Interested Article - Камень веры

« Ка́мень ве́ры » (полное название: « Камень веры: православным церкви святой сынам — на утверждение и духовное созидание; спотыкающимся же о камень преткновения и соблазна — на вставание и исправление », церк.-слав. Камєнь вѣры: православнымъ цєрквы святыѧ сыномъ на утвєрждєнїє и духовноє созиданїє. Прєтыкающымсѧ жє ω камєнь прєтыканїѧ и соблазна. На востанїє и исправленїє ; в XIX веке издавалась под названием « Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви ») — полемическое произведение митрополита Стефана Яворского , направленное против протестантской проповеди в России . Книга главным образом рассчитана на православных, склоняющихся к протестантству . Митрополит Стефан рассматривает догматы, оспаривавшиеся в то время протестантами . Как отмечал «„Камень веры“ носит на себе следы значительного влияния римско-католической богословской литературы: сочинения Беллярмина и Бекана сообщили как внешнюю форму построения трактатов „Камня вѣры“, так и послужили главнейшим источником содержания положительной и полемической его частей» .

История создания

Поводом для написания книги, как сказано в её предисловии, стало дело против ересеучителя Димитрия Евдокимова в 1713 году. Димитрий родился и был воспитан в православии, но в зрелом возрасте перенял протестантские воззрения у одного кальвиниста и оставил поклонение иконам , Кресту и святым мощам . Евдокимов распространял своё учение и собрал вокруг себя людей, разделяющих его неправославные взгляды. Один из последователей Евдокимова, цирюльник Фома Иванов, дошел до такой дерзости, что публично произносил в Чудове монастыре хулу на святого Алексия митрополита и разрубил ножом его икону . В 1713 году был собран собор, на котором судили отступников и предали их анафеме . Фома Иванов принес покаяние за свой поступок, но его всё равно судили после этого гражданским судом и предали смертной казни. Остальных последователей, поскольку они не изменили своих воззрений, оставили под церковным запрещением. Вскоре Евдокимов овдовел и решил жениться вторично; он принес покаяние и был принят обратно в церковное общение, где заключил свой брак с новой супругой.

Митрополит Стефан работал над составлением своего знаменитого «Камня веры», который должен был служить, по его мысли, главным орудием православной полемики против протестантизма. Сам Стефан только в 1717 году после многих исправлений решил приступить к печатанию «Камня веры». В своём письме к архиепископу Черниговскому Антонию (Стаховскому) митрополит Стефан просил последнего, «аще где либо [в книге] жестокая досада на противников обретается, оную надобе удалити или умягчити» .

Как писал Антон Карташёв , «конечно, Стефану вовремя было сказано, что такое сочинение, вредное для государства, нуждавшегося в привлечении иностранцев, не будет напечатано». 27 ноября 1722 митрополит Стефан скончался, так и не увидев свой труд опубликованным .

Содержание

Главы книги:

  1. о святых иконах
  2. о Знамении Честного Креста
  3. о Святых Мощах
  4. о Святейшей Евхаристии
  5. о призывании святых
  6. о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа
  7. о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших
  8. о преданиях
  9. о Святейшей Литургии
  10. о Святых Постах
  11. о добрых делах, способствующих вечному спасению
  12. о наказании еретиков

Мартина Лютера митрополит Стефан называет «новым Голиафом » и «архираввином», а его деятельность он рассматривал как борьбу не только с «Римской церковью», но и со «Святой Церковью вообще» («Православной Святой Кафолической Церкви»). Также мишенью критики становится Иван Кальвин . Основными чертами протестантизма Стефан называет отмену икон («святые иконы идолами называют»), постов, добрых дел, покаяния, « безженства », «самопроизвольной нищеты» и церковных правил. Он противопоставляет деятельность протестантов («этих еретиков», «нововерцев») деятельности апостолов: «Апостолы превращали козлов в овец, эти же — наоборот» .

Стефан защищает иконы на том основании, что они святы не вещественно, а образно. В отличие от идолов, иконы не являются телом Бога. Они служат нам напоминанием о библейских событиях. Впрочем, Стефан признает, что крайними иконоборцами являются лишь кальвинисты . Лютеране «приемлют некоторые иконы» (Распятие, Тайная Вечеря ), но не поклоняются им. Вместе с тем Стефан замечает, что не всякий образ Бога достоин поклонения. Так, на Шестом Вселенском соборе было запрещено изображать Христа в виде агнца. При этом Стефан полагает, что поклонение иудеев Медному змею (от Моисея до Езекии ) было благочестивым.

Стефан отвергает протестантскую экклезиологию, доказывая, что Церковь не могла превратиться в Вавилонскую блудницу , несмотря на то что древний Израиль многократно отходил от Бога. Для описания богослужения Стефан использует слово «латрия», а характерную практику поминовения усопших он именует «агиомнисией».

Особо Стефан критикует старообрядцев («раскольников») за почитание восьмиконечного креста , замечая, что крест и без табличек и подножия является крестом, а также что во время крестного знамения христиане полагают на себе знамение четырёхконечного креста.

Отрицающих реальность присутствия Христа во время таинства евхаристии Стефан называет последователями еретика Беренгария . Последователями сего лжеучения названы Джон Уиклиф («Виклеф») и Ульрих Цвингли («Звинглий»).

Стефан оспаривает принцип sola Scriptura на том сновании, что еретики ( ариане ) часто неверно трактовали слова Библии и «прикрывали свою душепагубную ересь Святым Писанием, истолкованным своим неразумием, не покоряясь правому толкованию святых Отцов». Библия для еретиков, таким образом, становится «камнем претыкания, соблазна и погибели».

Отдельно Стефан сравнивает спасение и оправдание: одно происходит после смерти, другое — ещё при жизни . Без оправдания нет спасения.

Митрополит Стефан выводит «Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви», согласно которому «самим еретиком полезно есть умереть, и благодеяние им бывает, когда их убивают. Если же еретики долго живут, то они во многом согрешают, бо́льшие прелести изобретают, бо́льших людей развращают. Тем же и большее осуждение, и тягчайшую муку вечную на себя привлекают. Это же всё смерть тем праведно наносимая прекращает» .

Оспаривая протестантские мнения, Стефан обильно черпает доводы из католической системы, хотя и отвергает некоторые католические догматы (например, чистилище ). Католический элемент вошёл в статьи об оправдании, о благих делах («для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера»), о сверхдолжных заслугах , о евхаристии как жертве, о наказании еретиков. Протоиерей Иоанн Морев провёл анализ книги «Камень веры» и обратил внимание на то, что Стефан просто переводил, переписывая, или пересказывал целые огромные куски текстов у латинских западных авторов: Беллярмина и Бекана . Среди таковых заимствований у вышеназванных авторов был текст апологетики инквизиции.

Судьба книги

«Камень веры», 1729. Книга принадлежала Успенскому храму села Тетеринского Нерехтского уезда

После смерти Екатерины I политическая ситуация резко изменилась в пользу сторонников Стефана Яворского. После вступления на престол Петра II в мае 1727 году ожидалось и вероятное восстановление патриаршества. Сочувствовавший протестантам Феофан Прокопович оставался на тот момент первенствующим членом Святейшего Синода, но его позиции в это время сильно пошатнулись. Многие синодальные постановления петровской поры отменялись указами Верховного тайного совета. Реальная власть сосредоточилась в руках его противников — вице-президентов Синода архиепископа Ростовского Георгия (Дашкова) и архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского) .

В октябре 1728 года с разрешения Верховного тайного совета , по засвидетельствованию Феофилакта (Лопатинского ) и под его наблюдением «Камень веры» увидел свет . Первое издание книги, напечатанное в количестве 1200 экземпляров, разошлось в один год . Книга была переиздана в 1729 году в Москве, а в 1730 году — в Киеве .

Книга вызвала сильное неудовольствие ориентирующихся на немецких протестантов придворных кругов. Издание книги задевало многих, в том числе и Феофана Прокоповича , которого обвиняли в симпатиях к протестантизму и даже в ереси. Немецкие протестанты восприняли издание книги «Камень веры» как вызов, который требовал немедленного ответа. Информация о книге уже в мае 1729 года появилась в Лейпцигских учёных актах, а вслед за тем в том же году был издан полемический трактат йенского богослова Иоганна Франца Буддея «Апологетическое письмо в защиту лютеранской церкви». Сильнее всего противников книги задело то, что она повторяет католические взгляды на инквизицию и оправдывает смертную казнь еретиков . Любимец Петра Великого Михаил Ширяев написал в защиту «Камня веры» стихотворение .

С вступлением на престол Анны Иоанновны в 1730 году политическое положение круто изменилось. У трона стали как раз иностранцы, воспитанные на протестантизме, а в церковной сфере бесспорное первенство получил Феофан Прокопович. Доминиканский монах Бернард Рибейра, живший в России при испанском посольстве , написал опровержение на книгу Буддея — «Антиапологетический ответ католической церкви». Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) написал «Апокрисис». Оба сочинения были написаны в защиту Стефана Яворского и его «Камня веры» и предназначались для поднесения императрице Анне Иоанновне .

В это время в России анонимно вышел злостный памфлет, впоследствии ставший известным под названием «Молоток на „Камень веры“», автор которого намеренно создал оскорбительный карикатурный пасквиль с элементами политического доноса в адрес своего оппонента. Митрополит Стефан Яворский представлен здесь как тайный католический агент, действующий в интересах папы, сознательно противящийся церковной политике Петра I и вынашивающий честолюбивые планы восстановления патриаршества. Местоблюститель обвиняется во всевозможных грехах: в неповиновении царю и саботаже его поручений, страсти к стяжанию и роскоши, в симонии , сочувствии политическим заговорам Мазепы и царевича Алексея против царя. Поступки же нравственные и осуждению не подлежащие представляются как проявление иезуитской хитрости. Автор с откровенным презрением относится к русскому народу, православному духовенству и монашеству . В целом сочинение не отличается богословской глубиной, нападки на митрополита Стефана занимают больше места, чем критика его богословских взглядов. В конце своего сочинения автор «Молотка…» выражает уверенность, что царствующая императрица Анна Иоанновна , «подобная во всем Петру, истинная Петрова наследница», не потерпит торжества противников царя Петра I, и книга «Камень веры» будет запрещена. Надежды автора «Молотка…» оправдались. Высочайшим указом от 19 августа 1732 года книга «Камень веры» была запрещена .

Вопрос об авторстве до сих пор остаётся нерешённым. Автор пасквиля — человек, безусловно, информированный о многих обстоятельствах личной жизни митрополита Стефана, в том числе в Киеве, его взаимоотношениях с высшим духовенством и священством Рязанской епархии. Он также хорошо осведомлен о взаимоотношениях местоблюстителя с императором, понимает обстоятельства дворцовых интриг при смене власти. Почти нет никакого сомнения, что это не иностранец и не простой пастор, живший в России, а человек, вхожий в высшие круги управления Церкви или государства . Современные исследователи сходятся в том, что её публикация была выгодна именно Феофану; более того, там содержится лестный отзыв о нём . Современный исследователь называет наиболее вероятным кандидатом на авторство Антиоха Кантемира .

В 1730 году был лишён сана и заточен в Кириллов монастырь архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) за то, что не отслужил вовремя молебна на восшествие императрицы на престол; но больше всего он провинился в том, что плохо удерживал свое духовенство от толков об еретичестве Феофана и дозволил у себя в Киеве новое издание «Камня веры» . В 1735 году был арестован и Феофилакт, за которым числилась важная вина, издание «Камня веры» и который, кроме того, по своей чистосердечной откровенности и доверчивости к окружающим не раз дозволял себе лишние речи и о патриаршестве, и о Феофане, и о немцах, и о том, что императрица Анна села на престол, обойдя цесаревну . В царствование Елизаветы Петровны книга вновь была напечатана в 1749 году.

В середине XVIII века антипротестантский пафос в Русской православной церкви сходит на нет, а отношение к протестантам меняется на толерантное или даже дружелюбное. Причину следует усматривать в завершении процесса адаптации церкви и ее служителей к заимствованным из протестантских стран принципам церковного устройства. Догматические различия с протестантами были выяснены прежде, а в экклезиологическом плане Русская церковь по воле монархии во многом следовала протестантскому Западу. Сказалось также и влияние протестантского богословия, усилившееся во второй половине XVIII века .

В дальнейшем «Камень веры» был издан уже в XIX веке : в 1836 и 1843 годах. В новейшее время книга была издана в 2010 году в переводе на современный русский язык, выполненный Е. Ю. Коржевой . В 2017 году Издательство Московской Патриархии выпустило новый перевод данной книги, выполненный протоиереем Николаем Бариновым .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIa. — С. 638—641.
  2. , с. 1.
  3. . Дата обращения: 12 сентября 2013. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  4. Королёв А. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1909. — Т. 19: Смеловский — Суворина. — С. 413—422.
  5. от 27 мая 2013 на Wayback Machine // Сайт протоиерея Николая Баринова, 2008
  6. См. Слово о законе и благодати , XI век
  7. на славянском: «Самем еретиком полезно есть умрети, и благодеяние тем бывают, егда убиваются. Елика бо множае живут, множае согрешают, мношайшие прелести изобретают, множайших развращают. Темже и множайшее осуждение, и тяжчайшую муку вечную на ся привлекают. Сия же вся, смерть тем праведно наносимая прекращает»
  8. // Вестник славянских культур. — 2014. — № 4 (34) . — С. 116—131 . 24 октября 2020 года.
  9. В. Д. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1911. — Т. 23: Шебанов — Шютц. — С. 307.
  10. // Филаретовский альманах. — 2012. — № 8 . — С. 97—148 . 26 октября 2020 года.
  11. Андреев А. Н. // Вопросы истории . — 2012. — № 8 . — С. 83—95 . 31 марта 2022 года.
  12. Стефан Яворский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. — Общество Памяти Игуменьи Таисии, 2010. — 768 с. — ISBN 978-5-91041-056-9 .
  13. Стефан (Яворский), митрополит Рянский и Муромский. Камень веры. — М. : Издательство Московской Патриархии. — 824 с. — ISBN 978-5-88017-567-3 .

Издания

  • Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающимся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление. — М., 1728. — 1 загл. л., [1-8], 1-32, 1-1099 с.
  • — 2°; [10], 36, 1099, [6] с
  • — Киев : Тип. Киево-Печерской лавры, 12 декабря 1730. — 1098 с.
  • Камень веры православнокафолическия восточныя церкве. — Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1839—1840. — Ч. 1. — 360 с.
  • Камень веры православнокафолическия восточныя церкве. — Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1839—1840. — Ч. 2. — 479 с.
  • Камень веры православнокафолическия восточныя церкве. — Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1839—1840. — Ч. 3. — 482 с.
  • Камень Веры Православнокафолическия восточныя церкве. — Москва : Синодальная тип., ноябрь 1841. — Т. 1. — 364 с.
  • Камень Веры Православнокафолическия восточныя церкве. — Москва : Синодальная тип., ноябрь 1841. — Т. 2. — 479 с.
  • Камень Веры Православнокафолическия восточныя церкве. — Москва : Синодальная тип., ноябрь 1841. — Т. 3. — 482 с.
  • Камень веры православным церкви святыя сыном на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна, на востание и исправление. — Москва : Синодальная тип., 1843. — Ч. 1. — 364 с.
  • Камень веры православным церкви святыя сыном на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна, на востание и исправление. — Москва : Синодальная тип., 1843. — Ч. 2. — 479 с.
  • Камень веры православным церкви святыя сыном на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна, на востание и исправление. — Москва : Синодальная тип., 1843. — Ч. 3. — 482 с.
  • . — СПб. : Общество памяти Игумении Таисии, 2010. — 768 с. — ISBN 978-5-91041-056-9 .
  • Камень веры: православным сынам Святой Церкви — на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень преткновения и соблазна — на восстание и исправление. — М. : Издательство Московской Патриархии, 2017. — 823 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-88017-567-3 .

Литература

  • Чистович И. Л. . — Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1868. — 752 с.
  • , прот. . — С-Петербург: Типография «Артиллеристского журнала», 1904. — 372 с.
  • Морев И. В., прот. // Православная богословская энциклопедия. — СПб. , 1907. — Т. VIII. Календарь Библейско-Еврейский и Иудейский — Карманов. — Стб. 187—193
  • // Знаменский П. В. История Русской Церкви. — Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — 474 с. — (Материалы по истории Церкви).
  • // Филаретовский альманах. — 2012. — № 8 . — С. 97—148 .
  • // Вестник славянских культур. — 2014. — № 4 (34) . — С. 116—131 .
  • Крашенинникова О. А. Публицистическая полемика вокруг «Камня веры» Стефана Яворского в 1730-е гг // Очерки истории русской публицистики XVIII века : Научное издание / Утверждено к печати Ученым советом Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. — Москва : Институт мировой литературы им. A. M. Горького Российской академии наук, 2017. — С. 260—304.
  • Улямаев Т. // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. — 2018. — № 12 . — С. 160—190 .
  • // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. — 2019. — № 1 (29) . — С. 76—81 .

Ссылки

Источник —

Same as Камень веры