Interested Article - Акоста, Уриэль
- 2020-12-31
- 1
Уриэль Ако́ста (точнее да Коста ; Uriel Acosta , иногда Дакоста ; настоящее имя Гавриэль Коста Gabriel da Costa ; 1585 , Опорто , Португалия , — апрель 1640 , Амстердам ) — голландский философ , предшественник Баруха Спинозы .
Биография
Родился в семье марранов , некогда принявших католицизм во избежание изгнания евреев из Португалии ; его отец был торговцем и сборщиком налогов. В 1614 году семья Акосты (без отца) решила вернуться в иудаизм , и вскоре бежала в Амстердам , где уже существовала крупная община португальских евреев. В Амстердаме семья открыто объявила себя евреями , и Акоста сменил первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудаизме, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии , существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.
В 1624 году он выпустил книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом». За эту книгу раввин сефардской общины Амстердама подверг Акосту херему , а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена . Даже близкие родственники Акосты стали избегать его.
В 1633 году , не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов.
За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему по доносу фанатичного родственника.
Его женитьба не могла состояться; родня отвернулась от него; его все избегали, уличные мальчишки преследовали и оплевывали его. В 1640 году и второе отлучение было снято после того, как Акоста публично отрёкся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги .
Дух Акосты был сломлен. Он составил автобиографию под заглавием «Exemplar humanae vitae» (образец человеческой жизни), в которой он сильно нападает на ортодоксальный иудаизм; затем, зарядив два пистолета, он подстерег на улице своего врага — фанатичного родственника, виновника всех его невзгод, чтобы отомстить ему, и выстрелил в него, но промахнулся, а вторым зарядом застрелил себя.
Философские взгляды
В книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили Учение Моисея , и что доктрина о бессмертии и загробной жизни не вытекает из Библии .
Все существующие религии рассматривались им как изобретённые самими людьми. Не отрицая существования Бога , Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии». Последователей традиционных религий Акоста обвинял в лицемерии и тупости :
Многие притворяются… У них обычно на устах: «Я — иудей, я — христианин, поверь мне, я тебя не обману». Зловредные скоты! Кто не говорит ничего подобного и просто признает себя человеком, гораздо лучше вас!
Акоста обычно рассматривается как первый еврейский вольнодумец Нового времени , предшественник и вдохновитель Баруха Спинозы . Начав критику Библии, Акоста как бы указал в этом отношении путь следующему поколению. Спиноза в своей критике Библии начал там, где остановился Акоста .
Образ в искусстве
Образ Акосты использован в ряде художественных произведений.
- Трагедия « » (1847) немецкого писателя К. Ф. Гуцкова , изобиловавшая отступлениями от исторической правды как в передаче фактов, так и в обрисовке личности Акосты, тем не менее надолго оказалась основным источником представлений об Акосте среди широкой публики и оказала влияние на ряд последующих произведений. Особенно большой успех эта трагедия имела в переработке на идиш на еврейской сцене в Восточной Европе и в Северной Америке в конце XIX — начале XX веков. Это описано в романе Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
- По мотивам трагедии Гуцкова первая в России женщина-композитор Валентина Семёновна Серова написала одноимённую оперу (первая постановка — 1885).
- В конце XIX века был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвилла (в книге «Мечтатели гетто», 1898).
- 15 сентября 1904 года театр имени В. Ф. Комиссаржевской открылся спектаклем «Уриэль Акоста» с Павлом Самойловым в главной роли.
- В 1935—1938 гг. на иврите вышла трёхтомная биография Акосты .
Библиография
- «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» 1624
Примечания
Комментарии
- Когда Акоста умер, Спинозе было восемь лет .
Сноски
- . Электронная еврейская энциклопедия (ЭЕЭ .
- , с. 168.
- ↑ , с. 136.
- , с. 169.
Источники
- Акоста Уриель // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- // История философии / Под редакцией Г. В. Александрова , Б. Э. Быховского , М. Б. Митина , П. Ф. Юдина . — М. : ОГИЗ - Госполитиздат , 1941. — Т. II Философия XV-XVIII в.в., Раздел второй. Основоположники философии и науки нового времени. — С. 166—200. — 75 000 экз.
- Энтони Готлиб. Мечта о Просвещении. Рассвет философии Нового времени = Anthony Gottlieb. The Dream of Enlightenment: The Rise of Modern Philosophy. — М. : Альпина нон-фикшн, 2020. — ISBN 978-5-00139-078-7 .
- 2020-12-31
- 1