Соловецкий камень (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Камень Шабаки — прямоугольный кусок чёрного гранита, содержащий древнеегипетский религиозный текст, нанесённый во время XXV династии . Позднее использовался как мельничный жёрнов , что повредило иероглифы . Помимо этого, надписи намеренно пытались уничтожить, из-за чего они находятся в плохом состоянии. Текст с Камня известен как «Мемфисский богословский трактат» и «Памятник мемфисской теологии».
Камень изначально стоял как памятник в Большом храме Птаха в Мемфисе , но по неизвестной причине его в какой-то момент перенесли в Александрию . Оттуда его по морю перевезли в Англию, а затем вернули вместе с капителью египетской колонны, фрагментами греко-римской базальтовой капители, двумя кварцитовыми притолоками Сенусерта III и чёрной гранитовой статуей Рамсеса II в коленопреклонённой позе . В 1805 году граф Спенсер подарил камень Британскому музею . В 1901 году надпись расшифровал и перевёл американский египтолог Джеймс Генри Брэстед . По состоянию на 2009 год Камень Шабаки находится в Британском музее .
Надпись на камне утверждает, что нижеследующий текст — копия с изъеденного червями папируса , найденного фараоном Шабакой в Великом храме Птаха . считал, что оригинальный текст относится к I династии , и называл его старейшим известным человечеству памятником письменности .
Брэстед, Эрман , Зете и Юнкер датировали текст временем Древнего царства . Надпись очень архаична, как в лингвистическом смысле (её язык близок к текстам пирамид Древнего царства), так и в политическом отношении: Мемфис там упоминается как столица . Такую же датировку приводили Франкфорт , Уилсон, Лихтхейм и Иверсон . Несмотря на это, Фридрих Юнге и большинство современных учёных пришли к заключению, что надпись создана в правление XXV династии . В египтологических кругах превалирует мнение, что Камень создали не ранее XIX династии , то есть в XIII веке до нашей эры или позднее .
Стела имеет длину около 137 см, левая сторона имеет высоту около 91 см, правая — около 95 см . Текст занимает область шириной 132 см и около 66 см высотой . В центре расположено квадратное отверстие размером 12×14 см .
В 1901 году Джеймс Генри Брэстед идентифицировал материал камня как гранит , а другие учёные постулировали, что он должен быть куском базальта или композитной породы, анализ Британского музея показал, что камень представляет собой зелёную брекчию , добытую в ущелье Вади-Хаммамат .
Нанесённые на камень письмена включают два параграфа, краткое вступление и заключение. Первый абзац повествует об объединении Египта: Птах объединяет Нижний и Верхний Египет с помощью Гора . В тексте отдельное внимание уделяется тому, что объединение Египта произошло в Мемфисе . Также там сказано, что в этом городе был похоронен Осирис . Второй абзац содержит космогонический миф, «Мемфисский богословский трактат» , где Птах выписан создателем всего мироздания, включая богов.
Первая строка содержит пятичленный титул фараона : « Божественный в явлениях , Божествен в появлениях обеих Владычиц , Могущественный золотой сокол , С совершенной Ка/душой Ра » . Первые три имени указывают на то, что фараон является воплощением богов, в особенности Гора, а другие говорят о разделении и объединении Египта .
Вторая строка, представляющая собой посвящение, заявляет, что на камень нанесён текст с изъеденного червями папируса, который Шабака нашёл во время осмотра Великого храма Птаха .
3—47 строчки описывают объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью мемфисского Гора . Сперва текст описывает политическое и теологическое превосходство мемфисского Птаха, создавшего не только Верхний и Нижний Египет, но и Эннеаду . Надпись указывает, как Гор (воплощение Птаха) сперва правит Нижним Египтом , тогда как его соперник Сет управляет Верхним . Гор получает Верхний Египет от Геба и становится единственным правителем этих земель .
48—64 строки пересказывают космогонический миф . Птах, бог-покровитель ремесленников, металлургов, архитекторов и рабочих, рассматривается в нём как создатель всего сущего . Сперва творение мира было духовным и интеллектуальным , после чего стало физическим действием, и его выполнил Атум , созданный губами и зубами Птаха. Атум создал Эннеаду из семени и рук Птаха .
61—64 строки содержат краткий пересказ .
Согласно Рагнхильде Бьерре Финнестад, имеется три основные теории насчёт того, зачем был создан текст с Камня Шабаки:
Так как текст написан для храма Птаха, Камень Шабаки, вероятно, выполнял и религиозную задачу, помещая текст в сообразное ему место .
Помимо этого, по мнению египтолога Тоби Уилкинсона , тщательно стилизованный под архаичные произведения текст использовался Шабакой в политических целях: правители кушитской династии видели в своём правлении возврат к воображаемому золотому веку египетской культуры и очищение её от «искажений», внесённых фараонами ливийской XXII династии .
Из прямоугольного отверстия в центре камня расходится несколько радиальных царапин, уничтоживших часть надписи радиусом 78 см . Они, скорее всего, появились из-за того, что камень использовали как мельничный жёрнов . Другая возможная причина появления царапин — камень использовался как подставка под тяжёлым круглым предметом, колонной или столбом .
Часть надписи уничтожена ещё в династический период . С него, среди прочего, срезано имя Сета в 7-й строке: в то время Сета стали осуждать и стирать его упоминания . Кроме того, Псамметих II или Псамметих III стёрли с камня личное и тронное имена Шабаки, после чего Псамметих III нанёс на камень своё собственное имя, которое позже стёрли персидские завоеватели .