью было в целом положительно воспринято в средствами массовой информации, и Саркисян решила глубже изучить тему репрезентации женщин в видеоиграх . В частности, ей пришла идея затронуть в своём будущем сериале популярный в видеоиграх женский образ « девы в беде », сериал должен был быть построен на критике данного архетипа .

В мае 2012 года Саркисян запустила сбор денежных средств на Kickstarter на финансирование своего нового сериала «Тропы против женщин в видеоиграх». Изначально активистка планировала создать всего шесть серий продолжительностью в 10—20 минут. Сбор средств был запущен 17 мая 2012 года, а запланированная сумма была собрана почти за одни сутки. Саркисян объявила, что расширит свой проект и охватит более разнообразные темы, связанные с женщинами и женскими персонажами в видеоиграх .

Проект на Kickstarter также стал объектом повышенного внимания со стороны определённых кругов среди геймеров и альтернативных правых , устроивших организованную травлю на женоненавистнической почве. Злоумышленники отправляли Саркисян угрозы убийства и изнасилования, взламывали её веб-страницы и социальные сети, пытались испортить статью в Википедии и размещали в Интернете многочисленные комментарии оскорбительного характера. Один из злоумышленников создал компьютерную игру, позволяющую игрокам избивать изображение Саркисян . Сторонники активистки в ответ на травлю поддержали Саркисян дополнительными денежными средствами, в итоге к 15 июня денежные пожертвования на сериал составили 158 922 доллара от 6968 пользователей . Вышеописанные события вызвали широкое освещение в западной прессе и способствовали привлечению внимания к проблеме мизогинии в культуре видеоигр .

Производство

После завершения сбора средств на Kickstarter Саркисян заметила, что в итоге она собрала гораздо больше средств на создание сериала. Это позволило ей переработать его концепцию и начать работу над более масштабным проектом, включающим большее количество материала и серий .

Выход первой серии состоялся 7 марта 2013 года . Задержка её выхода заставила некоторых критиков Саркисян усомниться в том, что она тратит деньги по назначению . Однако несколько редакторов встали на защиту Саркисян, указывая на то, что новый сериал по своему содержанию и качеству явно превосходит её ранний проект . Фрузина Эрдёг также советовала активистке открыто отчитываться о денежных расходах на сериал, чтобы лишить возможности противников «обращаться к единственному адекватному аргументу» и давать рекомендации другим видеоблогерам .

Выход второй и третьей серий состоялся 28 мая и 1 августа 2013 года. Вторая серия на короткое время оказалась заблокированной на YouTube из-за жалоб, но была быстро восстановлена . Выход пятой серии состоялся 17 июня 2014 года. В ней затрагивалась тема женских персонажей как декораций для фона и в качестве сексуальных объектов .

В январе 2015 года Feminist Frequency опубликовала отчёт, в котором излагались планы на продолжение сериала. Редакция объявила, что планирует к выпуску два новых сериала. Первый из них должен был затрагивать тему положительной репрезентации женщин в видеоиграх, а второй сериал — «мужской идентичности» в играх . Последняя серия под названием «Леди-Компаньон» была опубликована 27 апреля 2017 года. Тогда Саркисян планировала при поддержке Feminist Frequency выпустить ещё один сериал .

Список серий

Название Дата выхода Просмотры на Youtube
(в миллионах по состоянию на 23 января 2019 года)
Damsel in Distress: Part 1 англ. «Дева в беде: Часть 1») март 7, 2013 ( 2013-03-07 ) 2,97
В первой серии обсуждается популярный в видеоиграх архетип « девы в беде » — пассивной женщины, оказавшейся в беде и ждущей, что её спасёт мужской герой, которым управляет игрок. Саркисян рассматривает истоки данного архетипа начиная с древних мифов, классической литературы, заканчивая кино и видеоиграми, в том числе в таких знаменитых франшизах, как Mario и Zelda .
Damsel in Distress: Part 2 англ. «Дева в беде: Часть 2») май 28, 2013 ( 2013-05-28 ) 1,36
Вторая серия углубляется в определённые сюжетные тропы «девы в беде», её наиболее жестокие и мрачные вариации, особенно распространённые в видеоиграх начала 21 века, такие как «одноразовые женщины» — которых убивают в начале сюжета, тропы « удара милосердия » или « женщины в холодильнике ». Проще говоря, ситуация, когда как правило второстепенный женский персонаж «приносится в жертву», чтобы мотивировать месть главного мужского героя, которая ляжет за основу сюжета .
Damsel in Distress: Part 3 англ. «Дева в беде: Часть 3») август 1, 2013 ( 2013-08-01 ) 0,98
Третья серия рассматривает возможные нестандартные повороты в тропе «девы в беде», например сюжеты с «юношей в беде» и (англ.) , встречающийся в культуре ретрогейминга .
Ms. Male Character англ. «Мисс мужской персонаж») ноябрь 18, 2013 ( 2013-11-18 ) 1,28
Четвёртое видео описывает другой популярный троп — «Мисс мужского персонажа», в котором женский персонаж — это просто женская копия известного мужского персонажа со стереотипно женскими чертами. Характерный пример — Ms. Pac-Man . Вторая часть видео посвящена ещё одному популярному тропу, встречающемуся как в играх, так и фильмах или мультфильмах — « принципу Смурфетты », формы (англ.) , когда в исключительно мужской команде присутствует единственный женский персонаж, выраженно женственный и обладающий стереотипными женскими чертами
Women as Background Decoration: Part 1 англ. «Женщина как декорация заднего плана: Часть 1») июнь 16, 2014 ( 2014-06-16 ) 0,94
Пятое видео затрагивает популярную в видеоиграх практику использования женских персонажей как «фонового украшения», когда второстепенные женские персонажи выполняют роль сексуальных объектов , служат в качестве декорации, в некоторых случаях игровой персонаж может вступать с ними в сексуальные взаимодействия или они могут стать жертвой изнасилования. Такие сюжетные аспекты вводятся, чтобы придать истории более жестокий и яркий характер
Women as Background Decoration: Part 2 англ. «Женщина как декорация заднего плана: Часть 2») август 25, 2014 ( 2014-08-25 ) 1.22
Шестое видео развивает тему женского персонажа, как фонового украшения, где игровой сюжет затрагивает сексуализацию женских персонажей и насилие против них, как способ лучше отразить характер значимых для истории и злых мужских персонажей .
The Scythian — Positive Female Characters in Video Games англ. «Скифка — положительный пример женского персонажа в видеоигре») март 31, 2015 ( 2015-03-31 ) 0,36
Седьмая серия рассказывает о положительном примере изображения женского персонажа — главной героине скифке из игры Superbrothers: Sword & Sworcery EP .
Jade — Positive Female Characters in Video Games англ. «Джейд — положительный пример женского персонажа в видеоигре») май 12, 2015 ( 2015-05-12 ) 0,29
Восьмая серия продолжает тему изображения положительных примеров женских персонажей, в частности Саркисян обсуждает героиню Джейд из Beyond Good & Evil .
Women as Reward англ. «Женщина как награда») август 31, 2015 ( 2015-08-31 ) 0,58
Девятая серия затрагивает тему использования полуобнажённых и сексуальных женских персонажей в качестве вознаграждения за денежную плату, в виде загружаемого контента или бонуса за предварительный заказ .
Women as Reward — Special DLC Mini-Episode англ. «Женщина как награда — дополнительный мини-эпизод») сентябрь 14, 2015 ( 2015-09-14 ) 0,48
В десятом видео Саркисян обсуждает главных управляемых женских персонажей, которые часто сексуально объективируются с помощью подборки специальных ракурсов камеры или полуобнажённой одежды, часто обнажающей живот, ноги и ягодицы героини. Мужские игровые персонажи, наоборот, как правило одеты в более закрытую одежду, а их ягодицы всегда скрыты .
Strategic Butt Coverings англ. «Стратегическое покрытие для ягодиц») январь 19, 2016 ( 2016-01-19 ) 0,71
В одиннадцатом видео обсуждается анимация женских персонажей, которая часто используется для того, чтобы дополнительно сексуализировать женщин. Само же видение мира и действительности в игре предаётся через (англ.)
Body Language & The Male Gaze англ. «Язык тела и мужской взгляд») март 31, 2016 ( 2016-03-31 ) 0,26
Двенадцатое видео описывает распространённые сексуальные наряды, которые носят женские персонажи. Саркисян замечает, что походка женщин часто напоминает «выступление на подиуме» в противовес естественной походке мужчин, также женские персонажи бегают и сражаются на высоких каблуках, что в принципе невозможно .
Lingerie is not Armor англ. «Бронелифчик — не броня») июнь 6, 2016 ( 2016-06-06 ) 0,30
В тринадцатом выпуске Саркисян обсуждает женских персонажей — солдат с полуобнажёнными телами, которые должны быть крайне уязвимыми для атак, в этих же играх мужские персонажи, напротив, одеты в закрытую и практичную броню. Также в играх сексуальность героини преподносится как что-то, что она контролирует без каких-либо последствий для себя, в то время как в реальности сексуальные женщины подвержены многократному риску домогательств и сексуального насилия, после чего они априори остаются виноватыми .
«' Are Women Too Hard To Animate?' англ. «Женщин сложно анимировать?») » июль 27, 2016 ( 2016-07-27 ) 0,37
В четырнадцатом выпуске Саркисян затрагивает тему нехватки женских персонажей — злодеев и в многопользовательских играх. А если они там присутствуют, то выделяются полуоголёнными и сексуальными телами. Саркисян также приводит в пример игры с достигнутым половым равенством .
«' All the Slender Ladies: Body Diversity in Video Games' англ. «Все дамы стройные: Разнообразие тел в видеоиграх») » сентябрь 1, 2016 ( 2016-09-01 ) 0,40
Пятнадцатый выпуск затрагивает тему того, что подавляющее большинство женских персонажей молоды и обладают стандартизированным, «рандомным» телосложением — сексуальным с точки зрения мужского игрока, мужские персонажи, в противовес, обладают куда большим возрастным, внешним и силовым разнообразием .
«' Sinister Seductress' англ. «Зловещая соблазнительница») » сентябрь 28, 2016 ( 2016-09-28 ) 0,15
Шестнадцатый выпуск исследует популярный в видеоиграх приём объединения сексуальности женщины с её смертоносностью, данный троп встречается ещё в древней литературе и, по мнению Саркисян, был одной из причин практики охоты на ведьм в средневековье. Также Саркисян затрагивает образ роковой женщины — злого женского персонажа, который использует свою сексуальность для «заманивания» жертвы. Иногда женские персонажи сочетают обе вышеописанные черты .
«' Not Your Exotic Fantasy' англ. «Не твоя экзотическая фантазия») » январь 31, 2017 ( 2017-01-31 ) 0,21
Семнадцатая серия затрагивает пересечение сексистских и расистских тропов, а именно изображения темнокожей женщины, «экзотической, таинственной дикарки», сексуально привлекательной, желанной для мужского игрового персонажа, но и иногда кровожадной. Такой персонаж объединяет сексистские стереотипы, описанные в ранних сериях, с этническими и расовыми стереотипами и часто отражает идеи сексуальной объективации чёрного женского тела. Азиатские игры также могут использовать тёмный цвет кожи как признак злобности персонажа .
«' The Lady Sidekick' англ. «Леди-помощница») » апрель 27, 2017 ( 2017-04-27 ) 0,19
Последняя серия затрагивает популярный троп в видеоиграх — а именно женского компаньона, который требуется для прохождения уровней, фактически выполняя роль живого инструмента и чирлидера для мужского персонажа и доказательства его храбрых поступков. При этом мужской герой, как правило, слабо оказывает эмоциональную поддержку женскому компаньону, да и сама героиня плохо прописана как полноценная личность, она готова идти на уступки и жертвы ради героя. Часто такие женские персонажи являются по совместительству освобождёнными «девами в беде» и беззащитны без главного героя .

Восприятие

Массовая травля

После запуска сериала массовая травля сторонников геймергейта против Саркисян продолжилась . Второе видео из серии было временно заблокировано, алгоритмы Youtube отметили его как «содержащее неприемлемый материал». Однако Саркисян успешно обжаловала блокировку . Из-за большого количества дизлайков и оскорблений Саркисян отключила комментарии и оценки к своим следующим видео .

В августе 2014 года, после выхода шестой серии, посвящённой теме «женских персонажей как фоновых украшений», травля и преследование Саркисян достигли таких масштабов, что она была вынуждена покинуть свой дом. Она утверждала, что ей и её родственникам стали поступать угрозы расправы от неизвестных лиц и Саркисян была вынуждена обратиться за помощью к властям, чтобы те выследили и обезвредили сталкеров . После данного инцидента Саркисян объявила, что это только больше мотивировало её вести борьбу «с практикой травли и преследования женщин в сфере высоких технологий» .

Положительные отзывы

Нейт Карпентер, редактор Women & Language , оставил положительный отзыв о видеоролике «Дева в беде». Он похвалил то, как сериал переводит критику и язык средств массовой информации в формат, доступный широкой аудитории. Тем не менее тема для него казалась нишевой из-за того, что Карпентер не обладал знаниями о культурной среде, которую критиковала Саркисян, но в целом счёл её историю «умной, интересной и развлекательной отправной точкой» для тех, кто заинтересован в исследованиях средств массовой информации .

Крис Суллентроп из журнала The New York Times , обозревая первые четыре серии, назвал их «обязательными для просмотра всем, кто интересуется видеоиграми». Сериал также побудил Суллентропа лично спросить у Сигэру Миямото , продюсера Nintendo, почему тот так часто использует архетип девы в беде в своих играх. Миямото признался, что не задумывался об этом много лет . Редактор The Boston Globe Джесси Сингал похвалила видео за то, как Саркисян умело и ловко прибегает к аргументам, будто предвидя попытки их опровержения противниками, и сказала, что её работа играет важную роль в том, чтобы побудить игровую индустрию отказаться от злоупотребления стереотипами . В 2013 году журнал Newsweek причислил Саркисян к одной из «125 самых влиятельных женщин», комментируя, что, несмотря на преследования «девы в беде», она «достойна похвалы» .

Пол Дин с сайта IGN заметил, что серия представляет собой анализ сексистских установок в видеоиграх, и признал, что описанные факты отражают реальность, даже если многим геймерам будет крайне трудно смириться с данным фактом. Тем не менее он опроверг тезис противников о том, что Саркисян атаковала сами игры, а скорее «разочаровывающие» истории в играх . Похожее мнение оставил и журналист с Houston Press Джеф Роунер, заметив, что, даже если для консервативных геймеров взгляды Саркисян могут казаться радикально феминистскими , её утверждения универсальны, истинны и отражают устоявшееся мнение в любом академическом курсе социологии .

Мэдди Майерс из Paste считает, что травля, с которой столкнулась Саркисян, обусловлена в целом нереалистичными ожиданиями и пристальным вниманием, с которыми, как правило, сталкиваются женщины в игровой индустрии . Джошуа Ривера, редактор Entertainment Weekly , утверждал, что сериал очень чётко излагает тот факт, что многие дизайнеры видеоигр склонны прибегать к ленивым сюжетным трюкам с помощью изображений насилия против женских персонажей. Он также назвал сериал ценным и заявил, что работа, проделанная Саркисян, ценна, потому что игры также являются средствами массовой информации и в них надо так же аккуратно подходить к подношению тех или иных стереотипных образов, как и в любой другой форме искусства .

Критика

Обозреватель Нил Стейнберг заметил, что агрессивная травля Саркисян в итоге практически лишила почвы для конструктивной критики её сериала, поскольку такие люди не желают ассоциировать себя с интернет-троллями и боятся ответной травли противников геймергейт . Похожее мнение оставили (англ.) и Анна Антропи , утверждая, что любая конструктивная критика потонула и затерялась в потоке личностных оскорблений в адрес Саркисян, поэтому её практически невозможно найти .

Говоря о серии «Женщины как фоновое украшение», Стейнберг указал на отсутствие доказательств в пользу теории того, что видеоигры провоцируют рост насилия против женщин. Тем не менее он похвалил её деятельность, назвав просветительской . Ной Берлацкий с сайта Newsweek заметил, что некоторые секс-работницы выступают против критики Саркисян видеоигр, так как та через критику сексуальной объективации женщин и изображения секс-индустрии в играх только способствует ухудшению восприятия секс-работниц в обществе . Екатерина Юнг в своей статье на сайте RealClearPolitics утверждала, что сериал «Тропы против женщин» прибегает в выборочному и искажённому анализу и не учитывает аргументы с доказательствами, способные опровергнуть аргументы Саркисян . Адриан Хмиларц и сторонник геймергейта с сайта Medium обвинил сериал в том, что его сторонники продавливают цензуру в интернете, утверждая, что любой журналист при попытке критики фактов, изложенных в сериале, начинает страдать от социального давления и что средства массовой информации не дают голоса этим людям .

Arkane Studios , разработчики игры Dishonored , заметили, что после выпуска сериала они стали подвергаться усиленной критике и приняли оборонительную позицию. Однако, повторно изучив роль женских персонажей в своей игре, они поняли, что это были только слуги, проститутки, ведьмы, королевы, девочки или любовницы, хотя так получилось непреднамеренно, они признали проблемное изображение женщин в своей игре, постарались исправить ситуацию с выпуском игры Dishonored 2 и расширили роль одного из женских персонажей до главной героини .

Тропы против квиров в видеоиграх

В марте 2019 года канал Feminist Frequency выпустил короткий сериал под названием «Тропы против квиров в видеоиграх» ( англ. Queer Tropes in Video Games ), в котором ведущей выступает трансгендерная активистка Каролайн Петит. Формат её шоу аналогично шоу Саркисян, с основной разницей в том, что главной темой сериала выступают проблемы, связанные с изображением представителей ЛГБТ в видеоиграх. Сериал состоит из трёх серий .

Каролайн Петит раннее принимала участие в создании сериала «Тропы против женщин в видеоиграх» и заметила, что является заядлым геймером. Хотя тезисы, излагаемые Саркисян, Каролайн считала крайне важными для борьбы с мизогинией в культуре видеоигр, она также считала не менее важным освятить проблему гомо- и трансфобии в видеоиграх, а тезисы, изложенные Каролайн в её сериале, в целом не новы и отражают устоявшеюся точку зрения представителей ЛГБТ. На создание сериала «Тропы против квиров в видеоиграх» у редакторов Feminist Frequency имелось гораздо меньше средств, поэтому сериал состоит всего из трёх серий. Каролайн Петит должна была за короткое время перечислить самые основные тезисы о проблемном представлении ЛГБТ в играх. Она также призналась, что морально приготовилась к тому, что станет целью травли и ненависти со стороны интернет-троллей, особенно будучи трансгендером .

Название Дата выхода
Is Ghirahim Gay or Just Coded That Way? англ. «Джирахим гей или просто так закодирован?») март 5, 2019 ( 2019-03-05 )
В первой серии обсуждается крайне популярный как в кино, так и в видеоиграх архетип « (англ.) злодея» , когда сюжет демонстрирует харизматичного мужского злодея, чьи повадки выдают в нём неявную или явную гомосексуальность и небинарность . По мнению Каролайн, данный архетип возник из идей приравнивания небинарности к психопатии и способствует демонизации таких людей. При этом она не призывает полностью отказываться от данного архетипа, критикуя скорее контекст его использования и дисбаланс из-за куда меньшего количества небинарных героев и положительных персонажей.
Looking For Love from Fallout to Dream Daddy англ. «В поисках любви от Fallout до Dream Daddy») март 5, 2019 ( 2019-03-05 )
Во втором видео затрагивается тема романтических отношений в видеоиграх и что, как правило, видеоигры через сюжетную линию продвигают мужественную гетеросексуальность как эталон нормальности игрового персонажа. Лишь с недавнего времени некоторые игры стали вводить возможность нетрадиционных отношений, однако они по-прежнему выглядят поверхностными, «отклонением от нормальности/экспериментом» и никогда не влияют на развитие основного сюжета. Каролайн также приводит положительный пример демонстрации однополых отношений, например в играх (англ.) , The Last of Us или франшизе Mass Effect .
Can We Do Better Than Zelda? англ. «Можем ли мы сделать лучше, чем в Zelda?») март 5, 2019 ( 2019-03-05 )
В третьем видео Каролайн обсуждает давнюю традицию компьютерных игр использовать второстепенных транссексуальных и гомосексуальных персонажей для гомофобных и трансфобных шуток, например изображение гротескно карикатурных геев, пристающих к главному герою с подтекстом того, что герой однозначно предпочитает женщин, или же обнаружение того, что женский персонаж оказывается трансгендером , вызывая ужас и отвращение у героя. В ином случае игра подчёркивает внешнюю уродливость транс-женщины, даже используя это как предлог для совершения физического насилия. Также игры часто связывают активную гомосексуальность с сексуальным насилием. Почти все вышеперечисленные стереотипы можно встретить в играх серии Leisure Suit Larry или Grand Theft Auto .

См. также

Примечания

  1. Mullis, Steve . National Public Radio (27 апреля 2014). Дата обращения: 27 апреля 2014. 10 апреля 2015 года.
  2. . meduza.io . Дата обращения: 1 декабря 2020. 21 октября 2021 года.
  3. . Slate.com (13 июня 2012). Дата обращения: 1 декабря 2020. 27 ноября 2017 года.
  4. Dean. . IGN (31 мая 2013). Дата обращения: 25 марта 2014. 12 декабря 2017 года.
  5. Greenhouse, Emily (2013-08-01). . The New Yorker . из оригинала 2 июля 2014 . Дата обращения: 24 марта 2014 .
  6. Singal, Jesse (2013-06-22). . The Boston Globe . из оригинала 14 января 2018 . Дата обращения: 25 марта 2014 .
  7. Kolhatkar, Sheelah (2014-11-26). . Bloomberg Businessweek . из оригинала 26 ноября 2014 . Дата обращения: 4 декабря 2014 .
  8. Williams, Mary Elizabeth (2012-06-14). . Salon . из оригинала 5 сентября 2013 . Дата обращения: 25 марта 2014 .
  9. Cupaiuolo. . Spotlight on Digital Media and Learning . John D. and Catherine T. MacArthur Foundation (21 июня 2012). Дата обращения: 23 октября 2014. Архивировано из 24 октября 2014 года.
  10. . Kickstarter (17 мая 2012). Дата обращения: 24 октября 2014. 1 декабря 2020 года.
  11. Humphreys, Sal (September 5, 2013). (PDF) . Television & New Media . 15 (1). doi : .
  12. . ISBN 978-1-4422-3149-8 . {{ cite encyclopedia }} : |title= пропущен или пуст ( справка )
  13. Settle, Amber (2013). "Diversity in the Game Industry: Is Outreach the Solution?". SIGITE '13: Proceedings of the 14th Annual ACM SIGITE Conference on Information Technology Education . Association for Computing Machinery . doi : .
  14. Stephen Totilo. . Kotaku (30 января 2013). Дата обращения: 3 сентября 2013. 29 ноября 2018 года.
  15. от 14 апреля 2015 на Wayback Machine accessed May 28, 2013
  16. Kevin Morris. . Daily Dot (13 февраля 2013). Дата обращения: 19 сентября 2013. 12 ноября 2020 года.
  17. Fruzsina Eördögh. (19 марта 2013). Дата обращения: 19 сентября 2013. 19 декабря 2020 года.
  18. Hamilton. . Kotaku (28 мая 2013). Дата обращения: 13 июля 2013. 14 ноября 2020 года.
  19. от 12 ноября 2020 на Wayback Machine . Opam, Kwame. The Verge , 17 June 2014
  20. Jenkins. The Guardian (30 января 2015). Дата обращения: 30 января 2015. 30 января 2015 года.
  21. Dredge. . The Guardian (27 января 2015). Дата обращения: 30 января 2015. 29 января 2015 года.
  22. Frank. . Polygon (27 апреля 2017). Дата обращения: 8 мая 2017. 12 ноября 2020 года.
  23. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 12 декабря 2020 года.
  24. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 1 декабря 2020 года.
  25. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 9 декабря 2020 года.
  26. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 18 ноября 2020 года.
  27. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 26 ноября 2020 года.
  28. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 15 декабря 2020 года.
  29. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 21 ноября 2020 года.
  30. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 16 декабря 2020 года.
  31. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 3 ноября 2020 года.
  32. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 10 ноября 2020 года.
  33. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 21 ноября 2020 года.
  34. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 7 февраля 2021 года.
  35. (2017). Дата обращения: 27 июня 2016. 19 ноября 2020 года.
  36. (2017). Дата обращения: 28 июля 2016. 22 ноября 2020 года.
  37. (2017). Дата обращения: 1 сентября 2016. 20 ноября 2020 года.
  38. (2017). Дата обращения: 29 сентября 2016. 24 ноября 2020 года.
  39. (2017). Дата обращения: 31 января 2017. 5 декабря 2020 года.
  40. (2017). Дата обращения: 4 мая 2017. 2 ноября 2020 года.
  41. Hilliard. . Game Informer (28 марта 2013). Дата обращения: 30 марта 2013. 26 января 2021 года.
  42. Romano. . The Daily Dot (18 марта 2013). Дата обращения: 12 июля 2014. 4 апреля 2016 года.
  43. Campbell, Colin. . Polygon.com (27 августа 2014). Дата обращения: 1 декабря 2020. 30 декабря 2014 года.
  44. Dominguez, James (August 29, 2014). . The Sydney Morning Herald . Fairfax Media. из оригинала 12 сентября 2014 . Дата обращения: 29 августа 2014 .
  45. McDonald, Soraya Nadia (2014-08-29). . The Washington Post . из оригинала 29 ноября 2020 . Дата обращения: 29 августа 2014 .
  46. Steadman. . New Statesman (27 августа 2014). Дата обращения: 29 августа 2014. 8 декабря 2015 года.
  47. Carpenter, Nate (Spring 2013). "Tropes vs. Women in Video Games [Online Video Series]". Women & Language . Michigan Technological University. 36 (1): 97—99. ISSN .
  48. Chris Suellentrop. . The New York Times (13 декабря 2013). Дата обращения: 27 декабря 2014. 5 марта 2014 года.
  49. "125 Women of Impact". Newsweek . March 29, 2013.
  50. Jef Rouner. . Houston Press (22 января 2016). Дата обращения: 1 декабря 2020. 11 ноября 2020 года.
  51. Maddy Myers. . Paste Magazine (4 июня 2013). Дата обращения: 20 сентября 2013. 5 апреля 2016 года.
  52. от 23 октября 2014 на Wayback Machine . Rivera, Joshua. Entertainment Weekly , 28 August 2014.
  53. . Chicago Sun-Times . Дата обращения: 16 октября 2015.
  54. Berlatsky. . Newsweek . Дата обращения: 7 января 2015. 12 ноября 2020 года.
  55. Young. . (21 октября 2014). Дата обращения: 22 октября 2014. 12 ноября 2020 года.
  56. Adrian Chmielarz. (англ.) . Medium (10 июля 2015). Дата обращения: 1 декабря 2020. 14 ноября 2020 года.
  57. Alexander. . Polygon (14 июня 2017). Дата обращения: 14 июня 2017. 14 июня 2017 года.
  58. (англ.) . Kotaku . Дата обращения: 2 декабря 2020. 28 ноября 2020 года.
  59. Tom Phillips. (англ.) . Eurogamer (6 марта 2019). Дата обращения: 2 декабря 2020. 28 октября 2021 года.
  60. (англ.) . VentureBeat (9 марта 2019). Дата обращения: 2 декабря 2020. 29 января 2021 года.
  61. Allegra Frank. (англ.) . Polygon (5 марта 2019). Дата обращения: 2 декабря 2020. 8 ноября 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Тропы против женщин в видеоиграх