Скалбе, Карлис
- 1 year ago
- 0
- 0
Карлис Зале ( латыш. Kārlis Zāle ; в русском обращении Карл Фёдорович Зале ( Залите ); 28 октября 1888 года , Мажейкяй , Ковенская губерния — 19 февраля 1942 года , Инчукалнс ) — российский и латвийский скульптор , мастер монументальной скульптуры .
Школьные годы провёл в Лиепае , где его старший товарищ, а впоследствии соавтор, Эрнест Шталберг подготовил его к поступлению в художественное училище.
В 1913 году окончил Казанское художественное училище .
Впоследствии учился в Санкт-Петербурге в школе Общества поощрения художников. Практику живописца проходил у художника Г. Р. Залемана . Окончил эту школу в 1915 году .
В 1917 году поступил и в 1920 году окончил ВХУТЕИН (бывшую Академию художеств) в Петрограде , где учился у скульптора, профессора А. Т. Матвеева .
Параллельно с этим занимался в «Свободных художественных мастерских».
В это же время в Петрограде вместе с Эрнестом Шталбергом , который уже был преподавателем ВХУТЕИНа , участвовал в практической реализации ленинского плана монументальной пропаганды . Идея плана заключалась в кардинальном переоформлении художественного наполнения Петрограда , то есть в создании новых памятников , которые соответствовали бы концепции культуры молодой Советской республики .
В процессе работы над осуществлением плана монументальной пропаганды Карлом Зале был создан памятник русскому литературному критику и публицисту Н. А. Добролюбову , установленный в Петрограде в 1918 году у Тучкова моста . Памятник не сохранился, так как был сделан из непрочного материала и оказался уничтожен наводнением 1924 года .
В это же время мастер работал над образом народного героя Италии, военного вождя национально-освободительного движения — Джузеппе Гарибальди (в 1919 году монумент был установлен в Петрограде ). Памятники Добролюбову и Гарибальди были созданы из недолговечных материалов и не сохранились до наших дней .
В 1919 году Зале работал над эскизом памятника борцам революции в Риге [ источник не указан 307 дней ] .
В 1923 году Карл Зале вместе со многими художниками латвийского происхождения ( Рихардом Зариньшем , Теодором Залькалном , Карлисом Миесниеком , Эрнестом Шталбергом и другими) по приглашению правительства вернулся в Латвию , которая к этому времени стала независимым государством.
Скульптор Карл Зале был принят в сообщество творческой интеллигенции, начавшей с энтузиазмом создавать современное и «национальное по форме» искусство молодого Латвийского государства.
Департамент культуры Латвии стал поручать скульптору масштабные работы.
C 1924 по 1936 год Карл Зале вместе с группой архитекторов работает над созданием крупного мемориального ансамбля рижского Братского кладбища .
В этот период соавторами Карлиса Зале были его старый лиепайский товарищ, преподаватель архитектурного факультета Латвийского университета — архитектор Эрнест Шталберг , уже ставший председателем «Товарищества Архитекторов Латвии», и архитектор Александр Бирзениекс ( 1893 — 1980 ), впоследствии доцент университета и Политехнического института . Вместе с этими мастерами Зале было разработано и выполнено несколько мемориальных сооружений.
В 1931 году была начата работа над главным монументом этого периода — Памятником Свободы . Скульптурное оформление памятника — плод трудов Карлиса Зале. Соавтором скульптора при создании монумента был архитектор Эрнест Шталберг , выпускник Императорской Академии Художеств , а с 1919 по 1922 год ректор ВХУТЕМАСа в Петрограде .
Памятник торжественно открыт в 1935 году . Высота монумента, сооружённого на народные пожертвования, достигает 42 метров.
С юго-западной стороны (по причинам инсоляции, самой выгодной для любого объёмного изображения) находится ключевая фигура ансамбля — символическая скульптура Матери-Латвии со щитом свободы.
С восточной стороны монумента изображён «прикованный герой», который запечатлён скульптором в момент, когда он разрывает стесняющие его цепи.
На северной стороне памятника расположен барельеф , посвящённый событиям 13 января 1905 года , это была реакция пролетариата Риги на кровавое воскресенье в Петербурге . На барельефе можно отчётливо разглядеть фигуру всадника унтер-офицерской роты, замахнувшегося нагайкой .
На некоторых рельефах постамента изображён строй латышских стрелков и атака латвийских солдат на позиции бермондтцев во время войны за независимость Латвии , а с северной стороны — особым эмоционально-образным настроением отличается фигура Лачплесиса , героя одноимённого эпоса, созданного Андреем Пумпуром и программной пьесы Райниса «Огонь и ночь». Богатырь Лачплесис изображён разрывающим пасть медведя .
По эскизам и гипсовой модели Карла Зале модельщик из Швеции Рагнар Мюрсмедден исполнил в материале женскую фигуру, неофициально получившую имя древнебалтийской богини любви — Милда .
Сама идея увековечить освобождение латышского народа от ига остзейских помещиков и от режима царского самодержавия родилась в кабинетах ведомства культуры в начале 1920-х годов. Скульптурная идея памятника отражает могущество физической и духовной силы народа и воспевает высоту его нравственно-этических принципов .
Скульптурное осуществление идеи ансамбля памятника Свободы , как и в случае с ансамблем мемориального комплекса Братского кладбища , можно соотнести с переосмысленными (в рамках новой эпохи) мотивами национального модерна .
При создании скульптур был использован аллажский известковый туф , итальянский травертин и песчаник .
Первый проект планировки кладбища был разработан в 1917 году ландшафтным архитектором Андреем Зейдаксом и мастером рижского модерна Эйженом Лаубе .
После провозглашения независимости Латвии в 1920 году в рамках нового ведомства «Культуры и охраны памятников» был учреждён специальный Комитет Братского кладбища, курировавший строительство архитектурного ансамбля и общее благоустройство территории.
Скульптор Карл Зале и архитекторы: Александр Бирзениекс , Петерис Феддер и ландшафтный дизайнер Андрей Зейдакс работали над созданием этого комплекса на протяжении двух десятилетий.
Мемориал окружён девятиметровой стеной, на которой выполнены скульптурные изображения гербов городов и уездов Латвии.
В центре, над этой стеной, под которой покоятся латышские стрелки , возвышается монументальная скульптура Матери-Латвии, благословляющей павших воинов.
Рядом со стеной Карл Зале выполнил четыре символические фигуры витязей , олицетворяющих регионы Латвии — Курземе , Земгале , Латгале и Видземе .
Примечательны почти четырёхметровая скульптурная композиция «Умирающие всадники» и горельеф «Павшие братья» в средней части ансамбля.
Монументальные фигуры и рельефные изображения выполнены с применением форм и приёмов латышского национального романтизма , господствовавшего с 1908 по 1915 год , и получившего новое развитие в тридцатые годы.
В середине 1950-х годов на территории Братского мемориального кладбища под руководством архитектора П. П. Саулитиса были проведены широкомасштабные реставрационные работы.
«Образы Карлиса Зале заставляют вспомнить о трагизме войны, необходимости свободы, они выражают стремление народа к миру, любовь к родине. Они запечатлели ценность труда и красоту пронесённых через века традиций народа. К.Зале как скульптор-монументалист взращён культурой народа, его жизненный вклад стал её великой, неотъемлемой составной частью», — указал в своей монографии о художнике архитектор Вайделотис Апситис .
С 1936 по 1940 год и с 1941 по 1942 год Карлис Зале руководил скульптурной мастерской в Латвийской Академии Художеств . Среди учеников в этот период — Янис Зариньш .
- Карлис Зале
Повезло тебе с именем, ваятель,
Зелень — Зале. Трава — неистребима!
Та — растёт, рассекая гранитные скалы,
Ты — принявший волшебную силу,
Напрягая могучие руки,
Вырубил образы, в каменных скалах,
Наших героев — почивших навеки.
Хорошо тебе на покое —
За чертой жизни, если с этой —
Великаны твои начеку, и волшебная сила
Наполняет их мощные руки.