Апостольские нунции в Баварии
- 1 year ago
- 0
- 0
Страсти апостольские — мученическая кончина 12 апостолов . В православии — название иконы на этот сюжет.
Большинство сведений о кончине апостолов известно из житий и легенд. Единственный апостол, о кончине которого повествуется в Новом Завете — Иаков Зеведеев.
В строках «Евангелия от Иоанна» (16:1-4), представляющих собою окончание второй утешительной речи, Христос предупреждает апостолов об ожидающих их преследованиях со стороны иудеев, а в следующих строках, объявляя снова о своем удалении к Отцу, Он обещает, что, в случае его удаления, к апостолам придет Утешитель, который и обличит враждующий против Христа и апостолов мир .
Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
Евангелист Матфей поместил аналогичные строки (предсказания ученикам об ожидающих их страданиях) в речь Христа, сказанную апостолам при отправлении их на проповедь (Мф 10:16-31), в более ранний хронологически фрагмент текста. Возможно, не потому, что Господь уже тогда ознакомил учеников с ожидающей их участью, а просто потому, что хотел в одном отделе соединить все наставления Христа ученикам, как проповедникам Евангелия .
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
№ | Апостол | Смерть | Илл. | Описание |
---|---|---|---|---|
1. | Андрей Первозванный |
распятие
,
около 70 года, Патры (Греция) |
на косом Андреевском кресте | |
2. | Петр |
распятие
,
около 67 года, Рим |
на перевёрнутом кресте вниз головой по собственному желанию, потому что считал себя недостойным умереть смертью Господа.
Казни предшествовал эпизод « Камо грядеши ». |
|
3. | Иоанн Богослов (Евангелист) |
от старости
,
ок. 100, о. Патмос |
Единственный из 12 апостолов, умерший ненасильственной смертью.
Однако в цикле Страстей часто встречается изображение пытки Иоанна в котле с кипящим маслом, после которого он остался жив. |
|
4. | Иаков Зеведеев |
убит мечом
,
44 год, Иерусалим |
царь
Ирод Агриппа I
убил Иакова мечом.
Источник: «Деяния Апостолов», 12:2. Единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета. |
|
5. | Филипп |
распятие
,
ок. 80, Иераполь |
||
6. | Варфоломей |
сначала распят, затем заживо содрана кожа, затем обезглавлен
,
Альбаны |
брат армянского царя Астиаг распял его вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили.
|
|
7. | Матфей |
после долгих мучений умер на костре
,
Мирмены, земля людоедов (Эфиопия) |
вариант жития Димитрия Ростовского. Версии разнятся: по европейской — усечен мечом | |
8. | Фома | заколот копьем | ||
9. | Иаков Алфеев | побит камнями | ||
10. | Фаддей |
распят
,
Эдесса, 72 год |
||
11. | Симон Кананит |
заживо распилен пилой
Черноморское побережье Кавказа |
||
|
Иуда Искариот | повесился | Мф. 27:5 — «И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.» | |
12. | Матфий |
Побит камнями
Иудея, 63 год |
вариант жития Димитрия Ростовского. Версии разнятся | |
— | Павел | обезглавлен | не был подвергнут позорной казни распятием, будучи римским гражданином |
В православном иконостасе иконы страстей Христовых и страстей апостольских помещаются в самых верхних, «дополнительных», 6-м и 7-м рядах, возникших поздно, в XVII веке . Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены. . «Из икон с апостольскими страстями иногда образовывали даже особый ряд в составе высокого иконостаса, как это было в Большом соборе Донского монастыря. Но чаще страдания всех апостолов изображали на одной иконе с очень сложной композицией. Такие иконы были распространены с конца XVII столетия. К XVIII веку относится икона из Великого Устюга, где от центральной фигуры Христа как бы отходят веером цветные лучи, завершающиеся сценами мучений каждого из апостолов» .
Распространен вариант «Распятие с апостольскими страстями» , где центром композиции является кончина Иисуса Христа и просто «Спас Вседержитель с апостольскими страстями» .
Также существует более усложненная «Апостольская проповедь» — сложная многофигурная иконографическая композиция, имеющая в центре ростовую фигуру Христа, окруженную в секторах круга сценами призвания, служения и кончины апостолов. Самым ранним известным памятником подобной иконографии является икона «Спас Вседержитель с апостольскими страстями» 17 века из Костромы. «Данная иконографическая схема появляется в русском искусстве, по-видимому, на рубеже XVI—XVII веков под балканским влиянием, прежде всего, в монументальной живописи (например, в Благовещенском соборе Сольвычегодска , в церкви Николы Мокрого в Ярославле — фреска северной галереи ). С середины XVII века, в связи с церковными реформами патриарха Никона, актуализировавшими апостольскую тему в изобразительном искусстве, получает распространение в иконописи. Композиция строится двумя концентрическими кругами. Наружный круг составлен из тринадцати круглых клейм, в которых представлены апостольские проповеди. Внутренний круг составляют тринадцать секторов, где изображены апостольские страдания. В верхнем клейме и секторе представлены события, связанные с Христом» .